Компания Inventive Retail Group, управляющая специализированными магазинами электроники, детских и спортивных товаров, проанализировала отечественный рынок trade-in. Как выяснили эксперты, в 2018 г. россияне сдали около 1 млн устройств. Авторы исследования прогнозируют, что в 2019 г. эта цифра вырастет до 1,3 млн, а в перспективе трех лет рынок trade-in будет увеличиваться на 25-30% ежегодно. В 2021 г. количество устройств, сданных по программам выкупа, и вовсе превысит объем стихийного рынка гаджетов б/у, который, в свою очередь, будет сокращаться на 5% в год.
Эксперты подсчитали, что с января 2017 г. по июль 2019 г. реализовано 74,5 млн смартфонов. При этом на руках у россиян летом было 88,1 млн умных телефонов. Средний срок владения мобильным устройством, по данным Inventive Retail Group, составляет около двух лет. По истечении этого времени большая часть смартфонов нуждаются в ремонте, который обычно ограничивается заменой аккумулятора. После четырех лет эксплуатации устройство может прийти в негодность. Редкое исключение - флагманские модели ведущих мировых брендов, которые исправно работают до шести лет.
Авторы исследования выяснили, что из 88,1 млн умных телефонов на руках у россиян 10 млн - это устаревшие модели с эксплуатацией больше трех лет. Часть из этих устройств несколько раз сменили владельцев. Так, через соцсети и интернет-площадки в 2018 г. продано около 2 млн смартфонов б/у.
Однако, предупреждают эксперты, покупка на вторичном рынке сопряжена с риском столкнуться с недобросовестными продавцами, которые используют интернет-площадки для реализации подделок или неисправных устройств. Программы trade-in меняют ситуацию на вторичном рынке мобильной техники. Россияне через официальных представителей мировых производителей обменивают мобильные устройства, которыми пользовались год-полтора, на новые модели смартфонов.
Как рассказала ComNews представитель сети "М.Видео" Валерия Андреева, компания запустила trade-in на смартфоны более двух лет назад. "За этот период спрос на услугу каждый год увеличивается в несколько раз, и в ближайшее время этот тренд сохранится, - говорит она. - Принимая участие в программе выкупа, покупатели получают скидку на новые флагманские смартфоны: в среднем клиенты "М.Видео" экономят 10-15 тыс. руб. при использовании trade-in. В среднесрочной перспективе продажи в trade-in могут составить конкуренцию популярным классифайдам, так как позволяют не опасаться мошенников или потери персональных данных, которые могли остаться на старом устройстве".
Вице-президент по продажам компании "Связной" Давид Борзилов констатировал высокий интерес пользователей к программе trade-in. "Так, с января по август 2019 г. количество сданных устройств по программе выросло на 26% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года", - сказал он.
Пресс-секретарь Tele2 (ООО "Т2 Мобайл") Дарья Колесникова рассказывает, что программу trade-in продвигает и ряд дилеров Tele2 в отдельных регионах. На федеральном уровне компания планирует запустить программу в абсолютно новом формате. "По нашим прогнозам, число устройств, сданных по программам выкупа, будет расти. Однако мы полагаем, что они прежде всего ориентированы на смартфоны от определенных вендоров. Программа trade-in интересна клиентам, которые хотят приобрести качественный смартфон от ключевых брендов потребительских предпочтений, но не могут позволить себе покупку нового устройства", - говорит Дарья Колесникова.
Подтверждает выводы Inventive Retail Group и руководитель пресс-службы ПАО "МегаФон" Юрий Нехайчук. Оператор запустил программу в декабре 2017 г. Данные по месяцам компания не раскрывает, но количество сданных устройств по программе trade-in/утилизация, действительно, постепенно растет. Делясь результатами Юрий Нехайчук уточнил, что на текущий момент оно превысило 150 тыс. штук. Однако дальнейшее развитие событий представитель "МегаФона" предсказывать затруднился. "Ситуация на рынке trade-in может развиваться абсолютно не прогнозируемо. Она будет зависеть от экономической обстановки в России и мире, от числа запусков и выхода новых смартфонов, развития технологий и большого числа других неизвестных", - сказал он.
"Билайн" (ПАО "ВымпелКом") представил программу trade-in в конце 2017 г. В июле 2019 г. "Билайн" стал принимать в магазинах ненужные или пришедшие в негодность смартфоны, планшеты, телефоны и модемы любых производителей в любом состоянии - разбитые и нерабочие, с потертостями, царапинами и поврежденным экраном. По данным "Билайн.Аналитика", с момента старта новых условий посетители магазинов сэкономили на покупке около 200 млн руб. В среднем, подсчитали в компании, каждый покупатель в июле 2019 г. сэкономил от 20% до 50% на стоимости нового смартфона. "При этом наиболее активными покупателями оказались жители Центрального региона России. На них пришлось более 20% всех продаж. На втором месте по покупательской активности - Московский регион, здесь доля составила 14%. Далее - в порядке убывания - оказались Южный, Восточный и Западный регионы", - делится результатами представитель оператора Анна Айбашева. По ее словам, чаще всего участники акции сдавали устаревшие телефоны и фичерфоны, планшеты, модемы и смартфоны, поддерживающие сети 2G/3G. Как выяснили аналитики "Билайна", полученную скидку в большинстве случаев использовали для покупки смартфонов Samsung. "В среднем каждый третий участник trade-in в июле приобретал модели Samsung Galaxy с поддержкой 4G в ценовом диапазоне от 13 тыс. руб. и выше. В топ-3 покупок также входили смартфоны Huawei и Honor", - рассказала Анна Айбашева.
Как рассказал представитель ПАО "МТС" Алексей Меркутов, количество смартфонов, которые сдали в trade-in в розничной сети МТС в первом полугодии 2019 г., выросло в четыре раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. "Средний размер скидки за смартфон с неразбитым дисплеем составил примерно 12 тыс. руб., - констатировал представитель МТС. - Средняя сумма выкупа продолжает расти, так как пользователи стали чаще сдавать устройства из среднего и высокого ценового сегмента".
Анна Устинова