Мессенджеры не могут идентифицировать пользователей

Российские сотовые операторы не могут договориться с мессенджерами.

Начало поголовной пользовательской идентификации в мессенджерах, с помощью телефонных номеров, было запланировано на воскресенье, 5 мая. Схема, утверждённая госаппаратом должна работать следующим образом: мессенджер уведомляет сотового оператора о новом зарегистрировавшемся пользователе, в ответ оператор даёт ответ подтверждающий наличие телефона абонента в своей базе мессенджеру, процедура занимает 20 минут. В случае если номер не найден в базе сотового оператора или ответ не получен по какой-либо другой причине — мессенджер должен заблокировать передачу и приём сообщений пользователем. Пользователи, прошедшие проверки, но изменившие личную информацию, а также номер телефона, обязаны проходить такую процедуру снова.

По информации СМИ, пока никаких изменений связанных с процессом идентификации в топовых мессенджерах не произошло. Проверка проводилась по сим-картам разных операторов: «Мегафон», «Вымпелком», МТС и Tele2, большая часть из которых была куплена без удостоверения личности. Каждый номер был зарегистрирован в популярных приложениях быстрого обмена сообщениями — WhatsApp, Viber, Telegram, «ТамТам» и другие. После ввода номера, приложение высылает код активации, как это и было раньше, после его ввода процедура регистрации нового пользователя завершается. Отказа идентифицировать пользователя не последовало, в том числе, и для неофициально приобретённых сим-карт.

По словам представителя одной из сотовых компаний, процедура регистрации никак не должна отражаться на пользователе, его единственная задача — дождаться ее полного завершения.

Как отмечают специалисты, в связи с законом «Об информации», идентификация подлежат только лица, использующие зарубежные мессенджеры, входящие в реестр Роскомнадзора как организаторы распространения информации. К таким сервисам относятся: Telegram, с доступом регулируемым надзорным органом, китайский WeChat и швейцарский Threema. Это значит, что на отсутствующие в реестре WhatsApp и Viber новые требования не распространяются.

По словам представителей сотовых операторов «Вымпелком», МТС, «Мегафон» и Tele2, компании уже успели технически подготовиться к исполнению законодательных требований. По словам представителей компании «Билайн» (бренд компании «Вымпелком»), оператор разработал техническое решение, обеспечивающее идентификацию, но хватит ли этого, выяснится только в ходе тестирования при работе с мессенджерами. Комментариев по поводу текущей работы с сервисами быстрых сообщений компания не давала. Представители Tele2, также заявляют о готовности выполнять необходимые требования, однако они пока не получили ни одного запроса на идентификацию пользователей от мессенджеров. Позиция ещё двух сотовых компаний, со слов сотрудников,  такая же.

Представитель одного из операторов, комментируя новую систему, отметил, что для ее исполнения необходимы соответствующие подзаконные акты, регулирующие правила взаимодействия между сторонами по таким вопросам как, например, передача личных данных абонентов, к которым также относится и телефонный номер пользователя. По мнению другого эксперта, пока правила четко описывают лишь общий порядок работы, но не конкретизируют сам процесс обмена данными пользователей и способы их защитить. Кроме этого не ясно, на какой основе, возмездной или безвозмездно, будет осуществляться обмен данных и каков будет тариф, в случае предполагаемой оплаты.

Представители мессенджеров не прокомментировали сложившуюся ситуацию. Ответа на вопрос, о планируемом отслеживании исполнения новых правил, от Роскомнадзора также не поступало.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Мобильная связь, Регулирование

Ключевые слова: сотовые операторы, мессенджеры