Напомним, что впервые «Мобильные пятницы» прошли в Москве в октябре прошлого года. Клуб был создан компанией «Агрегатор» для обсуждения различных проблем рынка дополнительных мобильных услуг. Заседания клуба проводятся в формате круглого стола с периодичностью раз в месяц. В заседаниях принимают участие представители контент-провайдеров, операторов мобильной связи, эксперты отрасли, а также журналисты. До нынешнего момента участники заседаний успели обсудить темы рекламы мобильных услуг, проблемы авторского права и пиратства в сфере мобильных услуг, итоги развития рынка контент-провайдинга в 2004 году и перспективы 2005 года, использование SMS-сервисов при участии средств массовой информации.
В ходе последнего заседания были обсуждены проблемы, касающиеся продвижения различных мобильных сервисов в Интернете. В частности, как отметил генеральный директор компании «Агрегратор» Кирилл Шрамко, глобальная Сеть сегодня является одним из наиболее эффективных и недорогих способов продвижения мобильных сервисов. Кирилл Шрамко призвал объединить усилия контент-провайдеров, операторов связи и интернет-компаний в освоении рынка, обороты которого сейчас составляют сотни тысяч долларов.
Как в свою очередь отметил генеральный директор рекламного агентства «Траффик» Алексей Куприянов, сейчас в России насчитывается, по разным оценкам, от 17 до 30 млн активных пользователей сети Интернет. При этом 40% из них – люди в возрасте от 16 до 55 лет. Наиболее активными пользователями является возрастная группа от 20 до 34 лет. Как правило, это молодежь, менеджеры среднего звена и руководители. По статистике 92% пользователей Интернета владеют мобильной связью. Что касается использования коммерческих сервисов, то по данным ряда исследований пользователями такого рода услуг, как, например, интернет-казино, являются 1,5 % пользователей сети. При этом основным средством оплаты являются платежные системы, а доля оплаты услуг кредитными картами теми пользователями, кто использует платные интернет-услуги, составляет менее 10%.
Коммерческий директор компании IMCOM Андрей Минин рассказал о том, что существует еще достаточно много мобильных сервисов в Интернете, которые пока мало востребованы в отрасли, но при этом являются перспективными. Например, к такого рода услугам можно отнести получение клиентом скидки на покупку какого-либо товара, при условии отправки сообщения на определенный номер. Также сейчас мало развиты услуги, посредством которых потребитель может, при покупке товара получить какой-либо бонус. Примером тому могут послужить уже опробованные акции производителей напитков, когда покупатель мог, воспользовавшись инструкцией на этикетке напитка, получить на свой телефон картинку или мелодию.
По мнению менеджера по веб-продажам компании Infon Анны Чесновой, владельцы интернет-порталов сегодня заинтересованы в получении коммерческой выгоды от оказания услуг через сеть. Речь идет о таких, например, услугах, как предоставление информации, консультации специалистов и так далее. При этом для конкуренции с подобными же услугами, которые сейчас предоставляются бесплатно необходимо повышение качества аналогичных платных услуг.
Таким образом, встает проблема введения микроплатежей для оплаты услуг в Интернете с помощью мобильного телефона. В том числе, как альтернатива платежным системам. Андрей Минин считает, что для того, чтобы такого рода платежные сервисы прижились достаточно одного-двух лет. Кирилл Шрамко также считает, что наиболее удобным для пользователя является оплата услуги с помощью своего мобильного телефона, поскольку это наиболее простой и оперативный способ.
В то же время операторы мобильной связи не спешат с этим соглашаться. Так, по мнению начальника группы развития и продвижения услуг Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон» Михаила Жукова, для введения микроплатежей существует еще много финансовых, экономических и юридических препятствий. Операторы сотовой связи пока отказываются признавать то, что счет абонента может также рассматриваться и как банковский счет, по которому можно оплачивать услуги в Интернете. Пока, по словам Михаила Жукова, операторы готовы поддерживать только оплату абонентами контент-услуг, как-то покупку мелодий, рингтонов и JAVA-игр. Ведущий специалист отдела развития продуктов и услуг «МТС-Санкт-Петербург» Артем Волков, подчеркнул, что максимальной суммой платежа посредством SMS-сообщения сейчас может быть $5.
Михаил Жуков также отметил, что операторы предоставляют услугу, с помощью которой абонент получает возможность управления банковским счетом с помощью мобильного телефона. Однако Кирилл Шрамко добавил, что для пользователя проще обычный мобильный интерфейс, когда с помощью сообщения сразу совершается платеж по услуге. В настоящее время контент-провайдеры подготавливают пакет документов, которые в том числе помогут разрешить проблему микроплатежей.
По мнению первого заместителя директора компании «Агрегатор» Георгия Замышляева, то, что через операторов идет покупка мелодий, картинок и игр уже, по сути, является микроплатежами. Как один из вариантов, предлагается принятие фиксированных платежей. Так, например, представители операторов сотовой связи отметили, что уже сейчас рассматривают возможность введения фиксированных платежей размером в $1.