Просто космос: систему ЭРА-ГЛОНАСС подключают к ДТП

Автомобилисты с 2021 года смогут воспользоваться системой ЭРА-ГЛОНАСС при оформлении ДТП по европротоколу. Данные об обстоятельствах аварии поступят страховым компаниям автоматически — водителям не нужно будет фотографировать повреждения машин, сообщили «Известиям» в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Но автовладельцам придется установить устройство системы экстренного реагирования с расширенными функциями или провести его «перепрошивку». Сейчас более половины аварий в России оформляется без вызова ГИБДД. Услуга, скорее всего, будет востребована, но ее внедрение может затянуться, полагают участники авторынка и эксперты.

Страховая помощь

До конца года технические средства для автоматической фиксации ДТП планируется интегрировать с автоматизированной информационной системой (АИС) ОСАГО, сообщил «Известиям» глава Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс. Это позволит осуществлять обмен данными между ЭРА-ГЛОНАСС и АИС ОСАГО.

По его словам, к середине года РСА начнет подготовку документации для разработки необходимого программного обеспечения. С помощью нового ПО данные, зафиксированные «на борту» автомобиля, которые в зашифрованном виде передаются в госсистему ЭРА-ГЛОНАСС, смогут затем отправляться в АИС ОСАГО и далее — конкретной страховой компании для расчета выплат.

Это упростит оформление аварии без вызова ГИБДД — по европротоколу. Он действует, если столкнулись только два автомобиля, у обоих водителей есть полисы ОСАГО, в ДТП нет пострадавших, а ущерб не превышает 400 тыс. рублей.

Подготовку к реализации этой услуги ведет и оператор системы ЭРА-ГЛОНАСС — АО «ГЛОНАСС».

— Совместно с РСА разработаны требования к терминалу, который сможет передавать информацию об обстоятельствах аварии — направлении движения в момент столкновения и самом ударе (профиль ускорений или замедлений, график ударных нагрузок), эти требования зафиксированы в действующих национальных стандартах, — сказал «Известиям» директор по управлению и развитию продуктов АО «ГЛОНАСС» Артем Климовский.

По его словам, компания внедрила программно-аппаратный комплекс, позволяющий проверять корректность работы опытных образцов технических средств контроля информации о ДТП.

Сейчас модулями ЭРА-ГЛОНАСС в стране оборудовано более 4,8 млн автомобилей (с 2017-го их ставят на все новые и ввезенные в РФ машины). Они способны осуществить экстренный вызов и передать оперативным службам местоположение и данные попавшего в ДТП авто (цвет, марку, vin-номер).

По словам Артема Климовского, прорабатывается вопрос установки устройств, способных передавать сведения, необходимые страховщикам, на самые массовые модели. В обсуждениях участвуют ведущие автопроизводители, подчеркнул он. После появления новых модулей ЭРА-ГЛОНАСС водителю достаточно будет после аварии нажать кнопку SOS системы экстренного реагирования, чтобы направить все данные в страховую компанию.

Такие устройства уже разрабатываются на рынке. Как пояснил «Известиям» директор по телематическим решениям НПП «Итэлма» Александр Соколов, блок очень компактный и устроен по принципу all-in-one, то есть все компоненты в едином корпусе. Это повышает надежность и упрощает установку на автомобиль. У модуля две кнопки: одна для вызова помощи, если система ЭРА-ГЛОНАСС при аварии не сработала автоматически, другая — для передачи данных о ДТП страховщикам. Устройство еще не было официально представлено на рынке, цену компания не раскрывает.

По словам источника «Известий» в другой компании — производителе модулей ЭРА-ГЛОНАСС, сейчас устройство стоит $200–250. Блок с расширенным функционалом обойдется несколько дороже. Но основное препятствие внедрения технологии, по его мнению, заключается в отсутствии запроса со стороны автопрома. Новые устройства придется проверять в том числе с помощью краш-тестов, а это дорого, пояснил собеседник «Известий».

В пресс-службе «Киа Моторс Россия и СНГ» (официальный дистрибутор Kia) сообщили «Известиям», что говорить о готовности к установке модулей нового типа преждевременно, поскольку требуется внести изменения в нормативные акты и заново сертифицировать все транспортные средства.

— С нами этот вопрос не обсуждался, — добавили в компании.

В Группе «ГАЗ», «АвтоВАЗе», российских офисах Hyundai и Toyota отказались от комментариев. В представительствах Volkswagen, Renault, Nissan на момент публикации на запросы не ответили.

Готов интегрировать сервис взаимодействия со страховщиками в свои автомобили УАЗ, сообщили «Известиям» в пресс-службе предприятия. Там заверили, что смогут оперативно перенастроить блок ЭРА-ГЛОНАСС на модели «Патриот», если услуга окажется востребованной.

Удар по мошенникам

Сегодня около 52% аварий оформляется по европротоколу, в остальных случаях — с участием ГИБДД, следует из данных РСА.

Как пояснили «Известиям» в союзе, установка модуля ЭРА-ГЛОНАСС с расширенными функциями не освободит автовладельцев от оформления документа, который должен быть подписан обоими участниками ДТП, — им по-прежнему придется заполнять извещение о ДТП (это можно сделать в электронном виде через приложение «Помощник ОСАГО») и передавать в страховую бумажное заявление о возмещении ущерба. Но не нужно будет фотографировать повреждения для максимальной выплаты в 400 тыс. рублей (максимум без фото — 100 тыс. рублей).

— Могут быть проблемы с качеством фотографий, если авария произошла вечером или ночью. При наличии блока ЭРА-ГЛОНАСС с расширенными функциями момент удара автомобилей и место происшествия будут автоматически зафиксированы. Схема аварии и повреждения при этом, как и раньше, описываются в извещении, — отметили в РСА.

По мнению сопредседателя Союза потребителей РФ Антона Недзвецкого, услуга будет востребована автомобилистами, она также позволит страховщикам эффективнее выявлять мошенников, имитирующих ДТП.

Вместе с тем, по мнению юриста, использование системы экстренного реагирования не должно стать единственным способом подтвердить факт ДТП. По его мнению, это откроет страховым компаниям лазейки, чтобы отказывать в выплатах — например, если система не сработала из-за отсутствия связи либо повреждения машины при ударе.

Александр Волобуев

Тематики: Фиксированная связь, Регулирование

Ключевые слова: ГЛОНАСС, спутниковая связь