Интернет-пользователи доверяют государственным онлайн-сервисам

59% ин­тернет-поль­зо­вате­лей уве­рены, что их дан­ные хо­рошо за­щище­ны в го­сударс­твен­ных он­лайн-сер­ви­сах. О хо­рошей за­щите пер­со­наль­ных дан­ных поль­зо­вате­ли го­ворят в бан­ках, ре­же все­го - в он­лайн-ма­гази­нах. Та­кие дан­ные при­водит Ана­лити­чес­кий центр НА­ФИ по ито­гам ис­сле­дова­ния.

Несколько снизилось доверие пользователей в области защиты данных в банках. В 2017 г. 58% говорили о защищенности персональных данных в финансовых организациях, сегодня - 53% (сокращение на 5%). Это связано с активизацией мошенников в банковской сфере: по результатам исследований НАФИ, в 2020 г. держатели банковских карт стали в полтора раза чаще сталкиваться с мошенниками, большинство россиян получают спам-звонки (89%).

Наибольший рост доверия пользователей к защите персональных данных - у российских интернет-компаний, а также у сервисов электронных платежей. С 2017 г. доля тех, кто отмечает защищенность персональных данных в сервисах электронных платежей (ЮMoney, Qiwi и т.д.), повысилась на 11% до 38%, в российских интернет-компаниях ("Яндекс", Mail.ru) - на 9%. до 37%. О защите персональных данных в международных интернет-компаниях (Google, Facebook) говорят 35% пользователей (рост на 8%).

Наименьшая доля интернет-пользователей говорят о защищенности персональных данных в зарубежных и российских онлайн-магазинах (по 28% в каждой категории). По данным НАФИ, за последний год каждый десятый россиянин - 11% - сталкивался с мошенничеством в сфере интернет-покупок. 7% понесли финансовые потери в результате действий злоумышленников.

Руководитель направления аналитики и спецпроектов ГК InfoWatch Андрей Арсентьев отмечает, что уровень доверия к той или иной категории во многом коррелирует с уровнем узнаваемости этой категории и, конечно, зависит от пользовательского опыта - как самого человека, так и его близких. Отсюда, например, заметный рост доверия к отечественным платформам электронных платежей и интернет-компаниям.

Снижение уровня доверия к банкам во многом можно объяснить большим давлением мошенников, многие из которых представляются сотрудниками финансово-кредитных учреждений, подчеркивает Андрей Арсентьев.

Лояльность к госуслугам связана не только и не столько с патернализмом общества, считает Андрей Арсентьев. Если в 2017 г. категория электронных госуслуг только вступала в стадию зрелости - для многих это было тогда в новинку, то на сегодня с цифровыми государственными сервисами знакомы почти все граждане.

При этом сейчас началась новая волна преступлений, связанных с "Госуслугами" - мошенники стали звонить россиянам, уверяя, что их аккаунт взломан, и выпытывают данные для входа в личный кабинет. Кроме того, избиратели жалуются, что их без ведома регистрируют на онлайн-голосование.

"Несмотря на то, что периодически появляются сообщения о взломе аккаунтов на "Госуслугах", уровень доверия к государственным информационным платформам остается довольно высоким, так как люди понимают, что многие проблемы информационной безопасности связаны с низким уровнем цифровой грамотности ряда пользователей и фишинговыми атаками", - уверен Андрей Арсентьев.

Ели­заве­та Неу­по­кое­ва

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Рубрики: Web, Безопасность

Ключевые слова: информационная безопасность, защита персональных данных