Итоги 2020 года в «Ростелекоме»: движение в цифровых направлениях

В прошедшем году «Ростелеком» совершил ряд стратегических приобретений, позволивших компании укрепить свой статус провайдера цифровых сервисов и стать лидером по ряду направлений. Во время и после кризиса «Ростелеком» действовал по заранее утвержденному гибкому сценарию развития, что привело к росту выручки по всем ключевым показателям. Так, выручка компании за 2020 год составила 546,9 млрд руб, что на 15% больше аналогичного показателя 2019 года.

2020 год в цифрах

Выручка «Ростелекома» за 2020 год (546,9 млрд руб) увеличилась на 15% по сравнению с показателем 2019 года, OIBDA (194 млрд руб) выросла на 14%, чистая прибыль (25,4 млрд руб) – на 16%. «2020 год был сложный, но яркий, мы существенно продвинулись по целому ряду направлений. Растет выручка от мобильного бизнеса, одним из важнейших драйверов развития для нас по-прежнему остаются цифровые сервисы. Наша главная стратегическая задача – находить новые точки роста и создавать необходимые условия для расширения быстрорастущих бизнесов в портфеле «Ростелекома», – рассказал на пресс-конференции президент ПАО «Ростелеком» Михаил Осеевский.

 

 

В 2020 году продолжилась диверсификация бизнеса «Ростелекома» и становление компании как крупнейшего интегрированного оператора в стране – благодаря сделке по консолидации 100% Tele2 Россия. Компания вышла на лидирующую позицию на рынке ЦОД и облачных сервисов после приобретения компании DataLine и последующего привлечения в капитал «РТК-ЦОД» активов  ВТБ. «В конце 2020 года мы закрыли знаковую сделку по привлечению Банка ВТБ в качестве стратегического партнера по развитию дата-центров и облачных сервисов. Мы договорились о совместном развитии перспективного направления и привлекли необходимые для этого финансовые ресурсы. Сделка продемонстрировала высокую рыночную оценку нашего облачного кластера, которая ранее была «размыта» в общих показателях группы», – добавил Михаил Осеевский.

Среди других сделок M&A глава «Ростелекома» отметил приобретение телеком- и ИТ-оператора «Лукойл-Информ» (дочернее предприятие «Лукойла», а также оператора медиконтента «Синтерра Медиа». В сфере Умных городов – к «Ростелекому» присоединились поставщики ПО для ЖКХ «Фастек» и «Форкам», а также производитель автоматизированных систем управления дорожным движением «ВойсЛинк».

 

 

Михаил Осеевский, президент ПАО «Ростелеком»:

Компания продолжит развивать цифровые направления в рамках обновленной стратегии, которую мы планируем представить рынку в апреле. В нашем портфеле еще много цифровых бизнесов, имеющих мощный потенциал развития. Мы рассчитываем, что будущее IPO облачного сегмента, как и возможные привлечения инвесторов в другие перспективные цифровые кластеры, позволят им показать реальную рыночную стоимость, которую имеют аналогичные растущие цифровые компании. В итоге это должно привести к более справедливой оценке инвесторами акций самого «Ростелекома».

Оставаясь главным партнером государства в области цифровой трансформации, в рамках концепции «Цифровая экономика» компания завершает первый этап программмы по устранению «цифрового неравенства» – строительство более 100 тыс км ВОЛС до малых населенных пунктов и возведение там точек доступа Wi-Fi. В 2021 году компания сосредоточится на подключение к высокоскоростному Интернету социально значимых объектов –  школ, фельдшерско-акушерских пунктов и других учреждений. Развиваются также программы в области телемедицины (телемедицинская платформа, организованная «дочкой» АО «РТ Лабс» и «Национального центра информатизации» – компанией «Цифромед») и электронного голосования, а также переписи населения.

«С финансовой точки зрения год вышел благополучным для компании как благодаря открывшимся рыночным возможностям, так и за счет своевременной реакции компании на кризисные явления первой половины года, – прокомментировал показатели компании старший вице-президент – финансовый директор ПАО «Ростелеком» Сергей Анохин. – Весной была разработана гибкая сценарная модель деятельности, по которой мы адаптивно действовали в течение всего года по мере проявления внешних факторов. Часть инициатив, проектов и затрат были отложены для оценки их реализации во строй половине года, и это обуславливает сезонную динамику финансовых результатов по кварталам. В целом ситуация дала компании дополнительный импульс для оценки критичности и необходимости целого ряда расходов».

 

 

Финансовые прогнозы «Ростелекома» на 2021 год осторожные: рост выручки и OIBDA от 5%.

Рост по перспективным направлениям

Цифровые сервисы становятся драйвером развития не только бизнеса операторов связи, но и всего ИТ-рынка.

По итогам 4 квартала 2020 года рост выручки «Ростелекома» от цифровых сервисов составил 53%, а за весь год практически 60% год-к-году. Компания активно продвигает решения по кибербезопасности, облачные сервисы и услуги на базе дата-центров и другие продукты. В то время как доля цифровых сервисов в общей структуре выручки «Ростелекома» увеличилась за год на 4% (сейчас это 14%), доля фиксированного ШПД снизилась на 1% (до 17%), а телефонии – на 3% (до 10%).

 

 

Владимир Кириенко, первый вице-президент ПАО «Ростелеком»:

Мы постоянно ищем новые пути развития. Приобретения разработчиков проприетарных софтверных продуктов в области ЖКХ, ведущего разработчика в сфере цифровизации обращения с отходами и экологии, партнерство с «Доктис» по созданию телемедицинских сервисов, совместное предприятие с YADRO по расширению линейки PaaS-решений и ряд других — все это просчитанные последовательные шаги по созданию источников роста в тех сферах, которые будут показывать взрывную динамику, в том числе за счет более широкого и глубокого использования цифровых решений.

Сохраняется положительная динамика розничного сегмента бизнеса «Ростелекома», несмотря на насышение рынка доступа в Интернет и платного ТВ: выручка от B2C по итогам 4 квартала 2020 по сравнению с аналогичным периодом 2019 увеличилась на 6%. Таких результатов компания достигла за счет консолидации Теле2 и продвижению дополнительных цифровых сервисов, которые позволяют увеличить общий доход с  домохозяйства.

В прошедшем году в сегменте B2C компания отметила значительный рост направления ШПД по оптике (домашний Интернет) – на 10% выручка и на 2,2% абонентская база, – во многом связанный с переходом абонентов на удаленную работу. Подключение по ВОЛС сегодня позволяет предоставить наиболее надежное и качественное соединение на высокой скорости. Число абонентов ШПД «Ростелекома» приближается к 12,5 млн. При этом за год в 3,5 раза выросло количество пользователей конвергентных услуг (500 тыс абонентов):  Интернет, ТВ, мобильная связь, игровые сервисы, видеонаблюдение.

Активная аудитория цифровой видеоплатформы Wink выросла за год в 4 раза благодаря новым подключениям и массовому переходу (более 70% абонентов) на нее подписчиков Интерактивного ТВ «Ростелекома», а также изменению подхода компании к формированию подписок. Тариф-конструктор «Трансформер» позволяет самостоятельно подобрать индивидуальный список ТВ-каналов и фильмов. Сегодня Wink смотрят более чем на 8 млн устройств.

 

 

В сегментах B2B и B2G выручка «Ростелекома» по итогам 2020 года выросла более чем на треть и превысила 200 млрд рублей. Показатели достигнуты за счет реализации проектов в сфере ИБ, продвижения облачных сервисов и услуг дата-центров, а также других цифровых направлений. Данные услуги востребованы не только среди крупных клиентов, но и среди предприятий SMB. Отмечается рост популярности облачного видеонаблюдения, услуги контакт-центров и корпоративного Wi-Fi. Компания занимает лидирующие позиции на рынке в направлениях сетевого видеонаблюдения, Wi-Fi, ВАТС и услуги 8-800.

«Ростелеком» последовательно расширяет спектр передовых цифровых услуг и направлений. Мы инвестировали в расширение облачного сегмента и направления кибербезопасности, развивали цифровые регионы, электронное правительство, системы умного видеонаблюдения и аналитики, смарт-сервисы для домохозяйств и бизнеса. И сейчас видим результаты этих усилий: цифровой сегмент растет впечатляющими темпами, обеспечивая компании десятки миллиардов рублей выручки, а такие направления как кибербезопасность ежегодно кратно увеличиваются в размерах», – резюмирует первый вице-президент ПАО «Ростелеком» Владимир Кириенко.

В сегменте B2O набирает обороты проект «Оператор для операторов». Рост выручки «Ростелекома» по этому проекту за 2020 год составил 30%. За год протяженность обслуживаемых компанией ВОЛС увеличилась на 26 тыс км, а число обслуживаемых базовых станций – на 9,5 тысяч. Введен в эксплуатацию новый высокоскоростной маршрут транзита трафика между Европой и Азией через Казахстан – расширение проекта TEA.

Самый быстрорастущий мобильный оператор

Сергей Анохин, старший вице-президент – финансовый директор ПАО «Ростелеком»:

Компания продемонстрировала уверенный рост основных финансовых показателей и перевыполнила прогноз намеченных на 2020 год целей. Несмотря на сохранение неопределенности в отношении дальнейшей динамики макроэкономических показателей, итоги работы в 2020 году позволяют нам рассчитывать на продолжение роста бизнеса в 2021 году. Менеджмент компании ожидает увеличения консолидированной выручки и OIBDA не менее чем на 5%; СAPEX запланирован в пределах 110 – 115 млрд рублей (без учета реализации госпрограмм).

Мобильный бизнес «Ростелекома» в 2020 году показал рост на 15% по выручке и на 1,5% по абонентской базе. Абонентская база Tele2 достигла 46,6 млн, ARPU вырос на 10% и достиг 342 рублей на клиента. Годовой отток абонентов снизился практически на 3% до 33,4%. Компания начала оказывать услуги мобильной связи в Республике Алтай, теперь покрытие сети Теле2 есть в 68 регионах страны. Параллельно с ожидаемым ростом дата-трафика (58%) компания зафиксировала и рост голосового трафика (12%).

«2020 год для нас оказался удачным, мы выросли как по финансовым, так и по операционным показателям, продолжили строить сеть и по покрытию 3G/4G в регионах присутствия достигли покрытия 96% и 93% соответственно. Отмечу существенный рост нашего бизнеса виртуальных операторов на 37% год-к-году. Наша база клиентов MVNO достигла 2,8 млн», – рассказал генеральный директор Теле2 Россия Сергей Эмдин.

В 2020 году мобильный оператор выпустил ряд новых продуктов, часть из которых была разработана для помощи абонентам в период пандемии: портал о здоровом образе жизни или виртуальное пространство «Дом по другим правилам Теле2» с бесплатным контентом. Запущены тарифы «Игровой» и «Везде онлайн» (с доступом к видеосервису Wink). В 60 регионах страны реализован экологический проект – прием на утилизацию старых смартфонов.

 

 

«Tele2 Россия продолжает показывать феноменальные успехи: это единственный игрок на уже зрелом рынке мобильной связи с двухзначными темпами роста, самый быстрорастущий мобильный оператор в мире. Успешная трансформация «Ростелекома» в цифрового гиганта позволяет нам формировать амбициозные стратегические планы на следующие годы, включая дальнейший рост выше рынка инновационных сегментов бизнеса», – уверен Сергей Кириенко.

Несмотря на то, что решение Правительства России о строительстве инфраструктуры 5G в стране исключительно на российском оборудовании значительно отодвигает массовое внедрение этой технологии, «Ростелеком» планирует и далее реализовывать пилотные проекты с крупнейшими российскими компаниями для отработки технических и продуктовых решений в области 5G. В 2020 году такие проекты были запущены как в России (зона 5G на форуме ЦИПР), так и за ее пределами (роуминг 5G в Швейцарии).

«На сегодняшний день конкуренция в мобильном сегменте по-прежнему остается высокой, однако в последнее время мы не отмечаем каких-либо значимых ценовых войн. Перспективы для повышения цен существуют, но резкого повышения стоимости услуг ожидать не стоит», – ответил Сергей Эмдин на вопрос о ценообразовании на рынке мобильной связи.

Автор: Андрей Блинов.

Тематики: Фиксированная связь, Интернет, Финансы

Ключевые слова: Ростелеком