ЕСМС под угрозой

Петербургская компания "НЕДА-Пейджинг" и Северо-Западный филиал ОАО «МегаФон» объявили о приостановлении программы «Единая Система Мобильных Сообщений». Компании объясняют это технологическими проблемами, которые пока не позволяют предоставлять услуги, входящие в этот пакет. Однако предполагается, что сервис возобновится в ближайшем будущем.

«Единая  система мобильных сообщений» - одна из самых необычных услуг на петербургском массовом рынке связи. Она появилась в результате объединения сервиса компаний «Вэб Плас», "Северо-Западный GSM" и "НЕДА-Пейджинг" (все они являлись дочерними предприятиями холдинга «Телекоминвест»). Услуга была введена в эксплуатацию в июне  2000 года. Она сделала возможным обмен текстовыми сообщениями между электронной почтой, пейджерами и мобильным телефоном стандарта GSM. В частности, обмен сообщениями между мобильными телефонами и пейджерами выглядел следующим образом – абонент «Северо-Западного GSM» (впоследствии «Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон») мог отправить сообщение пользователю «НЕДА-пейджинг» используя обычное SMS-сообщение (при отправке надо было указать специальные сервисный номер и префикс). В обратном направлении эта услуга действовала для владельцев «трубок», которые заказывали себе прямой номер «НЕДЫ-пейджинг» - впоследствии он мог получать SMS-сообщения, которые ему передавали через колл-центр пейджингового оператора.

Одно из преимуществ, благодаря которой появилась эта услуга, было наличие у «НЕДЫ-пейджинг» прямых номеров общим количеством 9 тыс., 1 тыс. из них приходилась на номера серии 108-9ХХХ, 1 тыс. – 108-0ХХХ, и 7 тыс. на 468-1ХХХ – 468-7ХХХ. Для реализации возможностей системы «НЕДА-Пейджинг» и Северо-Западный филиал «МегаФона» организовали выделенный канал между операторским бюро «НЕДА» и сервером коротких сообщений сотового оператора. Этот канал не связан с публичным Интернетом и для передачи данных использует транспортную сеть «МегаФона».

Помимо этого, поступающие на номер ЕСМС сообщения сохранялись  в голосовом почтовом ящике, и потом могли быть прослушаны с любого телефона с тоновым набором после ввода личного кода доступа. Помимо голосовых сообщений на номер ЕСМС можно было передавать и цифровые сообщения в режиме тонового набора. Используя функцию "GSM-текст", обладатель мобильного телефона мог отправлять сообщения также на адрес электронной почты, не оплачивая эфирное время, и получать ее прямо на дисплей своего телефона.

Особый успех имела услуга аренды прямого номера «НЕДА-пейджинг», которая давала возможность получать SMS-сообщения, не раскрывая свой реальный номер сотового телефона. Этой услугой активно пользовались торговые агенты, люди, размещавшие объявления о продаже в газетах и т.д. По данным spbIT.ru, максимальная абонентская база ЕСМС составляла около 1 тыс. активных клиентов.

Однако компании вышли с предложением ЕСМС за год до того, как пейджинговый рынок стал стремительно сокращаться из-за появления в Петербурге в конце 2001 года второго GSM-оператора ОАО «Мобильные ТелеСистемы», и как следствие, падения сотовых тарифов. Так, из 15 компаний, представлявших в сове время услуги пейджинговой связи сейчас осталось только три – это объединенные «Экском» и «НЕДА-пейджинг», и «ПТ-Пэйдж», которые сейчас фокусируются на развитии услуг своих колл-центров, а количество пользователей сократилось с 80 тыс. в 2000 году до нынешних 6 тыс. Тем не менее,  одно время "НЕДА-пейджинг" попыталась продвинуть услугу и в регионы, где работал "МегаФон Северо-Запад", в частности, тестовые испытания были проведены с такими пейджинговыми операторами, как псковский "Итекс", череповецкий OLLE, петрозаводский "Альфа-пейджинг инфосервис" и специализированным подразделением "Мурманэлектросвязи".

В дальнейшем компания «Вэб Плас» вышла из этой тройки, а теперь и оставшиеся две компании сообщили о временной отмене данной услуги. Как сообщили в департаменте новых технологий и услуг Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон», отмена «Единой системы мобильных сообщений» обусловлена технологическими причинами, но в настоящее время продолжается предоставление услуги «Мобильный пейджер». Это отдельный сервис, который был запущена сотовым оператором в 2002 году. Здесь также задействованы ресурсы "НЕДЫ-пейджинг". Услуга "Мобильный пейджер" похожа на ЕСМС - она позволяет получать на сотовый телефон текстовые сообщения через колл-центр пейджингового оператора. В отличие от ЕСМС здесь абоненту присваивают обычный пятизначный пейджинговый номер. Данная услуга доступна в ряде регионов, в том числе и за пределами Северо-Запада. Всего по данному направлению у "НЕДЫ" в партнерах более 20 пейджинговых операторов, включая архангельский "Телесет", вологодский "Юником", екатеринбургский "Пейджком", московский "Радуга-поиск" и т.д.

Как удалось выяснить spbIT.ru, основная проблема, из-за которой было приостановлено предоставление услуги ЕСМС, заключается в конфликте базового программного обеспечения «НЕДЫ-пейджинг», которое обслуживает этот сервис (в компании используется ПО канадской компании Glenayre, установленное еще во время самого начала работы оператора). Дело в том, что недавно Северо-Западный филиал ОАО «МегаФон» ввел две миллионные зоны в префиксе 8-921, которые начинаются с 1 и 4 – как раз тех цифр, которые стоят и в начале прямых номеров пейджингового оператора. Поэтому сейчас в рамках ЕСМС невозможно отправлять SMS-сообщения через колл-центр оператора, но в обратном направлении услуга может работать. Судя по всему эта ситуация продлиться недолго – как сообщили в «НЕДА-пейджинг» специалисты компании рассматривают возможности устранения этой неполадки.

Автор: Алексей Колянов.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг

Ключевые слова: