Декабрь оказался жарким. У продавцов сотовых телефонов

Конец года традиционно считается горячей порой для дилерских сетей. Покупательская активность растет, вместе с нею увеличивается и количество маркетинговых предложений на рынке. К середине января петербургские дилеры подвели итоги за последний месяц ушедшего года, который оказался рекордным по уровню проданных контрактов и мобильных телефонов.

За декабрь 2004 года петербургские дилерские сети установили рекорд, подключив по оценкам наблюдателей рынка более 377 тыс. абонентов. Из них на «Мобильные ТелеСистемы» пришлось порядка 137 тыс., «Би Лайн GSM» – 114 тыс., «МегаФон» – 86 тыс., Тele2 – чуть менее 40 тыс. надо учитывать, что здесь приведены данные по подключениям без учета оттока абонентов. Напомним, что по данным аналитиков, цифра «чистых» подключений (т.е. с учетом оттока) ниже – она составила в Петербурге и Ленобласти 330 тыс. новых подписчиков (см. выпуск новостей от 13 января 2004 г.). В дилерскую же пятерку лидеров традиционно вошли «Евросеть», «Связной», «Телефорум», «Ультра» и «Диксис».

Как известно, предновогодний период в Петербурге охарактеризовался большим количеством маркетинговых мероприятий со стороны операторов сотовой связи. К завершению года они не просто увеличили свою маркетинговую активность, но и внесли элементы демпинга, в частности, значительно снизив цены на стартовые комплекты.

Многие рекламные акции операторов начались в конце ноября 2004 года, и, по мнению специалистов, условно их можно разделить на несколько групп. В первых рядах идет борьба за многоговорящих клиентов - различные модификации, ценовые предложения для безлимитных тарифных планов («МегаФон, «Мобильные ТелеСистемы», «Скайлинк»), введение подобного рода тарифов (например, Тele2, «Би Лайн GSM»). Затем в списке – схемы лояльности и меры по сокращению оттока абонентов. Так, Северо-Западный филиал ОАО «МегаФон» запустил программу «Абоненты МегаФон на особом положении». Также в этом ряду стоят дополнительные модификации тарифных планов, включая «Абонент 3» («МегаФон»), «Джинс Минута» (МТС), различные предложения от Тele2. «Достаточно сложно судить о степени успешности маркетинговых и рекламных акций операторов. В Петербурге по количеству вновь подключившихся абонентов в декабре лидировали МТС, хотя необходимо помнить о том, что у этого оператора проводились акции в декабре, согласно которым, при подключении к «МТС. Оптима», контракт «Джинс» подключившийся получал в подарок», - отмечает один из наблюдателей рынка.

Именно указанное предложение от МТС, по мнению аналитиков, и послужило сигналом к началу снижения цен на контракты, в которых не участвовал лишь «МегаФон Северо-Запад». Так, «Би Лайн GSM» снизил цены на стартовый пакет вдвое (он продавался в большинстве салонов за 75 рублей). Это подвигло дилеров снизить цены и на комплекты «Мобильных ТелеСистем», а затем и Тele2. При этом «Ультра» и «Евросеть» продавали стартовые комплекты «Джинс» по 60 рублей, а последний дилер некоторое время и по 30. Указанные акции стали причинами рекордных показателей по подключениям, однако, наблюдатели не исключают возможности того, что в дальнейшем также максимально высокими станут показатели оттока абонентов, так как качественность подобных подключений оценивается, как невысокая.

Дилерские сети не отставали от операторов и, по выражению представителя одной из сетей, активно делили «новогодний пирог», который оказался более внушительным, чем предполагали самые смелые прогнозы.

