До недавнего времени на местном рынке были представлены интеграторы-партнеры SAP, которые курируют "тяжелые" решения на базе продуктов этой компании, ориентированные на автоматизацию бизнеса крупных промышленных предприятий и холдингов. Российское представительство SAP действует на Северо-Западе также самостоятельно – в Северной столице работает офис компании, который насчитывает 12 человек. При этом в регионе фактически нет локальных партнеров. В основном здесь работают московские интеграторы – напрямую или через местные офисы (это, в частности, «Стерлинг Групп», IBS), однако, наиболее активны здесь иностранные партнеры SAP – Siemens SBS, T-Systems, NovaSoft, который в ближайшее время планирует открыть здесь офис (см. выпуск новостей от 18 октября 2004 г. http://www.spbit.ru/news/n2120 ). Из авторизированных бизнес-интеграторов на Северо-Западе работает практически единственная компания, которая имеет локальные корни – это мурманская NetSL, которая ведет, в частности, проект на Кольской АЭС. По Северо-Западу сейчас можно насчитать несколько десятков крупных предприятий, где используются ERP-решения SAP, среди наиболее значимых клиентов – компании «Лента», «Силовые машины», «МегаФон», ГУП «Петербургский метрополитен», заводы «Жиллетт», «Филипп Моррис», «Кресс-Нева» и др.
В 2002 году компания SAP задумалась о выходе на рынок малых и средних предприятий, и вскоре предложила здесь ПО All-in-One, созданного на основе системы промышленного класса SAP R/3. В этом году компания выпустила уже полностью самостоятельный продукт SAP Business One, локализованная версия которой была представлена на российском рынке в июне. При этом партнерская сеть российского представительства SAP по данному ПО отличается – ее ведет отдельное подразделение разработчика, отвечающее за малый и средний бизнес. До появления в Петербурге SSBS, по данным spbIT.ru, авторизацией по SAP Business One обладал лишь «Стерлинг Груп». SAP Business One позиционируется как эффективное, доступное и простое для внедрения решение комплексной автоматизации, которое удовлетворяет основным требованиям со стороны малых и средних предприятий с точки зрения учета и отчетности, логистики, сбыта и других направлений бизнеса. Ключевые особенности этой системы – сжатые сроки внедрения – 6-10 недель (включая предпроектное обследование и обучение пользователей), встроенная функциональность CRM. При этом, SAP Business One может использоваться как в качестве самостоятельного решения для среднего и малого бизнеса, так и в качестве структурной единицы в составе сложных информационных систем более крупных предприятий и сетевых структур. Средняя стоимость рабочего места SAP Business One, включая и лицензионную, и консультационную составляющие, составляет 2,5 - 3 тыс. евро.
Потенциальным конкурентом для платформы SAP Bussines One выступают системы Microsoft Business Solutions Axapta и Navision, а также решения отечественного производства («Компас», «Галактика»). При этом сейчас они тоже активно присматриваются к рынку средних и малых предприятий. В частности, в этом году «Корпорация «Галактика» выпустила на рынок два новых пакета – «Галактика-Старт» и «Галактика-Прогресс», которые ориентированы на малый и средний бизнес соответственно. Стоимость 5 рабочих мест «Галактики-Старт» составляет $1050, что в несколько раз ниже стоимости ПО при стандартной поставке. Основное отличие «Галактика-Прогресс» - ограничение количества рабочих мест до 12. Стоимость лицензий при этом ниже на 35% - 45% по сравнению с прайс-листом на стандартную систему. Сейчас в целом по России продано до 100 лицензий «Галактики-Старт», из них около 10 приходится на Северо-Запад. Продажи «Галактики-Прогресс» пока исчисляются единицами.
Компании, внедряющие подобного рода системы, спокойно отнеслись к появлению нового игрока на этом сегменте рынка. Так, в частности, в одном из ведущих партнеров Microsoft Business Solutions – компании «АНД Проджект» - заметили, что попытки внести решение SAP на рынок для небольших предприятий проводились уже давно. Однако результаты не были столь оптимистичными, по крайней мере, внедрение платформы не завершалось за несколько десятков дней, а обычно проводилось за несколько месяцев. В частности, в сентябре этого года, на конференции, посвященной внедрению решений mySAP-All-in-One и SAP Business One, было объявлено том, что стоимость проекта у одного из заказчиков – компании "Гала-Форм" – на 30 рабочих мест оценивается экспертами в $180 тыс. (около 6 тыс. евро за одно рабочее место), а продолжительность внедрения на этом предприятии составила 6 месяцев. «Исходя из этой информации, вряд ли в нашем регионе найдется большое количество предприятий малого и среднего бизнеса, готовых потратить 6 тыс. евро за одно рабочее место. Более того - SAP на протяжении нескольких лет работает в секторе среднего и малого бизнеса и, исходя из мирового опыта внедрения этого решения - значительная часть инсталляций по всему миру приходится на компании с оборотом около $50 млн долларов. В нашем же, российском, понимании обороты среднего и малого бизнеса несколько другие. Таким образом, появление нового игрока в этом сегменте рынка в нашем регионе вряд ли изменит существующую расстановку сил», - отметил начальник отдела маркетинга ЗАО «Галактика СПб» Ян Кротов.