Итоги 2006 года. Подвел «Северо-Западный Телеком»

22 июня 2007 года в Петербурге состоялось ежегодное собрание акционеров ОАО «Северо-Западный Телеком», в рамках которого был представлен финансовый отчет СЗТ за 2006 год. Кроме того, были проведены выборы в совет директоров компании, а также озвучены перспективы и основные приоритетные направления ее развития.

Генеральный директор ОАО «СЗТ» Владимир Акулич так прокомментировал значимость прошедшего года: «2006 год – год больших перемен и исторически значимых проектов. Большое влияние на деятельность ОАО «СЗТ», как и других российских межрегиональных компаний связи (МРК), оказали изменения нормативно-правовой базы, регулирующей телекоммуникационную отрасль: либерализация рынка дальней связи, введение принципа СРР (платит звонящий) и новых принципов взаиморасчёта с операторами. Немаловажным стало участие нашей организации в реализации национального проекта «Образование» и предоставления универсальных услуг связи».

По данным СЗТ, по итогам 2006 года выручка компании составила в абсолютном выражении 20,5 млрд рублей, при этом расходы сократились на 6,5 %. В то же время достигнут 31,6-процентный рост чистой прибыли, которая, согласно отчету, составила 2,4 млрд рублей. Такой показатель эффективности деятельности, как EBITDA, вырос на 22,9 % по сравнению с прошлым годом и составил 6,7 млрд рублей. EBITDA margin достигла 32,7 %, превысив на 5,9 % аналогичный показатель 2005 года. По итогам 2006 года СЗТ обслуживала 828,1 тыс. абонентов, в том числе 736,8 тыс. абонентов коммутируемого доступа.

Как рассказали на отчетном собрании акционеров, выручка ОАО «СЗТ» от услуг внутризоновой связи возросла в 2006 году на 48,9 % - до 1,77 млрд рублей, а услуги присоединения и пропуска трафика принесли компании 3,6 млрд рублей, что почти в 3 раза больше, чем в 2005 году. По итогам 2006 года капитализация ОАО «СЗТ» выросла почти на 70 % и преодолела рубеж в $1,5 млрд.

Объем рынка доступа в Интернет и передачи данных в СЗФО, согласно отчету, в 2006 году составил 6,3 млрд рублей, доля рынка ОАО «СЗТ» в нём составляет 28,2 %, в том числе доля услуг коммутируемого доступа – 44 %, услуг выделенного доступа – 28,2 %. Объём рынка услуг операторов связи составил 8,2 млрд рублей, доля рынка услуг операторам связи ОАО «СЗТ» составляет 50,6 %.

Инвестиции СЗТ в 2006 году составили 5 млрд рублей. Среди крупных приобретений компании можно назвать покупку 100 % акций ЗАО «Петербург Транзит Телеком», крупнейшего альтернативного оператора Петербурга в рыночном сегменте услуг «оператор для операторов» (см. выпуск новостей от 7 ноября 2006 г.), а также приобретение 60 % акций ЗАО «Санкт-Петербургская информационная компания», одного из крупнейших операторов, предоставляющих услуги полнофункционального колл-центра на Северо-Западе (см. выпуск дайджеста от 6 декабря 2006 г. ). В 2006 году в СЗФО компанией было введено 117,2 тыс. DSL-портов, 83 тыс. телефонных номеров, 1 571 км волоконно-оптических линий связи. Уровень цифровизации сети достиг 56,6 %.

В 2006 году было завершено строительство волоконно-оптических линий связи в направлениях «Вологда – Великий Устюг»» и «Сыктывкар – Визинга – Широкий Прилук» общей протяженностью более 1 тыс. км. В результате линией связи охвачено ряд райцентров Вологодской области и Республики Коми и крупные города, такие как Вологда, Сыктывкар, Ухта, Печора. Были построены волоконно-оптические линии связи до городов Котлас, Выборг, Олонец, Чудово. К настоящему времени транспортная сеть ОАО «СЗТ» охватывает порядка 70 % районных центров СЗФО.

Основные технические изменения за этот период обусловлены вступлением в силу ряда нормативно-правовых актов, существенно изменивших порядок расчётов между операторами. Так, компанией проводились работы по модернизации информационных систем. В рамках обеспечения требований закона «О связи» была проведена модернизация 6 автоматизированных систем расчётов и в 4 филиалах была проведена замена АСР на централизованную информационно-биллинговую систему. Для обеспечения перехода на повременной учет стоимости телефонных соединений в 10 филиалах компании были внедрены системы предварительной обработки трафика – системы медиации.

Одним из знаковых событий для компании стало утверждение советом директоров «Прогноза развития ОАО «СЗТ» на 2007-2012 годы» и «Финансовой стратегии ОАО «СЗТ» на 2007-2009 годы», определяющих основные направления деятельности Общества на длительный срок. Были определены стратегические направления развития инфокоммуникационных сетей ОАО «СЗТ» в части расширения мультисервисных сетей для предоставления современных услуг связи. Разработаны требования для выполнения рабочего проектирования инфраструктуры NGN.

Одним из масштабных проектов ОАО «СЗТ» в отчетном году стало развитие и выведение на массовый рынок услуг широкополосного доступа в Интернет по технологии ADSL под торговой маркой «Авангард». В феврале 2006 года эта услуга стала доступна для абонентов ОАО «СЗТ» в Петербурге (см. выпуск новостей от 8 декабря 2005 г.), а за год стала предоставляться абонентам на территории практически всего Северо-Западного федерального округа. На начало 2007 года к «Авангард» подключились более 90 тыс. абонентов, среди них – свыше 50 тыс. в Петербурге. По экспертным оценкам, на долю ОАО «СЗТ» приходится порядка 30,6 % рынка выделенного доступа в Интернет. К 2011 году компания планирует увеличить долю на данном рынке услуг до 44 % за счёт расширения клиентской базы и диверсификации предложения относительно целевых сегментов рынка – население, малый, средний и крупный бизнес. В частности, для сегмента среднего и малого бизнеса ОАО «СЗТ» в 2006 году разработало и представило пакетные предложения для корпоративных клиентов под торговой маркой «Альянс PRO» (см. выпуск новостей от 20 октября 2006 г.).

Кроме того, в 2006 году компания приняла участие и победила в конкурсах на право оказания универсальных услуг связи с использованием таксофонов в СЗФО: в Архангельской, Калининградской и Вологодской областях, Ненецком АО и республике Коми (см. выпуск дайджеста от 2 февраля 2007 г.). В двух первых регионах СЗТ в 2006 году уже начало оказывать универсальные услуги. По итогам конкурсов компании предстоит установить свыше 7 тыс. таксофонов универсального обслуживания.

В рамках национального проекта «Образование» СЗТ, выступая в роли подрядчика ОАО «РТКомм.РУ», подключила к Интернету 1651 образовательное учреждение, из которых 77 находятся в Петербурге, а также провела работы по организации виртуальных каналов связи от образовательных учреждений до региональных узлов доступа ОАО «РТКомм.РУ», круглосуточному предоставлению в пользование и техническому обслуживанию этих каналов, установке и настройке оконечного оборудования в школах (см. выпуск дайджеста от 9 января 2007 г.).

Ещё одним важным событием текущего года стало досрочное завершение «Программы по обеспечению телекоммуникационными услугами жителей Санкт-Петербурга на 2005-2007 годы», в результате которой компания ликвидировала многолетнюю очередь на установку телефонов в городе (см. выпуск новостей от 17 мая 2007 г.).

В планах компании – дальнейшее совершенствование существующих и развитие новых сервисов, повышающих привлекательность услуг. В 2007 году абонентам СЗТ в Петербурге и Великом Новгороде станут доступны интерактивные услуги IP-телевидения под торговой маркой «Авангард ТВ». Продолжится расширение географии предоставления услуг «Авангард», «Альянс PRO» и дополнительных сервисов на территории СЗФО.

По мнению представителей оператора, несмотря на низкий темп роста рынка традиционных услуг телефонной связи, именно они ещё длительное время будут являться основным источником доходов СЗТ. Среди мероприятий, направленных на повышение привлекательности данной группы услуг, компания планирует проведение сбалансированной тарифной политики, направленной на повышение доходов и сохранение существующей абонентской базы, пакетирование услуг и реализацию программ повышения лояльности абонентов.

«В настоящее время в телекоммуникационной отрасли происходит формирование новой инфокоммуникационной индустрии на базе существующих: телекоммуникационной, компьютерной и медиа. Наиболее перспективные компании-представители трёх секторов, обладая схожими технологиями, бизнес-процессами и пересекающимися абонентскими базами, войдут между собой в жёсткую и прямую конкуренцию в области предоставления интерактивных услуг, приложений и комплексных решений», - прокомментировал ситуацию, которая сложится в ближайшее время на рынке, Владимир Акулич.

Что касается изменений в ИТ-структуре компании, то в 2006 году СЗТ проводилось поэтапное внедрение первого релиза системы управления предприятием Oracle E-Business Suite и приведение систем бухгалтерского учета к единым стандартам (см. выпуск новостей от 24 апреля 2006 г.). Для обеспечения модернизации была построена первая очередь резервного центра обработки данных по адресу наб. реки Мойки д. 65 и создана необходимая информационная структура, включая системы информационной безопасности.

В октябре 2006 года было принято решение об объединении программ преобразования биллинга и внедрения системы управления взаимоотношениями с клиентами (СRM). Данное решение предполагает поддержку бизнес-процессов модели eTOM и реализацию системы СRM на базе модулей компании Amdocs. В генеральной дирекции и филиалах ОАО «СЗТ» была внедрена система электронного документооборота, система получения оперативной отчетности разработки компании SAS.

Рубрики: Фиксированная связь, Интернет, Интеграция, Маркетинг, Оборудование, ПО, Регулирование, Финансы