«Евросеть» стабильно обосновалась на первом месте, подключив в декабре по собственным данным более 107 тыс. абонентов, что почти в три раза больше ноябрьских результатов (см. выпуск новостей от 10 декабря 2004 г.). Из них на МТС пришлось 53 тыс., «Би Лайн GSM» – 28,5 тыс., «МегаФон» – 18,5 тыс. При этом количество проданных телефонов равняется 57,5 тыс. Необходимо отметить большое количество акций проходивших в салонах «Евросеть» в декабре - ценовые предложения по 19 моделям телефонам, специальные ценовые предложения на контракты, подарки. Интенсивность рекламной активности «Евросеть» значительно увеличилась в конце ноября и продолжилась в декабре. Основное направление рекламы - совместная с МТС кампания по продвижению контрактов МТС и контент-платформы «Евросеть» «Подключись к МТС-получи 50 долларов в подарок» и кампания по стимулированию продаж товаров «Евросеть - цены ниже». «Отличительной особенностью этих мероприятий является масштаб - кампании проведены в федеральном масштабе с совокупным бюджетом более $3,5 млн. «Эффективность кампании подтверждается объемами продаж в декабре, значительно превосходящими продажи ближайших конкурентов», - отметил управляющий петербургской сетью «Евросеть» Константин Левин.

Компания «Связной» не раскрывает своих показателей, однако по данным аналитиков рынка, этот дилер подключил за месяц без малого 70 тыс. абонентов, из них 26,5 тыс. пришлось на МТС, 19 тыс. взял Би Лайн GSM, 14 тыс. – МегаФон и 10 тыс. - Тele2. Рекламная активность сети «Связной» в декабре мало отличалась от таковой в другие месяцы. В основном, все рекламные акции дилера свелись к мероприятиям вендоров и собственным ценовым предложениям по нескольким моделям телефона. Наиболее заметной акцией этого дилера стала кампания «Связной комплект», по условиям которой при покупке любого телефона Motorola клиент получал в подарок SIM-карту Тele2 и 300 рублей на счет. Как указано выше, эта акция принесла 10 тыс. подключений к оператору.

Третью позицию занимает «Ультра» с 48 тыс. подключений. Из них на «Мобильные ТелеСистемы» пришлось 16,5 тыс., «МегаФон» – около16 тыс., «Би Лайн GSM» – 11 тыс., Тele2 – 5 тыс. Кроме этого, дилер традиционно стал лидером по подключениям к CDMA-оператору «Скайлинк» – количество проданных контрактов превысило 3,3 тыс. В салонах «Ультра» проходило несколько акций совместно с вендорами (Siemens, Samsung, LG) и три собственных акции: «Не плати» (аналогичная акция уже проводилась ранее, направлена она на стимулирование оплаты услуг связи именно в салонах Ультра), скидка для подключающихся к сети «Скайлинк». Эта акция проводилась также в октябре и ноябре и позволила увеличить салонам «Ультра» продажи телефонов «Скайлинк» примерно в 4 раза. Кроме того, имела место классическая акция «Ультра» с Nokia - «1000 и 1 Nokia».

«Телефорум» занял четвертое место с 41 тыс. подключений. Из них на «Би Лайн GSM» пришлось 14 тыс., МТС взяли 13 тыс., МегаФон – 7 тыс., и Тele2 – порядка 6,5 тыс. Одной из наиболее заметных акций дилера стала кампания «Джинс за рубль». В рамках данной акции в течение всего декабря по выходным дням, а также 30 и 31 декабря 2004 года в салонах «Телефорум» в течение одного часа цена стартового пакета «МТС. Джинс» устанавливалась в размере 1 рубль, при условии покупки любого телефона. Кроме того, дилер проводил акции с вендорами по снижению цен на 8 моделей телефонов.

Замыкает пятерку лидеров компания «Диксис». Количество подключений в этой сети в декабре по собственным данным составило 40 тыс. При этом в ноябре дилер подключил порядка 20 тыс. абонентов. «Резкое увеличение числа подключений связано с появлением более интересных предложений операторов и, как следствие, повышением доступности сотовой связи для покупателей. Увеличение числа подключений началось с середины декабря, тогда же начался рост продаж телефонных аппаратов. Продажи телефонных аппаратов увеличились в декабре более чем в 2 раза относительно октября и ноября», - отмечает руководитель службы по связям с общественностью компании «Диксис» Татьяна Москалева.

