"Яндекс" на коне

В III квар­та­ле 2019 г. "Ян­декс " по­казал вы­сокий рост вы­руч­ки во всех сег­ментах. Кон­со­лиди­рован­ная вы­руч­ка ком­па­нии вы­рос­ла по срав­не­нию с ана­логич­ным по­каза­телем за III квар­тал 2018 го­да на 38% до 45 млрд руб­лей. Об­щая вы­руч­ка от про­дажи ин­тернет-рек­ла­мы вы­рос­ла на 21% и сос­та­вила 31,2 млрд руб. Вы­руч­ка от де­ятель­нос­ти в сфе­ре так­си сос­та­вила 9,6 млрд руб., уве­личив­шись на 89%. Про­чие до­ходы ком­па­нии вы­рос­ли в III квар­та­ле на 169% до 4,1 млрд руб.

"Яндекс" объявил неаудированные финансовые результаты за III квартал и 9 месяцев 2019 г.

Чистая прибыль компании За III квартал составила 4,4 млрд рублей и снизилась на 1% по сравнению с аналогичным показателем за III квартал 2018 г. Рентабельность по чистой прибыли - 9,7%. Скорректированная чистая прибыль увеличилась по сравнению с аналогичным показателем за III квартал 2018 г. на 12% и составила 6,9 млрд рублей. Отношение (рентабельность) скорректированной чистой прибыли к выручке - 15,3%.

Скорректированный показатель EBITDA вырос за III квартал 2019 г. на 29% - до 13,9 млрд рублей. Отношение скорректированного показателя EBITDA к выручке - 30,9%.

Доля компании на российском поисковом рынке составила в III квартале 2019 г. в среднем 56,6%. В III квартале 2018 г. она составляла 55,9%, а во II квартале 2019 г. — 56,9% (по данным аналитического сервиса Яндекс.Радар).

В России доля поисковых запросов к "Яндексу" на устройствах на базе Android составила в III квартале 2019 г. 52,8%, тогда как в III квартале 2018 г. она составляла 49,1%, а во II квартале 2019 года - 52,3% (по данным аналитического сервиса Яндекс.Радар).

Количество поисковых запросов (search queries) в России увеличилось по сравнению с аналогичным показателем за III квартал 2018 г. на 9%.

Количество платных кликов (paid clicks) на сайтах "Яндекса" и на сайтах Рекламной сети компании выросло в совокупности на 22% по сравнению с аналогичным показателем за III квартал 2018 года.

Объединённая компания Яндекс.Такси и Uber объявила о заключении соглашения о покупке программного обеспечения и колл-центров группы компаний "Везёт" в России. Число поездок сегмента Такси в III квартале выросло на 58%.

Консолидированная выручка компании за 9 месяцев 2019г. выросла по сравнению с аналогичным показателем за 9 месяцев 2018 года на 39% до 123,7 млрд рублей. Общая выручка от продажи интернет-рекламы выросла на 19% и составила 87,4 млрд руб. Выручка от деятельности в сфере такси составила 26 млрд руб., увеличившись на 112%. Прочие доходы компании выросли по итогам 9 месяцев 2019 г. 211% до 10,2 млрд руб.

Эксперт ГК "Финам" Леонид Делицын считает, что рост квартальной выручки на 38% по сравнению с прошлым годом позволяет ожидать и по итогам года увеличения выручки около 35% - до 170-180 миллиардов рублей. "Для сравнения – выручка "Почты России" от операционной деятельности в 2018 году составила 190,4 млрд руб. Компании удается удерживать долю на поисковом рынке на уровне 56,6%, а доля на устройствах на базе Android составила 52,8%, что даже больше, чем годом ранее (49,1%). Таким образом, "Яндекс" научился побеждать компанию Google на ее собственной территории. Стоимость акций "Яндекса" выросла на 0,66%, а квартальная отчетность оказалась даже сильнее ожидавшейся, но, честно говоря, финансовые результаты российских ИТ компании обычно очень слабо влияют на их акции. Заметнее влияют общероссийские факторы, взлеты и падения ИТ-сектора американского фондового рынка, и, в последнее время, различные административные риски. При этом, поскольку акции "Яндекса" не являются дешевыми относительно аналогов (в первую очередь – с Google), падают они в случае паники инвесторов быстро, а восстанавливаются в цене – гораздо дольше. Основным барьером для роста компании является практическая невозможность продавать услуги глобально при ограниченности российского рынка. Хотя "Яндекс" – инновационная российская компания и лидер российских ИТ, но в интернете победитель забирает все, то есть всю нишу целиком, а в нише поиска и так уже есть Google в США и Baidu в Китае. Причем, возможно, если бы не ограничения на работу Google в Китае, то и Baidu давно уже не было бы. Поскольку работа на глобальных рынках требует миллиардов, если не десятков миллиардов инвестиций (в долларах), понятен курс на поиск новых направлений внутри России – таких как такси (рост числа поездок на 58%), доставка еды, маркетплейсы, беспилотники, роботы и т.п.

