Полугодие обернулось для "Яндекса" убытком

"Ян­декс" объ­явил фи­нан­со­вые ре­зуль­та­ты за II квар­тал 2021 г. Вы­руч­ка с уче­том по­каза­телей "Ян­декс.Мар­ке­та" сос­та­вила 81,4 млрд руб­лей.

Операционный убыток составил 4,7 млрд рублей, чистый убыток - 4,6 млрд рублей. Скорректированная чистая прибыль составила 1 млрд рублей, что на 34% больше, чем в 2020 г.

"Яндекс" также подвел итоги за первое полугодие 2021 г. Выручка с учетом показателей "Яндекс.Маркета" составила 154,5 млрд рублей. Это на 54% больше, чем в 2020 г. Операционный убыток составил 4,9 млрд рублей, чистый убыток - 7,8 млрд рублей. Скорректированная чистая прибыль составляет 4 млрд рублей, что на 13% меньше, чем в 2020 г.

Исходя из текущих финансовых результатов, в "Яндексе" ожидают, что общая выручка группы компаний "Яндекса" составит 330-340 млрд рублей за полный 2021 г.

"Яндекс" увеличил прогноз по росту выручки Поиска и портала в рублях с 17–19% (high-teens) до 24–26% (mid-twenties) за полный 2021 г. по сравнению с 2020 г. "Яндекс" по-прежнему ожидает рентабельность скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA margin) Поиска и портала в 2021 г. на уровне 2020 г.

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын считает, что самым важным показателем является рост товарооборота (GMV - это общая стоимость проданных товаров и услуг) проектов электронной коммерции на 155% и непосредственно на маркетплейсе на 144%. Можно обратить внимание, что темпы роста - выше, чем темпы выручки "Яндекс.Такси" (114%). А по абсолютной величине выручки маркетплейс почти догнал такси. Правда темпы прироста выручки GMV "Яндекс.Такси" еще значительнее - 161%. Темпы прироста фудтеха - 74%, и это убеждает в том, что фудтех - хит последних двух лет, но перспективы выше у "Маркета", отмечает Леонид Делицын.

"Важно это потому, что потенциал рынка электронной коммерции у нас очень высок - это 10 трлн руб. к 2025 г., и это одно из немногих направлений, где выручка "Яндекса" может вырасти кратно. На рекламном рынке она кратно уже, увы, не вырастет. Хотя рост выручки от продаж рекламы на 47% - это тоже поразительный результат. Но, скорее всего, больше мы таких темпов на рекламном и поисковом рынке уже никогда не увидим", - считает Леонид Делицын.

Темпы прироста электронной коммерции у нас будут находиться на уровне 25-30% в течение ближайших пять лет, и если "Яндекс" продолжит так же быстро входить на этот рынок, то маркетплейс будет долго поддерживать рост выручки компании, подчеркивает Леонид Делицын.

Аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке "Фридом Финанс" Александр Осин отмечает, что "Яндекс" вновь показал чистый квартальный убыток и вновь фундаментальной базой для этого убытка представляется слабый рост доходов населения и невозможность на этом фоне для ориентированного на потребительский сегмент бизнеса Яндекса сформировать положительную чистую маржу.

"По нашим базово-оптимистичным оценкам, к концу года прирост индикативного для бизнес-модели "Яндекса" индекса реальных зарплат составит 3,4% (г/г) при ускорении ИПЦ до 6,5% в среднем по сравнению с 4% во втором полугодии прошлого года. Это позволит компании выйти в "плюс" с учетом очень значительного, на 50% (г/г) увеличения 12-месячной выручки. Однако, ожидаемо сравнительно высокая инфляция ограничит традиционно рост рентабельности бизнесов компании за счет повышения стоимости продукции "на входе" и роста издержек, связанных с бизнесом такси", - подчеркивает Александр Осин.

С учетом сравнительно слабой статистики первых двух кварталов и сравнительно быстрого ускорения ИПЦ РФ, мы понизили прогноз чистой прибыли Яндекса на 2021 г. с 25 млрд рублей до 10,6 млрд рублей, считает Александр Осин.

"Яндексу" удается активно развивать новые направления - речь идет о "Яндекс Маркете" - и расширять свое присутствие на рынке такси, отмечает Александр Осин. Но это происходит на фоне отрицательной рентабельности. Поэтому качество такого роста нуждается в подтверждении.

"По итогам III квартала возможен, в рамках тенденций, указанных выше, рост чистой рентабельности до 5%. При этом, с учетом практически 100%-ного роста квартальной выручки, принимая во внимание текущий значительно более консервативные макроэкономические тренды в рамках базово-позитивного сценария, ожидаем стабилизации этого показателя на уровне II квартала, когда он составил 81,4 млрд", - подчеркивает Александр Осин.

Александр Осин согласен с прогнозами "Яндекса" о росте выручки выручки Поиска и портала в рублях с 17–19% (high-teens) до 24–26% (mid-twenties) за полный 2021 г. по сравнению с 2020 г. Такой сценарий предполагает консолидацию показателей выручки компании во втором полугодии, и соответствует обозначенному выше базово-оптимистичному сценарию. Однако, в 2022 г. риски, связанные с ускорением для динамики маржи "Яндекса" усилятся в связи с сохранением высокого потенциала инфляционных рисков в российской, мировой экономике.

Аналитик ИК "Велес Капитал" Артем Михайлин отмечает, что компании удалось опередить консенсус по выручке на 4,6% и показать практически двукратный рост. Рентабельность при этом ожидаемо оказалась под давлением на фоне объемных инвестиций в e-commerce. В течение этого года инвестиции в развитие электронной коммерции продолжат оказывать значительное давление на маржинальность компании. Согласно обновленному прогнозу, суммарные вложения в развитие направления за этот год составят порядка $650 млн против $400-500 млн, которые ожидались ранее. Прогноз по выручке группы в 2021 г. был повышен с 315-330 млрд руб. до 330-340 млрд руб. В сегменте поиска доходы могут вырасти на уровне 24-26% г/г против прежней оценки 17-19% г/г, а рентабельность должна остаться примерно на уровне 2020 г.

Ели­заве­та Неу­по­кое­ва

Тематики: Финансы

Ключевые слова: Яндекс, выручка