Среди декабрьских тенденций рынка дилеры единогласно отмечают увеличение вендорской маркетинговой активности. Кроме того, наметилась тенденция к увеличению продаж в сегменте дорогих аппаратов. Это, по мнению директора по маркетингу сети «Ультра» Дмитрия Карманова, связано с тем, что все большее количество покупателей приобретают телефон во второй и более раз. Также наблюдатели отмечают массовое снижение цен на стартовые пакеты операторами и дилерами.

По словам менеджера по продажам компании «Телеком Поинт» Сергея Соколова, говоря об активности производителей, по итогам года стоит отметить компанию Samsung с широкомасштабной акцией во время проведения Олимпийских игр 2004 "Мы одна команда". Существенный прорыв в характере проведения акций, совершила компания Nokia, проводя акцию "На гребне". Еще одна крупномасштабная акция – "Трасса М-65" по продвижению модели телефона Siemens М-65, к которой были привлечены звезды российской сцены «БИ-2». Высокий показатель по продажам телефонов был Fly обусловлен рекламной компанией "Играют все, выигрывают с Fly", летом этого года. Среди других азиатов активизировался также Voxtel, который провел в Петербурге масштабную акцию с розыгрышем призов среди своих покупателей. Руководитель отдела маркетинга компании «Телефорум» Игорь Алехин отметил особую активность в ушедшем году компании Motorola.

Что касается рейтинга продаж телефонов, то по итогам года в топ вышли модели основном нижней ценовой категории. В частности, по данным компании «Евросеть», в декабре в десятку лидеров по продажам вошли Siemens A52, LG-G1600, Nokia 1100, Motorola C115, Motorola V220, Siemens C65, Siemens C62, Siemens A60, Siemens A57, Motorola C350. Как видно, это в основном модели стоимостью до $100, за исключением LG-G1600, Motorola V220, Siemens C65 (причем, LG-G1600 и Motorola V220 попали в десятку благодаря участию в рекламных акциях).

В салонах «Телеком Поинт» по результатам продаж в 2004 году со значительным отрывом лидирует проверенный временем хит 2003 года Nokia 3310. В десятку вошли также телефоны Siemens C62, Siemens A60, Siemens A52, Nokia 1100, Samsung SGH-A800, FLY Bird S688, Nokia 6100, Siemens M55, Nokia 2300.

Самыми продаваемыми моделями прошлом году в сетях «Телефорум» были: Nokia 3310, Samsung C100 и X100, Motorola C350, Siemens A52. Ровно половина всех продаваемых телефонов находились в ценовом диапазоне $100-200 (Samsung X100, C100, Motorola C350), 34% - до $100 (Nokia 3310, Siemens A52), 14% - в диапазоне $200-300 (Nokia 6100i, Samsung X460, X600), остальное - самые дорогие модели (Nokia 6230, Samsung E710, E820).

Как сообщили в компании «Диксис», у этой компании в ценовой категории до $150 лидировали следующие модели – Siemens A52, Nokia 3310, Nokia 1100, в категории от $150 до $300 USD – SonyEricsson T610, Nokia 6100, SonyEricsson Z200, свыше $300 – Nokia 6230, SonyEricsson Z600, SonyEricsson К700i.

Таким образом, вырисовывается совершенно четкая картинка: тройка лидеров среди производителей по итогам 2004 года выглядит следующим образом: Siemens, Samsung, Nokia, а самые успешные модели – это в основном недорогие Nokia 3310 и Nokia 1100, Samsung C100 и X100, Motorola C350, Siemens A52 и C62. Что касается камерофонов и смартфонов, то и здесь есть свои лидеры. В частности, по данным компании «Диксис», это такие модели как Nokia 6230, SonyEricsson T630, Nokia 6610i и SonyEricsson P900, Motorola V700(MPX 200), SonyEricsson S700i соответственно.

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг, Торговые сети, Оборудование, Финансы