«Мираж Синема» прорекламировался в петербургских сотовых сетях. Через Ярославль

Не столь длинная история мобильной рекламы в Петербурге пополнилась еще одним эпизодом – недавно некоторые абоненты операторов «МегаФон Северо-Запад» и «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) получили рассылку от одного из крупнейших местных киноцентров «Мираж Синема». При этом рекламодатель выбрал оригинальный способ распространения своей афиши – рассылка была сделана не через операторов связи, а с помощью стороннего контент-провайдера – «Северо-Западное Инфо-Медиа», который в свою очередь задействовал свой SMS-центр, расположенный в сети компании «Ярославль GSM».

История такова. В начале октября абоненты петербургских сетей «МегаФон» и МТС получили два SMS-сообщения, которые содержали рекламную информацию от кинотеатра «Мираж Синема». В сообщениях анонсировалась премьера отечественной комедии «Четыре таксиста и собака». Во втором сообщении абоненту предлагалось, по его желанию, отписаться от рассылки, послав пустое сообщение на номер 000123. SMS были отправлены с номера +7-902-330-01-11, не зарегистрированного ни в одной из петербургских сотовых сетей. В петербургском офисе МТС сообщили, что их компания не имеет никакого отношения к рассылке, а также отметили, что жалоб от абонентов в сервисную службу не поступало.

Как показало расследование spbIT.ru, инициатором рассылки выступил непосредственно кинотеатр «Мираж Синема». Номер, с которого посылались сообщения, принадлежит ЗАО «Ярославль GSM». По словам инженера по роумингу этой компании, этот номер использует для SMS-рассылок ЗАО «Северо-Западное Инфо-Медиа», которое заключило договор с ярославским оператором об использовании ресурсов SMS-центра (эта компания является поставщиком информационно-развлекательных услуг «*123», которой могут воспользоваться абоненты Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон»). Как в свою очередь сообщил исполнительный директор компании «Северо-Западное Инфо-Медиа» Игорь Пеняев, всего по заказу «Мираж Синема» было отослано около 2 тыс. сообщений, по базе номеров, которую предоставил кинотеатр. Игорь Пеняев также сообщил, что уже в первый день было получено около 300 отказов от рассылки новостей кинотеатра.

Начальник отдела рекламы кинотеатра «Мираж Синема» Татьяна Масленникова рассказала, что это не первый случай рассылки пользователям сотовой связи информации от имени кинотеатра. «Они носят сугубо информационный характер и адресованы поклонникам кино и постоянным посетителям «Мираж Синема». Получателям всегда предоставляется возможность отказаться от них, отправив бесплатное сообщение на указанный номер. Рассылка осуществляется по принципу direct-mail – в базу номеров внесены абоненты, которые интересуются кинематографом и постоянно посещают кинотеатры», - сообщила она.

На сегодняшний день это один из немногих прецедентов размещения рекламы с помощью рассылки на мобильные телефоны на петербургском, да и российском, рынке. На западе этот маркетинговый канал уже давно и активно используется – по данным Jupiter Media Metrix, годовой оборот SMS-рекламы в мире превышает $2,3 млрд. Отечественные рекламодатели и операторы в разное время уже присматривались к возможностям мобильного маркетинга, в частности, «МегаФон Северо-Запад» одним из первых попытался поставить его на широкие рельсы. В свое время оператор запустил услугу «Мобильная реклама» совместно с рекламным агентством «Корпорация Мега-трейд» в Петербурге и с компанией "Маркеттелеком" в Калининграде. Услуга предоставлялась по подписке и с согласия абонента. Те, кто воспользовался ею, получали определенные бонусы: так, им предоставлялась скидка на стоимость всех услуг в размере 0,02 USD (без учета НДС) за каждое полученное рекламное SMS-сообщение.

Существовало две основных подписки – для женщин и мужчин, для каждой из которых было около 10 тематических каналов – «Рестораны, «Магазины» и т.д. Через год после запуска количество подписчиков составило более 54 тыс. человек, самым популярным тематическим каналом оказался "Развлечения и отдых". Среди рекламодателей были такие компании как спортивный клуб "Гиперсквош", развлекательный центр «Акватория», инвестиционная компания "Вэб-инвест.ru", клиника «Меди», Служба такси 064, Сбербанк РФ и др. Сейчас подписка не действует, но, по словам директора по новым технологиям Северо-Западного филиала ОАО "МегаФон" Дениса Ночевнова, компания планирует возобновить «Мобильную рекламу» в обновленном виде.

В России были и еще попытки организации подобных сервисов – в частности, в сентябре этого года такие рассылки запустил новосибирский филиал оператора "Мобильные ТелеСистемы" совместно с местным контент-провайдером "Сибиус". Бонусом для подписчиков стали скидки на посещение развлекательных заведений. На первом этапе количество новосибирских абонентов МТС, желающих получать SMS-рекламу, насчитывалось около 1 тыс. человек. В ближайшие 3 - 5 месяцев в "Сибиусе" рассчитывают увеличить аудиторию потребителей рекламы до 10 - 15 тыс. человек.

Однако, как отмечают эксперты, в нашей стране все еще не решен вопрос, можно ли считать такие рассылки спамом. «Наличие бонусов, а также предварительное и обязательное согласие абонента на получение тех или иных рассылок, как раз и является принципиальным отличием SMS-рекламы от SMS-спама, - сообщили в пресс-службе «МегаФон Северо-Запад». – Однако просто запретить абонентам других сетей отправлять сообщения абонентам нашей сети мы не можем - для этого пришлось бы вообще закрыть обмен SMS между сетями. Также невозможно полностью запретить отправку SMS из Интернета, поскольку в таком случае пострадают наши абоненты, которые пользуются этой услугой в "мирных" целях. Кроме того, отсутствует законодательная база, предусматривающая ответственность за использование номерной емкости или сетей связи в рекламных целях без согласия оператора и абонентов».

При этом, абоненты могут и самостоятельно обезопасить себя от возможного SMS-спама: не сообщать номер своего мобильного телефона в открытых источниках: в качестве контактного при опросах, заполнении различных анкет, покупке туристических путевок, товаров и т.п. Тем не менее, петербургские сотовые операторы предприняли ряд антиспамовых мер. В частности, на их сайтах стоит ограничение, не позволяющее отправлять более 10 сообщений в течение суток с одного IP-адреса. Кроме того, интернет-провайдерам сервиса SMS-рассылок операторы не предоставляют. С компаниями же, с которыми сотовые операторы сотрудничают в предоставлении SMS-сервисов, четко оговариваются возможности отправки сообщений и различные ограничения для того, чтобы не допустить спама.

Автор: Алексей Колянов.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг

Ключевые слова: