Мининформсвязи придумало, как спасти IP-телефонию

Российская общественность серьезно обеспокоена тем, что после вступления в силу новых правил регулирования телекоммуникационного рынка могут исчезнуть широко распространенные сегодня карточки IP-телефонии. В связи с этим Мининформсвязи посчитало нужным внести коррективы в предлагаемые правила и разъяснить: действующие ныне операторы IP-телефонии смогут продолжить свою работу благодаря специально придуманной для них лицензии. Эксперты приветствуют подобное решение, но в то же время отмечают ряд моментов, представляющих серьезную опасность для участников рынка.

Дискуссии вокруг двух подзаконных актов, находящихся сейчас на утверждении правительства РФ, — «Перечень услуг, подлежащих лицензированию», и «Правила присоединения сетей электросвязи» — в последнее время становятся все более острыми. Дело в том, что, согласно проектам этих правил, операторы гибридной (карточной) IP-телефонии приравниваются к полноценным телефонным операторам. Соответственно, для того, чтобы продолжить оказание услуг междугородней и международной связи, им необходимо будет сначала обзавестись точками присутствия своих сетей во всех без исключения регионах России и обеспечить возможность присоединения к этим сетям всем операторам местной телефонной связи. Для участников этого сегмента рынка — представителей малого и среднего бизнеса — подобная задача может оказаться невыполнимой. Более того, как признают сами представители Мининформсвязи, существующие IP-телефонисты вряд ли смогут получить лицензии не то что на дальнюю, но даже и на местную телефонную связь.

Впрочем, в Мининформсвязи заверяют, что их цель — провести демонополизацию рынка дальней связи. «Мы готовим революционные изменения для российской телекоммуникационной отрасли, — говорит глава департамента госполитики в сфере ИКТ Мининформсвязи Виталий Слизень. — У „Ростелекома“ появится несколько компаний-конкурентов, а абоненты всех телефонных сетей смогут при каждом звонке выбирать оператора дальней связи». Что же касается компаний, занимающихся IP-телефонией и являющихся уже сегодня конкурентами «Ростелекома» (в Москве на их долю приходится примерно четверть рынка дальней связи), то в министерстве считают недопустимым сохранение нынешней ситуации: «Если традиционные телефонные операторы вкладывают в развитие своей инфраструктуры десятки процентов прибыли, то операторы IP-телефонии — не более 5%, — поясняет г-н Слизень. — Государству же нужно две вещи: поступления в казну от уплаты налогов, а также инвестиции участников рынка в телекоммуникационную отрасль. Сейчас IP-телефонисты по-минимуму вкладываются в развитие сетевой инфраструктуры».

Правда, сами операторы IP-телефонии с этим не согласны. «Мы инвестируем значительные средства в розничные сети продаж, — объясняет директор по развитию „Манго-телеком“ Юрий Зигуля. — Посмотрите, в Москве около 25% выручки от проданных карт остается у дилеров. Тем самым мы поддерживаем другие виды бизнеса. Что касается сетевой инфраструктуры, то мы просто не можем, при небольшом стартовом капитале, сразу инвестировать в это большие деньги. Но со временем ситуация меняется: зарабатывая сначала на продаже карточек, затем мы начинаем вкладывать средства уже в развитие сетей». В Мининформсвязи признают, что операторы карточной телефонии вкладывают средства в создание инфраструктуры продаж и рекламу своих услуг, разработку программного обеспечения, но при этом отказываются считать эти инвестиции вкладом в поставленную президентом РФ задачу удвоения ВВП к 2010 г.

Создание условий, невыполнимых для существующих игроков рынка, приведет к уходу многих из этих компаний в подполье. В итоге министерством, как рассказал г-н Слизень, был разработан компромиссный вариант: операторы IP-телефонии смогут получить специально разработанные для них лицензии на «местную телефонную связь с использованием коллективных средств доступа». А из правил исключен пункт, запрещающий осуществление исходящих вызовов с сетей передачи данных, подключенных к телефонным сетям общего пользования. «Для абонентов, пользующихся телефонными карточками, в результате применения этой схемы не должно измениться ничего, — заявил Виталий Слизень. — И операторам не придется производить замену существующего у них оборудования. Но, при этом, операторы IP-телефонии должны будут отдавать весь трафик компаниям, имеющим лицензии на дальнюю связь». Таким образом, компании, занимающиеся IP-телефонией, превратятся в агентов операторов услуг дальней телефонной связи и смогут предлагать тарифы в рамках определённой операторами шкалы.

В то же время, у нового положения также есть ряд подводных камней. Например, согласно все тем же Правилам, операторы местной телефонной связи (в которых, согласно лицензиям, формально переквалифицируются IP-телефонные операторы) обязаны предоставлять своим клиентам доступ к услугам всех операторов дальней связи. Но Виталий Слизень уверяет, что в данном случае не должно быть сложностей: «Абонент вправе заключить договор на то что, чтобы все его дальние звонки проходили только через одного оператора дальней связи. Сам же факт покупки карточки можно расценить как заключение подобного договора». Кроме того, как отметил г-н Слизень, бывшие операторы IP-телефонии будут свободны в выборе маршрутов при прохождении местных звонков. Стоит отметить, что для совершения местных звонков в некоторых случаях также имеет смысл покупать карточки (например, для дозвона на федеральные сотовые номера при отключенном выходе на 8).

«Безусловно, данные нововведения — это гораздо лучше того, что предлагалось до этого, — говорит аналитик J’Son & Partners Борис Овчинников. — Но теперь весь вопрос в том, когда у существующего монополиста — „Ростелекома“ — появятся конкуренты». По оценкам Мининформсвязи, на получение лицензий на дальнюю связь могут претендовать три компании: «Межрегиональный ТранзитТелеком» (МТТ), Golden Telecom и «ТрансТелеком» (правда, представители последнего ранее заявляли, что в стратегию компании в настоящее время не входит получение лицензии на дальнюю голосовую связь). Что же касается срока начала предоставления ими услуг, то в министерстве называют цифру 75 дней после вступления в силу новых правил. При этом остается непонятно, что делать операторам IP-телефонии в этот переходный период. Так, представители одной из компаний с опасением говорят, что «в правоохранительных органах уже „потирают руки“, предвкушая появление новых правил». Представители Мининформсвязи никак не комментируют возможность того, что некоторые компании в переходный период окажутся «равнее всех прочих равных».

Вопросы останутся и после того, как конкуренты «Ростелекома» заработают. Ведь, хотя бывшие операторы IP-телефонии смогут самостоятельно устанавливать тарифы на звонки по своим карточкам, эти тарифы будут напрямую зависеть от стоимости пропуска трафика, которую установят операторы дальней связи. И здесь не исключена вероятность сговора между компаниями, занимающимися дальней связью, поскольку их всего несколько. «Мировой опыт показывает, что картельные сговоры организуются, как правило, тремя компаниями, — говорит представитель крупной телекоммуникационной компании. — Поэтому новые правила для операторов IP-телефонии следует вводить только после того, как у нас появятся 4 и более операторов дальней голосовой связи».

В Мининформсвязи, в свою очередь, уверены, что новые Правила не явятся причиной экономической дискриминации отдельных субъектов телеком-рынка. Как отмечает Виталий Слизень, предлагаемая схема лицензирования является целесообразной на данном историческом этапе и будет пересмотрена при увеличении числа широкополосных подключений в нашей стране. Она должна упорядочить взаимоотношения между операторами разного уровня и пресечь возможность злоупотреблений и фрода на операторском уровне, а также обеспечить абоненту свободу выбора поставщика телекоммуникационных услуг.

Тематики: Фиксированная связь, Регулирование

Ключевые слова: