"Яндекс" уступил Сбербанку и "ВКонтакте"

Боль­шинс­тво рос­сиян в ка­чес­тве глав­ных при­ложе­ний для ус­та­нов­ки сра­зу пос­ле при­об­ре­тения но­вого те­лефо­на пред­по­читают "ВКон­такте" (60%) и "Сбер­банк Он­лайн" (38%). "Ян­декс" на­ходит­ся лишь на треть­ем мес­те с ре­зуль­та­том в 10%. Так­же в топ вош­ли при­ложе­ния "Поч­та Mail.ru" и "Од­ноклас­сни­ки".

В преддверии вступления в силу Федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 02.12.2019 №425-ФЗ о предустановке приложений на смартфоны, продаваемые на территории России, широко обсуждается предлагаемый список сервисов. Исследовательский холдинг "Ромир" изучил, какими приложениями россияне пользуются и что скачивают в первую очередь.

Исследователи просили респондентов отметить, какие приложения они поставят на свой смартфон после покупки, а также назвать самые используемые и важные для установки в первую очередь утилиты в разных категориях: браузеры, социальные сети, мессенджеры, голосовые помощники, облачные хранилища, приложения для взаимодействия с государственными органами, антивирусы, почтовые, навигационные, видео- и онлайн-сервисы. Выяснилось, что многие приложения, вошедшие в список для предустановки в рамках закона, россияне уже используют.

Согласно результатам исследования, большинство респондентов отметили "ВКонтакте" (60%) и "Сбербанк Онлайн" (38%) в качестве главных приложений для установки сразу после приобретения нового телефона. Тройку лидеров замыкает "Яндекс" (10%). В "Ромире" корреспонденту ComNews пояснили, что имеется в виду основное приложение "Яндекс" (с поиском, "Алисой" и т.д.). В "Яндексе" на запрос ComNews по поводу результатов исследования не ответили.

Также в топ вошли приложения "Почта Mail.ru" (10%) и "Одноклассники" (8%). Исследователи задавали респондентам открытый вопрос.

Наиболее важным для установки в первую очередь почтовым приложением россияне считают почту от Mail.ru - за нее проголосовало 35% респондентов. Самыми популярными утилитами являются Gmail (пользуются 73%), "Яндекс.Почта" (70%) и "Почта Mail.ru" (64%).

Россияне отдают одинаковое предпочтение Google Chrome и "Яндекс.Браузеру", когда им нужно выбрать браузер для смартфона для установки в первую очередь (39% и 38% соответственно). Самыми популярными браузерами стали Google Chrome (пользуются 80%), "Яндекс.Браузер" (74%) и Opera (27%). Среди владельцев телефонов на базе iOS высока доля пользователей браузером Safari (70%).

Выбирая, приложение какой социальной сети установить в первую очередь, 57% россиян назвали "ВКонтакте". При этом респонденты старше 40 лет первым делом скачивают "Одноклассники" (59%). Самыми популярными соцсетями для смартфона стали "ВКонтакте" (90%) и Instagram (82%). Приложения Facebook и "Одноклассники" используют 36% и 35% россиян соответственно.

Самым необходимым мессенджером для установки в первую очередь после покупки нового телефона стал WhatsApp (61%), он же является самым популярным приложением в данной категории (пользуются 91%). Следом за ним в рейтинге востребованности идут Telegram (75%) и Viber (52%). А вот мессенджер ICQ, также вошедший в список предустановок, устанавливает всего 3,9% россиян.

Самым необходимым навигационным сервисом для установки сразу после покупки нового телефона названо приложение "Яндекс.Карты" (41,8%). Самыми популярными утилитами стали "Яндекс.Карты" (81,6%), "Карты Google" (70,4%) и 2ГИС (61,5%).

Голосовой помощник "Алиса" от "Яндекса" отмечен как наиболее часто используемый (46%). На вопрос, какими голосовыми помощниками пользуются в целом (не чаще всего), 77% владельцев Android также отметили "Алису", 57% используют "Google Ассистент". Среди владельцев смартфонов на iOS наиболее популярна установленная по умолчанию Siri - ею пользуются 83,5%. При этом всего 5,5% респондентов отметили, что не пользуются никаким голосовым помощником.

Из списка утилит для взаимодействия с государственными органами наиболее необходимой для установки в первую очередь стали "Госуслуги" (89%). Практически все респонденты (96,2%) установили бы данное приложение. В топ-3 сервисов также вошли "Мой налог" и "Пенсионный фонд России" (по 24%). Приложением ПФР значимо чаще пользуются мужчины старше 40 лет (35%) и женщины 31-40 лет (33%).

