Контент-провайдеры взглянули друг на друга. На Mobile VAS Conference

Вчера, 2 декабря, в Петербурге стартовала двухдневная конференция Mobile VAS Conference ("Дополнительные услуги мобильной связи"). Это мероприятие стало первым событием такого рода в России. В конференции приняли участие представители российского рынка контент-провайдинга, операторов сотовой связи, производителей мобильных телефонов, компаний-правообладателей, аналитических и консалтинговых компаний и т.д.

Уже первый день Mobile VAS Conference показала, что необходимость такого мероприятия назрела достаточно давно. Рынок обрел вполне осязаемые контуры, а игроки начали понимать потребность обмена опытом другом с другом. В конференции приняли участие около 150 человек из различных компаний, включая 30 контент-провайдеров. В докладах первого дня были рассмотрены общие проблемы и тенденции рынка, конкретные примеры бизнес моделей, а также примеры приложений для мобильных телефонов и технологии их разработки.

Так, в частности, управляющий директор компании I-Free Кирилл Петров, открывший своим докладом конференцию, отметил, что сейчас существует множество классификаций дополнительных услуг. К ним Кирилл Петров отнес персональную настройку телефона, информационно-развлекательные контент-услуги, игры и приложения, медиа-интегрированные услуги, value-added communications (бизнес-приложения) и транзакционные услуги. При этом в настоящее время на рынке доминируют картинки и мелодии - на них приходится более половины всего объема рынка. Далее следуют информационно-развлекательные контент-услуги, затем услуги общения, далее медиа-интегрированные услуги и далее - игры и приложения.

По оценкам компании I-Free, оборот рынка контент-провайдинга в России в 2004 году составит около $290-300 млн. При этом основная часть компаний не получают прибыли, а работают в минус, что обуславливается высокой конкуренцией на рынке. Примером может служить то, что компании иногда затрачивают на рекламу своих услуг больше, чем получают с них прибыли. В этом плане российский рынок повторяет развитие германского рынка, где также наблюдается высокая конкуренция, и большинство компаний работают в убыток. По словам Кирилла Петрова, выход на рынок для новых игроков весьма затратен - для этого требуются десятки миллионов долларов, при чем компания должна осознавать, что в сегодняшней ситуации ее ждет не менее года бесприбыльной работы.

"По нашим прогнозам, следующий год будет годом слияний и поглощений между игроками на рынке", - отмечает Кирилл Петров, - "мы не ожидаем появления новых лидеров среди российских игроков, однако возможен приход известных иностранных брендов. Основным путем их выхода на рынок будет покупка существующих компаний". 

По оценке руководителя департамента сотовой связи компании "Прайм Консалт" Маргариты Зобниной, в будущем году рынок контент-провайдинга может показать рост в 210%. Согласно исследованиям "Прайм Консалт" рынок услуг мобильного контента с начала 2004 года вырос в 2,5 раза, как по доходам, так и по количеству игроков и конкуренция стала ощутимо сильнее. Сейчас предоставление услуг мобильного контента определяют две тенденции. Первая - все более активное потребление развлекательных услуг, в частности медиа-контента, на фоне возрастающего спроса отдельных групп абонентов, в основном молодежи. Вторая - активизация в секторе специализированных услуг, ориентированных на корпоративных и бизнес пользователей.

В нынешних условиях крупнейшие игроки рынка сформировали для себя индивидуальные бизнес-модели поведения, которые были озвучены аналитиками на конференции. Так, например, для компании I-Free стратегической является инновационная модель. Компания Infon работает по модели диверсификации деятельности - она создала подразделение "Агрегатор", занимающейся разработкой и предоставлением контента для других провайдеров. Модель компании Jippii может быть охарактеризована, как модель агрессивной рекламной политики, а компания "Информ-Мобил" использует модель интеграции с операторами. Для компании "Никита-Мобайл" ключевой является отдача от компьютерных разработок, JAVA-приложений и т.д. В случае компании Next Media моделью является создание многопрофильного холдинга, а компанией SMS Media Solutions была выбрана стратегия отдельных ТV-интегрированных проектов.

Были также отмечен и круг нерешенных пока вопросов, которые характерны для рынка на сегодняшнем этапе. Это, в частности, стандартизация технологий, борьба с пиратством, обучение рынка, биллинг, тарификация и так далее. Поэтому участники конференции очень положительно оценили сам факт ее проведения.

Руководитель отдела маркетинга компании "Информ-Мобил" Андрей Калинин выделил в отрасли также проблемы бюрократизма операторов сотовой связи, недостаточную прозрачность рынка и сложности в правовом регулировании отношений с правообладателями. В частности, здесь могут возникнуть трудности в поиске владельцев авторских прав из-за отсутствия единой базы, что увеличивает затраты контент-провайдеров.

Исполнительный директор компании "Никита-Мобайл" Станислав Борисов отметил, что конференция проходит на высоком уровне. Сегодня игроки, которые выходили на рынок в 2001-2002 годах уже понимают, что отрасль уже сложилась. По его словам, сейчас на рынке возникла необходимость выработки единого алгоритма взаимодействия и согласования процедур. В тех же отношениях "контент-провайдер - правообладатель" должна быть ясность того, что у каждого игрока существует своя платформа для разработки контента, и автор должен получать достоверную информацию о том, что происходит с его произведением при обработке.

Вопросы правообладания, а точнее уже мобильного пиратства, затронул также представитель Sony Music Андрей Сумин. Он отметил, что сейчас существует два основных способа увода прибыли у правообладателей. Первый основывается на том, что мелкие контент-провайдеры вообще не лицензируют свои права и распространяют рингтоны через интернет и другие инструменты. Второй проблемой является отсутствие отчетности, либо ее несовершенство у контент-провайдеров, заключивших договора, то есть правообладатель не всегда четко знает количество скачанных мелодий и зачастую эти цифры расходятся с реальными. Кстати, Андрей Сумин от лица компании Sony Music заявил о планах  самостоятельного выхода на рынок контента, учитывая то, что компания сама обладает правами, она, хоть и с опозданием вышедшая на рынок, может составить серьезную конкуренцию уже существующим игрокам.

На пресс-конференции компания I-Free анонсировала организацию нового подразделения мобильного маркетинга. Кирилл Петров заявил о необходимости создания данного подразделения, так как компания видит в этом возможности продвижения брендов с помощью мобильного контента, проведение маркетинговых и аналитических исследований, осуществление маркетинговой деятельности в сфере рекламы, SMS и других возможностей компании.

По итогам работы участники пришли к выводу о необходимости создания ассоциации контент-провайдеров, которая смогла бы объединить игроков рынка и позволить им лучше взаимодействовать с регулирующими органами и другими участниками рынка. Инициаторами создания ассоциации выступили компании I-Free, Jippii и Infon. Предполагается, что ассоциация возникнет в следующем году, и ее деятельность будет направлена на защиту интересов компаний входящих в нее. Кроме того, будут решаться спорные вопросы с правообладателями и операторами сотовой связи, планируется выработка единой стратегии развития рынка, объединение усилий в достижении различных договоренностей со смежными компаниями. Как прокомментировал Андрей Калинин, идея создания ассоциации игроков, безусловно, положительна, но не нова. Подобные идеи предлагали и "Ассоциация GSM" и "Ассоциация 3G", поэтому есть опасения, что действия могут быть несогласованны и появится сразу несколько таких партнерств.

Рубрики: Мобильная связь, Интеграция, Маркетинг, ПО, Финансы