Сотовый паритет

Аналитические компании объявили итоги развития сотового рынка за ноябрь. Для Петербурга главным изменением стал установившийся паритет сотовых операторов "большой тройки" в новых подключениях, которые они разделили практически поровну. Для Москвы - уровень проникновения здесь впервые достиг отметки 90%.

Согласно отчету агентства AC&M Consulting, на конец ноября в России в общей сложности насчитывалось 65,59 млн абонентов сотовой связи, уровень ее проникновения вырос по сравнению с прошлым месяцем на 2,6% и составляет сейчас 45,2%. Ноябрь стал рекордным - всего в России подключилось 3,8 млн новых абонентов. Особенно впечатляюще эта цифра смотрится на фоне октябрьского провала, когда сотовые операторы получили 2,73 млн абонентов, что на 680 тыс. ниже показателей сентября (тогда было подключено 3,41 млн человек). Аналитики эти достижения связывают с рано начавшимися предновогодними акциями, что может вызвать еще более бурный рост рынка в декабре.

Расклад сил по России выглядит следующим образом. ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) принадлежит 35% рынка, ОАО "ВымпелКом" ("Би Лайн GSM") - 34,2%, ОАО "МегаФон" - 19,4%, региональным операторам - 11,4%. В общем числе новых подключений перечисленные операторы "большой тройки" на российском рынке получили 34,9%, 41,1% и 15,9% соответственно.

Напомним, что в октябре ситуация была следующей: по общему количеству абонентов тогда также лидировали МТС с теми же 35%, "Би Лайн GSM" имел 34%, а "МегаФон" тогда впервые достиг "круглой" отметки 20%. По структуре новых подключений произошли более значительные изменения - МТС досталось тогда 29% новых подписчиков, "Би Лайн GSM" получил 37% , "МегаФон" - 24%. Как видно, свою долю в ноябре увеличили МТС и "Би Лайн GSM", а "МегаФон" же снизил показатели.

Значительный рост числа абонентов сотовой связи по России отразился на столичном рынке - количество сотовых абонентов на конце ноября здесь составляло 15,634 млн человек, что на 530 тыс. (3,2%) превышает показатели октября. Таким образом, местным операторам удалось вернуться к показателям сентября, когда было подключено 550 тыс. подписчиков (в октябре эта цифра составила 280 тыс.). Главное достижение ноября в Москве - уровень проникновения  здесь превысил 90% и составил 92,1%. Таким образом, можно ожидать, что вскоре первопрестольная станет первым городом в России, где этот показатель достигнет 100% (напомним, что количество абонентов считается по активным SIM-картам, и в ряде западных городов и даже стран, уровень проникновения сотовой связи превышает сейчас 100%). Для этого столичным сотовым компаниям надо набрать 7,9%, или около 1,3 млн абонентов.

Общий расклад сил на московском рынке таков: буквально на доли процента лидируют МТС с 44,7%, за ними идет "Би Лайн GSM" - 44,5%. "МегаФону" принадлежит 10,3%. Последний по сравнению с октябрем смог увеличить долю рынка на 0,3%, а "Би Лайн GSM" и МТС разделили пополам тот процент, который из ранее разделял в пользу последнего оператора. Однако в структуре новых подключений произошел существенный сдвиг  - больше половины из них - 51% - смог "освоить" "Би Лайн GSM", на долю МТС и "МегаФона" пришлось 30% и 17%. При этом, напомним, лидером в октябре были МТС, которые тогда взяли 52%, затем шел "МегаФон" с 26%, и замыкал тройку "Би Лайн GSM" с 19%. Как отмечают аналитики, это связано с тем, что "Би Лайн GSM" удалось окончательно решить проблему с нехваткой номерной емкости, и вновь вернутся к 6-месячному циклу удержания в базе пре-пейдных абонентов, в то время как в июне этот интервал равнялся 4 месяцам.

Между тем Петербург стал исключением из общих правил по приросту абонентов. По данным AC&M Consulting на конец ноября в Северной столице насчитывалось 5,313 млн человек, или 83,8% от населения. По сравнению с октябрем эти цифры выросли не значительно - на 143 тыс. человек, или 2,2%. В провальном прошлом месяце этот рост составил немногим меньше - 142 тыс. абонентов, в то время как в сентябре это показатель был чуть ли не в полтора раза больше - около 200 тыс. подписчиков. В августе, который тоже не характеризовался активным ростом абонентской базы,  у местных сотовых операторов появилось 146 тыс. новых клиентов, в то время как в июле их число было 260 тыс., а в июне - 180 тыс.

На этом фоне, пожалуй, впервые за всю историю конкуренции операторов "большой тройки" в Петербурге можно говорить, что они подошли к своего рода паритету в новых подключениях - разрыв между их показателями не велик. Так, МТС получил 34,8%, "МегаФон" - 32,1%, "Би Лайн GSM" - 29,8%. Разница между лидером и третьей компаниями, которые подключили по около 49,5 тыс. и 42,5 тыс. соответственно, составляет менее 10 тыс.

Напомним, что в предыдущие месяцы разрыв был более существенным. Например, большая часть новых подключений в октябре пришлась на "МегаФон", который из 142 тыс. новых абонентов взял 40%. За ним шли "Би Лайн GSM" - 30% и МТС - 23%. В сентябре с практически одинаковым счетом лидировали "Би Лайн GSM" и "МегаФон", на которых пришлось 36% и 35% из 198 тыс. полученных новых подписчиков. МТС же тогда взяли 19%. На этом фоне заметно сильное снижение доли оператора Tele2 (Fora Communications), который снизил свои показатели до 3,3% в новых подключениях - с сентябрьских 10% и октябрьских 7%.

Закономерен и итог: распределение рынка на петербургском рынке изменилось по сравнению с октябром на десятые доли процента и на конец ноября было таково: лидирует "МегаФон" с 44,8%, затем идут МТС с 31,8% и "Би Лайн GSM" с 16%. Tele2 имеет 5,4%, "Скайлинк" ("Дельта Телеком") - 2%. Напомним, что в октябре эти операторы контролировали 45%, 32%, 16%, 5% и 2%  рынка соответственно.

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг, Финансы