Среди антивирусов самым популярным приложением стало Kaspersky Internet Security - 47,1% респондентов установили бы его в первую очередь, еще 64% респондентов установили бы его после покупки нового устройства, 38,5% респондентов установили бы Avast Mobile Security, 20% россиян установили бы ESET Mobile Security & Antivirus.

Среди видеосервисов россияне отдали предпочтение приложению IVI для установки в первую очередь (22%), а наиболее популярными стали IVI (50%), "КиноПоиск" (45%) и Netflix (42%). В топ-5 по пользованию в целом также вошли видеосервисы Okko и Megogo, однако их реже скачивают в первую очередь (11% и 6% соответственно).

Выбирая для установки онлайн-сервисы, большинство россиян установило бы приложение YouTube в первую очередь (91%). Всего же 95,5% респондентов установили бы его на телефон. Среди других сервисов для установки респонденты отметили "ТВ Онлайн" (42%) и "Билайн ТВ" (18%). Приложением "Билайн ТВ" значимо чаще пользуются в Москве (27,1%) и южных регионах (28%). Остальные приложения онлайн-сервисов респонденты в целом не считают необходимыми для установки в первую очередь.

"В современном мире смартфон является неотъемлемой частью каждого социально активного человека. Поэтому неудивительно, что россияне активно используют весь спектр доступных сервисов. Социальные сети являются одной из главных площадок для времяпрепровождения как молодежи, так и более возрастной аудитории, а присутствие Сбербанка, "Яндекса" и Mail.ru в топе объясняется процессом их трансформации в экосистемы - уже сейчас в одном приложении можно и продукты заказать, и билеты в кино купить, и такси вызвать", - комментирует результаты исследования президент "Ромира", основатель Mile Group и доктор социологических наук Андрей Милехин.

Управляющий партнер B&C Agency Марк Шерман считает, что в выборе россиян нет ничего удивительного, поскольку топ-5 приложений отвечают самым насущным потребностям человека - общению и возможности заплатить онлайн. "На что хочется обратить внимание - это лидерство отечественных социальных сетей на рынке, тогда как во многих странах доминирует Facebook. А также быстрый рост популярности Netflix, что говорит о готовности платить не только за видеоконтент, а в целом за предоставляемые онлайн-услуги. В топе популярных мессенджеров мы не видим Twitter, к которому есть претензии у Роскомнадзора. Исследование также подтверждает прочное место онлайн-коммерции в нашей жизни, а также конкуренцию между "Яндекс.Картами" и 2ГИС. Среди видеосервисов сюрпризов не произошло - здесь доминирует YouTube", - прокомментировал Марк Шерман.

Технический директор RuSIEM Антон Фишман отметил, что список сервисов, утвержденный правительством России для установки на смартфоны перед их продажей с 1 января, конечно же включает в себя только сервисы, созданные в России. "Это же прописано и в самом законе. Процесс импортозамещения у нас в активной фазе, однако все еще большое количество зарубежных удобных продуктов используются россиянами, поэтому мы и видим некоторое расхождение результатов опроса с утвержденным перечнем. Хорошо, что этот закон не обязывает устанавливать только определенные сервисы, поэтому остальные востребованные вещи, типа YouTube, WhatsApp, также будут продолжать использовать, - комментирует Антон Фишман. - Интересен такой момент: приложение можно вшить в прошивку аппарата так, что его нельзя будет удалить, либо просто предустановить и оставить возможность удаления. Пока непонятно, каким путем пойдут наши производители совместно с Google и Apple, очень надеюсь, что оставят возможность удалять. Мне, например, как, думаю, и многим, ICQ или Applist.ru на телефоне не сильно нужны, а все это предустановленное ПО занимает место, а когда запущено - занимает оперативную память и расходует батарею. Странный выбор ICQ можно объяснить именно тем, что это единственный популярный мессенджер из всех существующих, который принадлежит российской компании - Mail.ru Group. С точки зрения безопасности, предустановка такого ПО при правильном подходе не должна повлиять как-то массово негативно, поскольку тут нет чего-то нового или неизвестного - все эти сервисы разработаны давно, каждый день используются миллионами людей и прошли проверку временем. Хорошо бы, имея уже перечень предустанавливаемого ПО с версиями IOS и Android, провести дополнительный Bug Bounty: выделить деньги на поиск уязвимостей уже в полноценном комплекте - аппарат со всеми предустановками, либо заказать исследование у профессиональной компании, занимающейся анализом уязвимостей, ну и дополнительно проверить, как установка этого ПО повлияет на работоспособность и живучесть аппарата".

Юлия Мель­ни­кова

Тематики: ПО, Гаджеты

Ключевые слова: Яндекс, ВКонтакте, мобильные приложения