Сохранение темпов

Согласно отчетам аналитических агентств, рынок сотовой связи в России в феврале этого года развивался в соответствии с теми темпами, которые были заданы предыдущими месяцами. Так, Москва приближается к уровню проникновения в 110%, Петербург вплотную подошел к отметке 95%. По прогнозам аналитиков, при сохранении таких темпов российский рынок к концу 2005 года может достичь 80% проникновения.

Этот уровень, по данным агентства AC&M Consulting на конец февраля 2005 года составлял 56%, что в два раза больше прошлогодних показателей (февраль 2004 года –  - 27,5%). Соответственно в России сейчас насчитывается 81,7 млн активных абонентов (из них 57,65 млн – в регионах)  – против 78,26 млн в январе (см. выпуск новостей от 16 февраля 2005 г.). Таким образом, чистый прирост за февраль составил 2,4%, или 3,44 млн. Как отмечается в отчете AC&M Consulting, по прогнозам агентства при сохранении настоящих темпов роста, суммарное число всех российских абонентов сотовой связи составит 119 млн на конец 2005 года, что означает превышение 80% порога проникновения сотовой связи. Напомним, что чистые подключения за январь в России составили 3,9 млн абонентов,  в декабре – 8,75 млн, в ноябре, который стал лучшим месяцем осени, – 3,8 млн.

Согласно отчету другого агентства – iKS-Consulting, на конец февраля  в России насчитывалось 82,24 млн подписчиков сотовых сетей, из них 18,13 млн – в Московском лицензионном округе (в январе – 78,87 млн, или 54,3% от населения страны). Общий прирост клиентской базы за прошлый месяц составил 3,37 млн подписчиков, или 4,3%. При этом, на ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) на конец февраля приходилось 28,92 млн (компания взяла 31% новых подключений), на «ВымпелКом» ("Би Лайн GSM") - 28,39 млн (34%), «МегаФон» - 14,81 (21%). Это же агентство подсчитало общий объем рынка дополнительных услуг в сетях сотовой связи России в 2004 году. За этот период он составил $1,025 млрд. При этом доля дополнительных услуг в общих доходах операторов сотовой связи выросла с 8% до 12,5% (нетрудно подсчитать, что тогда общий объем рынка мобильной связи в России составил $8,2 млрд).

Расклад сил по России по данным AC&M Consulting на конец февраля  выглядел следующим образом: МТС держали 35,1%, "Би Лайн GSM" – 34,8% (этот показатель у компании держится уже третий месяц), «МегаФон» - 18,1%. В январе  эта картина выглядела следующим образом: МТС – 35,7%, "Би Лайн GSM" – 34,8%, ОАО "МегаФон" – 18%. Операторы «большой тройки» получили в феврале 29,7%, 33,5% и 20,7% новых абонентов соответственно.

В Москве сейчас насчитывается 18,12 млн подписчиков сетей сотовой связи, т.е. уровень проникновения сейчас составляет 106,7% (на конец января эти показатели равнялись 17,61 млн и 103,7%). Лидерство в Москве остается за МТС – 43,9% рынка, на десятую долю процента отстает «Би Лайн GSM» - 43,8%. В январе эти компании тоже шли практически вровень, однако их доли и разрыв между ними был все таки больше. МТС контролировали тогда 44,3% рынка, а «ВымпелКом»– 44,1%. «МегаФон» тогда имел 11%, которые он смог увеличить в феврале до 11,7%. В феврале ему удалось выбиться в лидеры про количеству новых подключений – он взял 36,5% из более чем 500 тыс. новых абонентов, в то время как на долю «Би Лайн GSM» пришлось 32,9%, а МТС – 29,7%. Напомним, что по итогам января ситуация выглядела совершенно по-другому – тогда 41,7% новых подписчиков взял «Би Лайн GSM», 39,8% - МТС, и третье место занял «МегаФон» с 17,4%. Как отмечается в отчете, "МегаФону-Москва" впервые за всю историю своей работы, которая берет начало в ноябре 2001 года, удалось подключить к своей сети в столице больше абонентов, чем его основным конкурентам.

В Петербурге по данным AC&M Consulting количество абонентов сотовой связи за февраль увеличилось с январских 5,797 млн до 5,911 млн. Таким образом, чистый прирост составил 114 тыс., а уровень проникновения сотовой связи по итогам прошлого месяца вырос до 93.2% по сравнению с 91,4% на конец января этого года. Количество новых подключений по сравнению с январем, когда было получено 153 тыс., значительно снизилось, и фактически в три раза меньше уровня декабря, когда было продано 330 тыс. контрактов (с учетом оттока). Напомним, что в ноябре в Петербурге было 140 тыс. новых подключений, в октябре  - 142 тыс., в сентябре - около 200 тыс. В августе, который тоже не характеризовался активным ростом абонентской базы, у местных сотовых операторов появилось 146 тыс. новых клиентов, в то время как в июле их число было 260 тыс., а в июне - 180 тыс. Таким образом, нынешняя цифра в 114 тыс. – своего рода антирекорд.

Из этого относительно небольшого количества абонентов большинство досталось «Би Лайн GSM», который лидирует по этому показателю уже второй месяц с показателем 45,5% (в январе он получил тоже около 45%). МТС взяли за февраль 17,6% (январские показатели – 37,6%), уступив место «МегаФону» - 32,7% (14,2%). На долю Tele2 в феврале досталось 4,2% новых абонентов.

Расклад сил к концу февраля выглядел следующим образом: лидирует «МегаФон» с 42,5%, затем идут МТС – 32,2%, «Би Лайн GSM» - 18,5%. Напомним, что по итогам января эти операторы имели 42,6%, 32,5% и 17,9% соответственно. Tele2 и «Скай Линку» тогда принадлежало по 5,3% и 1,7% местного рынка, и к концу февраля их доли составляли 5,3% и 1,5%.

Автор: Михаил Северов.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: