Sim-карты на выброс. Платежеспособного спроса на них в городе больше нет

Опубликованные сотовыми дилерами отчеты о работе в 2004 году позволяют сделать любопытный вывод. Оказывается, что более 1 млн sim-карт различных операторов города, полученных петербуржцами в ходе всевозможных рекламных акций, не используются. Таким образом, бесплатная раздача sim-карт с зачислением средств на счет вместо новых абонентов принесла компаниям значительные убытки. Это означает, что платежеспособного спроса на услуги сотовых компаний в городе не осталось. И в дальнейшем состояние абонентских баз сотовых компаний будет зависеть исключительно от лояльности их клиентов.

По данным исследовательской фирмы ACM-consulting проникновение услуг сотовой связи в Петербурге и Ленобласти на конец 2004 года составило 89%. Это значит, что в городе осталось порядка 560.000 потенциальных клиентов сотовых компаний. Между тем отраслевые аналитики прогнозируют, что в этом году рост рынка продолжится и перевалит за отметку 100%: ряд пользователей просто будут иметь набор sim-карт, одновременно числясь в абонентских базах сразу нескольких компаний. Однако опубликованные сотовыми дилерами результаты работы в 2004 году наглядно продемонстрировали, что дальнейший рост рынка сотовым операторам совсем не нужен и, более того, невыгоден. А к активному набору новых пользователей могут прибегнуть лишь те компании, которые желают раздуть свои абонентские базы. Оказывается, платежеспособный спрос закончился в Петербурге еще в прошлом году и на рынке остались только "халявщики", не желающие платить свои деньги за сотовую связь.

Напомним, что в 2004 году операторы поделили между собой 2,07 млн новых абонентов. Если на конец 2003 года в городе насчитывалось 3,53 млн пользователей сотовой связи, то на начало этого года - 5,6 млн человек. При этом основным инструментом борьбы между операторами стали акции с так называемыми бонусами при подключении. Их общая суть сводилась к раздаче рабочих sim-карт с дополнительными долларами на счету. Причем этот прием в той или иной степени использовали все игроки сотового рынка. Данные, полученные Ъ от дилеров, свидетельствуют о том, что с помощью этих программ в 2004 году было реализовано ни много ни мало 3-4 млн sim-карт. Так, по словам управляющего "Евросети" в Петербурге Константина Левина, в прошлом году его компания смогла подключить 538 тыс. абонентов. При этом, по данным "Евросети", ее доля на рынке новых подключений составляет 15%. Это означает, что всего дилеры Петербурга распределили в прошлом году 3,55 млн sim-карт. Похожий результат получается и исходя из данных другого крупного петербургского дилера - сети "Ультра". Как сообщил Ъ руководитель направления услуги операторов сотовой связи сети "Ультра" Дмитрий Папирин, в прошлом году его компания реализовала 480.000 сотовых контрактов. Господин Папирин оценил долю "Ультры" также в 15% рынка, а это значит, что объем распространенных sim-карт в 2004 году составил 3,16 млн штук.

В том, что число розданных sim-карт значительно превышает количество реальных абонентов, признаются и сами сотовые операторы. Так, по словам гендиректора петербургского филиала ОАО "Вымпелком" Игоря Заруднева, совокупная доля новых подключений сети "Ультра" и "Евросеть" составляет примерно 27%. Коммерческий директор Северо-Западного филиала ОАО "Мегафон" Николай Деменчук оценил долю двух дилерских сетей приблизительно в 30%. Вот и получается, что петербуржцы используют по назначению лишь половину из полученных в 2004 году sim-карт. Любопытно, что мнения всех опрошенных Ъ участников рынка относительно судьбы прочих "симок" сводятся к одной и той же версии: использовав бесплатный ресурс, абоненты их просто выбросили. "Ввиду большого количества переподключений в прошлом году и различного рода стимулирующих акций это вполне возможно. Но объем, конечно, удручает", - констатирует факт господин Папирин. "В прошлом году многие игроки проводили различного рода акции с раздачей бесплатных sim-карт с положительным балансом. Все активно боролись за продажи в ущерб качеству, поэтому появившийся дисбаланс между реализованными контрактами и реальным количеством абонентов был вполне прогнозируемым", - считает господин Левин.

С другой стороны, то, что sim-карт оказалось больше, чем пользователей, говорит о том, что на рынке практически не осталось потенциальных платежеспособных абонентов, за которых операторам имело бы смысл конкурировать. А освоение сегмента низкодоходных пользователей требует от игроков все больших и больших затрат. Дело в том, что в среднем подключение одного подписчика к своей сети с учетом расходов на рекламу и вознаграждение дилерам обходится операторам в 15-20 USD. Помимо этого стоимость самой sim-карты в зависимости от ее типа составляет 1-3 USD. Принимая во внимание, что не у удел по итогам 2004 года осталось более 1 млн sim-карт, прирост рынка в 2 млн человек стоил сотовым компаниям недешево.

Впрочем, сами операторы это тоже осознают. "Все эти акции, по сути, подразумевают безвозмездную раздачу денег. Можно подключиться, проговорить находящиеся на sim-карте несколько долларов и выкинуть ее", - считает Игорь Заруднев. "Сейчас проникновение связи в городе уже 90%, и подобные акции могут привлечь лишь тех, кто способен тратить на связь совсем незначительную сумму денег. В основном это одноразовые абоненты, которые вряд ли станут пополнять свой счет", - уверен господин Деменчук. Таким образом, по мнению аналитиков, вместо кровопролитной борьбы за долю рынка операторам теперь следует сконцентрироваться на увеличении лояльности своих абонентов. "Есть огромное количество абонентов, которые бегают от одного оператора к другому в зависимости от проводимой в данный момент акции. Прежде всего это говорит о низкой лояльности пользователя к своему оператору. А столь заметный отток свидетельствует о неэффективности действий операторов, направленных на ее стимуляцию", - считает аналитик ACM-consulting Елена Саяпина.

Таким образом, в этом году лояльных абонентов могут ожидать приятные сюрпризы: например, компании могут предложить им пользоваться связью в кредит или вместе с дилерами организовать для них скидки при покупке новых телефонов, которые не будут работать в чужих сетях.

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг