Судьба «Ультры» под вопросом

По данным портала spbIT.ru, в ближайшее время руководство компании «Евросеть» планирует закрыть петербургский офис федеральной розничной сети «Ультра». В пресс-службе сети «Ультра» уверяют, что информации о подобных планах у них нет, как нет и причин для такого шага: новые договора заключаются, показатели по продажам хорошие. Евгений Чичваркин же пояснил, что штат «Ультры» в ближайшее время будет сокращаться. Игроки рынка, однако, отмечают, что закрытие офиса «Ультры» и перевод сети салонов под управление «Евросети» были бы логичными шагами, которые к тому же вряд ли повлияли бы на положение на рынке.

Как стало известно порталу spbIT.ru, в планах руководства компании «Евросеть» - закрытие петербургского офиса федеральной розничной сети «Ультра». Напомним, что сеть салонов «Ультра» исторически принадлежала компании «Ультра Стар» и начала работу в России с 1995 года. Региональная экспансия сети салонов сотовой связи «Ультра» началась с запуска двух салонов в Ростове-на-Дону летом 2004 года. Изначально «Ультра» шла по пути наименьшего сопротивления: Ростов-на-Дону был выбран для выхода в регионы потому, что на тот момент конкуренция на рынке этого города была невелика (см. выпуск новостей от 25 июня 2004 г. ). Следующим регионом, куда пришла сеть «Ультра», стало Поволжье: два магазина открылись в Самаре (см. выпуск новостей от 6 сентября 2004 г.). Экспансия в Сибирь началась чуть позже: в конце 2004 года открылись сразу три салона в Новосибирске (см. выпуск дайджеста от 28 января 2005 г.).

В 2006 году сеть салонов сотовой связи «Ультра» сменила владельца. В начале весны компания «Ультра Стар» объявила о поисках инвестора для развития розничной сети «Ультра». На тот момент это обосновывалось тем, что часть средств компания планирует потратить на приобретение сторонних дилерских сетей в регионах. Для этого ей была необходима сумма инвестиций $20-40 млн (см. выпуск новостей от 14 марта 2006 г.). Затем появилась достоверная информация о том, что розничную сеть «Ультра» намерена выкупить компания «Евросеть» (см. выпуск дайджеста от 14 июля 2006 г.). В принципе, по словам экс-владельцев сети «Ультра», компания шла к продаже в течение двух предыдущих лет.

В последний день июля 2006 года было официально объявлено о том, что 100 % акций федеральной розничной сети «Ультра» перешли в собственность «Евросеть Холдинг», которая будет инвестировать в дальнейшее развитие приобретенной сети, а также выступит в качестве логистического оператора (см. выпуск новостей от 1 августа 2006 г.). Особенностями сделки стали включение бывших владельцев сети «Ультра» Темура Аминджанова и Сергея Вильского (бывших президента и генерального директора компании «Ультра» соответственно) в состав совета директоров, а также полное сохранение бренда «Ультра», самостоятельной торговой, маркетинговой политики и персонала. При этом помимо «Евросети» интерес к активам «Ультры» проявили еще ряд потенциальных покупателей, включая как существующих крупных игроков на рынке сотовой розницы, так и банки и инвестиционные фонды, в том числе зарубежные.

После приобретения «Ультры» топ-менеджерами компаний была озвучена дальнейшая политика, согласно которой в крупных городах с населением от 0,5 млн человек и выше будут открываться собственные розничные точки «Ультра», а в населенных пунктах, где проживают 200 тыс. жителей или менее, будет развиваться сеть франчайзинга под торговой маркой «Ультра». В рамках этой политики кроме освоенных регионов салоны «Ультра» открылись в Казани, Екатеринбурге, Барнауле. Последними, в декабре 2006 года, начали работать салоны в Уфе и Тюмени.

Однако со временем политика «Евросети», судя по всему, изменилась. В частности, весной этого года под непосредственное руководство «Евросети» стали переводиться региональные салоны «Ультры»: региональные офисы закрывались, а в компетенции петербургского офиса остались только салоны в Северной столице (см. выпуск новостей от 28 мая 2007 г.).

По данным spbIT.ru, сейчас очередь дошла и до петербургского офиса. В пресс-службе «Ультры» опровергли эту информацию, сообщив, что слышат об этом впервые и речи о закрытии офиса не идет, так как работа по заключению новых договоров и развитию бизнеса офисом ведется, показатели продаж и подключений хорошие. Напомним, что недавно «Ультра» вышла на рынок карт связи (см., например, выпуск дайджеста от 1 августа 2007 г.). Что касается показателей по подключениям, в последние месяцы наблюдается некоторое снижение уровня продаж стартовых пакетов «Ультры». Напомним, что в конце прошлого – начале текущего года «Ультра» по количеству продаж стартовых пакетов в Петербурге стабильно держалась на третьем месте (см. выпуск новостей от 31 января 2007 г., 2 апреля 2007 г., 2 мая 2007 г.), а в апреле даже вышла на второе место по этому показателю (см. выпуск новостей от 30 мая 2007 г.). Однако вслед за этим «Ультра» два месяца подряд оказывалась на 4 месте, пропустив вперед «Телефорум» (см. выпуски новостей от 29 мая 2007 г. и 1 августа 2007 г.). Кроме того, в июле «Ультру» от пятого места отделяло совсем немного: количество проданных стартовых пакетов «Ультры» равнялось 27,4 тыс. (по данным spbIT.ru), тогда как сеть Dиксис, оказавшаяся в итоге на пятом месте, продала немногим меньше – 27,2 тыс. стартовых пакетов.

Интересно, что председатель совета директоров «Евросети» Евгений Чичваркин не подтвердил, но и не опроверг информацию о закрытии петербургского офиса «Ультры». «В ближайшее время в петербургском офисе количество сотрудников будет сокращено, при этом штат сотрудников салонов связи «Ультра» будет увеличен», - пояснил Евгений Чичваркин. Представители «Ультры» отказались сообщить о том, происходит ли на данный момент сокращение штата в петербургском офисе. Напомним, что после приобретения «Ультры» «Евросетью» руководство компании отмечало, что никаких увольнений не последует и штат будет сохранен.

Игроки рынка отмечают, что для «Евросети» закрытие офиса «Ультры» - вполне логичный шаг. «О том, что в центральном офисе «Ультры» идет сокращение персонала -известно достаточно давно, и здесь позиция «Евросети», которая старается в том числе и таким способом оптимизировать свои затраты, вполне понятна - управленец обходится гораздо дороже продавца. Что касается закрытия управленческого офиса - покажет время, хотя я считаю, что такое вряд ли произойдет. Здесь надо будет внимательно следить за результатом, который покажет эксперимент «Евросети» по переводу некоторых региональных точек «Ультры» под свое управление - по моему мнению, это было сделано как раз с целью проверить, как отразится это на потребительских настроениях. Но считается, что клиенты «Ультры» и «Евросети» представляют собой совершенно разные категории потребителей, и поэтому вряд ли холдинг захочет терять хотя бы часть из них», - прокомментировали в петербургском представительстве одного из крупных поставщиков мобильных телефонов.

«После того как были закрыты все региональные представительства Ультры нельзя назвать это событие неожиданностью. Данный шаг, предпринятый Евросетью, направлен на сокращение издержек, это логично и продиктовано рынком. При этом каких-либо существенных изменений в конкруентной среде после закрытия питерского офиса Ультры мы не ожидаем», - прокомментировали представители компании «Телефорум».

«Возможно все, - отметила глава одной из петербургских сетей салонов связи. - Большие компании часто отличаются «раздутым» управленческим штатом, а в нашем бизнесе главная зарабатывающая единица - это продавец в салоне. Поэтому с точки зрения повышения эффективности бизнеса и снижения издержек такой шаг выглядит вполне логично. Более того, «Евросеть» предпринимает и другие меры по повышению прибыльности «Ультры», в частности, недавно игрокам рынка была предложена франчайзинговая схема под этой маркой. По сути, это является скрытым субдилерством, и позволяет основной компании получать премии сотовых операторов, выдаваемой при превышении определенных показателей по подключению - понятно, что они недоступны для небольших игроков, или в том случае, если они объединяются и суммируют свои подключения. Правда, следует отметить, что рынок встретил это предложение холодно, так как тогда еще не прошла «волна» после покупки «Ультры» «Евросетью».

Автор: Алена Журавлева.

Тематики: Маркетинг, Торговые сети, Кадры, Финансы

Ключевые слова: