Новая редакция ЕГИСЗ: функции, защита данных, применение ИИ

Опубликована новая редакция положений о Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Основные изменения коснулись прежде всего появления новых централизованных цифровых систем и наращивания функционального наполнения уже существующих.

Новая редакция Положения о ЕГИСЗ была изложена в Постановлении Правительства РФ № 140 от 09.02.2022. Проект был опубликован в мае 2021 года, и прошедшие полгода шла доработка документа.

История создания ЕГИСЗ

Первая редакция Положения о ЕГИСЗ была утверждена Постановлением Правительства РФ № 555 от 05.05.2018. В нем давалось определение самой системы как совокупности информационно-технологических и технических средств, которые обеспечивают информационную, методического и организационного поддержку для обеспечения деятельности участников системы здравоохранения.

Согласно первой редакции, была введена система обработки и хранения обезличенных сведений о пациентах.

В новой редакции значительно расширен набор сопутствующих функций. Они связаны с обработкой и хранением медицинской документации и(или) сведений о состоянии здоровья гражданина. Проработана система регистрации данных с учетом согласия пациента. Данные, попадающие в систему, могут вводиться гражданами лично (их законным представителем), в том числе через федеральную ГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг» (ЕПГ).

 

Первый уровень ЕГИСЗ – Федеральный сегмент. Источник: egisz.rosminzdrav.ru

Первый уровень ЕГИСЗ – Федеральный сегмент. Источник: egisz.rosminzdrav.ru

 

Новые функции в обновленной редакции ЕГИСЗ

Согласно новому постановлению Правительства, в ЕГИСЗ должны появиться несколько новых подсистем. В числе первых – реестры медицинских документов о рождении и смерти, база данных по детям с редкими заболеваниями, реестр заключений о медицинском освидетельствовании на право владения оружием.

Планируется существенно расширить перечень зарегистрированных каналов, по которым могут передаваться данные о специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой населению в рамках предоставления медицинских услуг. Теперь вся сопутствующая с этими мероприятиями информация будет собираться централизованно в ЕГИСЗ.

В новой редакции впервые выделены отдельные функции электронной медицинской карты (ЭМК) пациента. Обновленная карта должна теперь предоставлять возможность «получения, проверки, обработки и хранения медицинской документации и(или) сведений о состоянии здоровья гражданина». Кроме того, она должна отражать, каким медицинским работникам может быть предоставлен доступ к информации о пациенте с учетом получения его согласия (его законного представителя).

Обращает на себя внимание появление в новой редакции ЕГИСЗ новых функций отработки с помощью алгоритмов искусственного интеллекта (ИИ). Это касается функций контроля и оценки взаимодействия медучреждений и пациента. Все данные, поступающие на обработку внешним систем, представляются только в обезличенном виде. Это требование заложено в самом алгоритме доступа к данным ЭМК.

На развитие ЕГИСЗ оказала влияние и пандемия. Теперь в системе запланировано создание отдельного информационного направления, которое будет развиваться «в целях предотвращения распространения COVID-19».

 

Второй уровень ЕГИСЗ – Интеграционные системы (шины). Источник: egisz.rosminzdrav.ru

Второй уровень ЕГИСЗ – Интеграционные системы (шины). Источник: egisz.rosminzdrav.ru

 

Персональные данные и контроль за их распространением

Переданные на обработку внешним системам обезличенные медицинские данные могут быть использованы для «создания алгоритмов и методов машинного обучения с целью формирования систем поддержки принятия врачебных решений, создания и применения технологических решений на основе ИИ; поддержки разметки и подготовки наборов обезличенных медицинских данных, а также их верификации для решения конкретной задачи, в том числе с использованием методов машинного обучения; поддержки разработки технологических решений на основе ИИ; хранения, функционирования и верификации технологических решений на основе ИИ; доступа медицинских организаций к технологическим решениям на основе ИИ».

Согласно новой редакции, доступ к данным пациента могут получить и медработники. Им будет предоставлена вся медицинская документация, собранная по результатам приема пациента, в том числе в форме оказанных ему консультаций и консилиумов, в том числе с использованием технологий телемедицины. Среди других источников получаемой информации – результаты профилактических медосмотров, диспансеризации, а также все электронные медицинские документы, находящиеся в федеральном реестре таких данных и(или) федеральной интегрированной ЭМК пациента.

В новой редакции ЕГИСЗ переработаны правила ведения личного кабинета медицинского работника. Расширен список реестров медицинских работников и организаций, которые могут получить доступ к ЕГИСЗ. Помимо ранее уже существовавших реестров врачей и медицинских учреждений, добавлены государственные реестры специалистов по клиническим исследованиям биомедицинских клеточных продуктов, а также специалистов по лекарственным препаратам (фармацевтов).

 

Третий уровень ЕГИСЗ – Региональный сегмент. Источник: egisz.rosminzdrav.ru

Третий уровень ЕГИСЗ – Региональный сегмент. Источник: egisz.rosminzdrav.ru

 

Доступ граждан к системе ЕГИСЗ

В новой редакции отражены также каналы, по которым граждане могут получить услуги в электронной форме в сфере здравоохранения. Доступ будет предоставляться через Единый портал госуслуг, а также иные информационные системы, используемые «для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций и предоставляемых ими услуг». Такая возможность существовала и ранее, однако до сих пор это не было отражено в документах. Теперь недостаток устранен.

Положения, которые не попали в окончательную редакцию

В проекте Постановления, опубликованном в мае 2021 года, были представлены также ряд положений, которые в результате так и не попали в окончательную редакцию.

Основные дебаты развернулись вокруг доступа к информации ЕГИСЗ со стороны страховых организаций. В первой версии предлагалось включить медицинские организации обязательного медицинского страхования (ОМС) в перечень пользователей и поставщиков данных. Однако в итоговой редакции эти участники не упоминаются. Все страховые функции в системе будут выполняться через Федеральный фонд ОМС.

В то же время в число пользователей, которые получили доступ к сохраненным в ЕГИСЗ данным, попала Федеральная налоговая служба (ФНС). Изначально эта служба не была интегрирована в ЕГИСЗ. Теперь ФНС сможет получать информацию из ЕГИСЗ через собственную автоматизированную систему «Налог-3». Поскольку информация, сохраненная в ЕГИСЗ, не может быть передана без подтверждения согласия внутри самой системы, на текущий момент нет ясности, кто именно будет предоставлять налоговикам право на использование информации ЕГИСЗ и в каком объеме.

Рубрики: Интеграция, Регулирование

Ключевые слова: информационные системы, информационные технологии в здравоохранении