Новая проблема возникла и в связи с перспективой ограничения доли иностранцев – компании предстоит понять, как мотивировать сотрудников опционами в условиях возможного падения ликвидности акций и снижения их стоимости. Понятно, что за разработчиками и исследователями "Яндекса" по многим причинам идет охота со стороны других компаний, и они понимают, что в условиях сегодняшнего спроса на их компетенции имеют право рассчитывать закончить карьеру долларовыми миллионерами. Поэтому, золотые мозги там сейчас требуются не только разработчикам, но и отделу развития персонала", - рассказал корреспонденту ComNews Леонид Делицын.

Начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко отметил, что "Яндекс" по-прежнему демонстрирует стабильность: высокий рост выручки во всех сегментах, повышение объема продаж на 40% в годовом выражении, рентабельность показателя EBITDA около 30%, а прибыли — более 15%. "Драйвер роста финансовым показателям компании обеспечивает интернет-реклама, на которую приходится около 70% выручки. Темпы роста доходов от рекламы составляют 21%, что близко к показателям конкурента Mail.ru. Отмечается рост доходов от медиаконтента, причем ежемесячно они увеличиваются примерно на 50 млн руб. При этом замедлился рост числа контентных объявлений, что может быть связано с различными факторами, в том числе с маркетинговыми установками заказчиков. Я допускаю, что самым быстрорастущим сегментом в будущем станет рынок видеорекламы из-за высокого спроса на контент и благодаря сложности ее блокировки. Самым заметным изменением можно считать замедление роста сегмента такси, что, по всей видимости, связано с насыщением рынка и высокой конкуренцией. По итогам четвертого квартала ожидаю выручку на уровне 49 млрд руб. с EBITDA 14,6 млрд и прибылью 7,5 млрд руб.", - дал прогноз Георгий Ващенко.

Аналитик ИК "Велес Капитал" Артем Михайлин отметил: "Яндекс" представил ожидаемо сильные финансовые результаты за III квартал 2019 г. "Яндекс" поднял прогноз роста суммарной выручки в текущем году с +32%-36% до +36%-38% г/г без учета Яндекс.Маркет и прогноз роста выручки поискового сегмента с +19%-21% до +20%-21% г/г. В сегменте поиска выручка компании продолжает расти хорошими темпами и увеличилась на 20,7% г/г против роста рынка интернет-рекламы в 1П 2019 г. на 20% г/г (АКАР) в т.ч. поиска на 15% г/г. Рост сверх рыночных темпов обеспечили отличная динамика показателей Яндекс.Дзен и рост доли в поиске на платформе Android. По словам менеджмента компании, рост доли в поиске на Android продолжился в октябре, и компания рассчитывает на дальнейший тренд. Положительным сюрпризом стало улучшение рентабельности сегмента до 49,6%. Cost per Click снизились на 2% г/г при росте числа платных кликов на 22% г/г. В "Яндексе" теперь ожидают рентабельность скор. EBITDA сегмента по итогам года на уровне 2018 г. (47,8%) с учетом IoT, и выше, чем в прошлом году без учета IoT (ранее ожидали снижение на 1 п.п. с учетом IoT). Сегмент такси столкнулся с замедлением на фоне высокой базы III квартала 2018 г., когда в России проходил чемпионат мира по футболу. Выручка сегмента увеличилась на 89% г/г против +116,8% по итогам II квартала 2019 г., а количество поездок на 59% г/г (+49% г/г в России). Рентабельность скор. EBITDA сегмента снизилась на 3 п.п. по сравнению с прошлым кварталом и составила 2% на фоне дополнительных инвестиций в развитие беспилотного транспорта и сервисы по доставке еды. В "Яндексе" отмечают, что рентабельность такси в СНГ продолжает улучшаться. В сегменте объявлений рост замедлился до 38,8% г/г в силу прекращения офлайн эксперимента Auto.ru в начале этого года. На конференц-звонке компании глава "Яндекс" Аркадий Волож вновь подтвердил, что компания приложит все усилия для защиты своих акционеров и постарается не допустить размытия их экономических долей. Также любые решения, касающиеся изменений в корпоративной структуре, если таковые понадобятся, будут обсуждаться советом директоров и общим собранием акционеров. По мнению менеджмента, власти услышали некоторые доводы группы, относительно закона о значимых интернет-ресурсах, но как будет выглядеть финальная версия законопроекта пока сказать сложно. "Яндекс" продолжает активно участвовать в обсуждении", - прокомментировал аналитик.

Юлия Мель­ни­кова

Тематики: Финансы, Web

Ключевые слова: Яндекс, финансы, выручка