Wi-Fi еще кому-то нужен

Исследовательская компания J'Son & Partners опубликовала результаты квартального исследования рынка предоставления услуг Wi-Fi в России. С 2003 года в России появилось в общей сложности - 400 хот-спотов, пользуется этими точками общего доступа - несколько тысяч человек.
По данным J'Son & Partners, по сравнению с декабрем 2004 года общее количество общедоступных точек беспроводного доступа (хот-спотов) возросло более чем на 200%.

Правда, значительная часть этих хот-спотов - бесплатные точки доступа. С точки зрения провайдеров, заведения, предоставляющие бесплатный доступ к Wi-Fi, представляют собой, скорее, корпоративных клиентов. По данным J'Son & Partners, основной рост количества хот-спотов за прошедшее время произошел за счет бесплатной модели предоставления Wi-Fi (доля точек проекта Яндекс.Wi-Fi в общем приросте - примерно 40%). Проект Яндекс.Wi-Fi предусматривает установку в ресторанах точек бесплатного беспроводного доступа в Интернет за счет владельцев заведения. В ответ они получают рекламные площади и информационную поддержку со стороны "Яндекса". Для самого же "Яндекса" это, по словам Анны Орловой, консультанта-аналитика компании J'Son & Partners, лишь имиджевый проект.

Безусловным лидером по количеству хот-спотов является ЗАО "Таском". На долю этой компании приходится сейчас 78 точек общественного беспроводного доступа. Ее ближайший конкурент - компания "Комстар Объединенные ТелеСистемы" имеет на своем счету 40 хот-спотов. При этом на долю бесплатных из них приходится лишь 3%. В том время как в "Таском" эта доля составляет 58%. То есть по числу платных точек доступа для конечного пользователя "Таском" даже отстает от "Комстара".

"Сети ресторанов быстрого обслуживания, кафе и т.д. - не наш целевой сегмент, - рассказал корреспонденту ComNews.ru Дмитрий Дронов, директор по маркетингу и развитию "Комстар ОТС". По его словам компания твердо намерена ориентироваться на предоставление именно платных услуг беспроводного доступа конечным пользователям. Речь идет об увеличении количества хот-спотов прежде всего за счет гостиниц и бизнес-центров. Общее количество точек доступа в "Комстаре" планируют довести к концу 2005 года до 200.

По данным J'Son & Partners, общее количество хот-спотов к концу года по всей России достигнет 550-650. В "Комстаре" на будущее смотрят более оптимистично и говорят о 800 точках доступа.

Дмитрий Дронов также сообщил ComNews.ru, что в этом году "Комстар" планирует активизировать работу с корпоративными клиентами. При этом, по мнению Дронова, сегодня рано говорить о доминировании какого-либо одного направления развития рынка: платные услуги конечным пользователям или корпоративные клиенты.

"Теоретически работа с корпоративным сегментом является более перспективной, однако мы не видим существенных препятствий для увеличения абонентской базы конечных пользователей. Конечно, доходы операторов от предоставления услуг Wi-Fi ничтожно малы по сравнению с показателями доходности тех же услуг фиксированной связи. Но, учитывая объемы продаж ноутбуков по результатам прошлого года - более 600 тыс. шт. - и ожидаемые 100% темпы роста в этом году, рынок, несомненно, отличает высокий потенциал", - заключил Дмитрий Дронов.

По мнению Анны Орловой, развитие Wi-Fi в России сдерживает несколько факторов. В регионах рост ограничен за счет низкой платежеспособности населения. В Москве и Санкт-Петербурге - частично по той же причине, частично же по причине того, что операторы сами очень медленно развивают свои сети, присматриваясь к рынку и стремясь понять его потенциал.

В настоящее время на долю Москвы, по данным исследования J'Son & Partners, приходится 61% от общего числа хот-спотов в России. В Санкт-Петербурге располагается 12% точек доступа, на Новосибирск приходится 8%.

Как полагает Анна Орлова, сейчас очень трудно оценить потенциал и объем рынка предоставления услуг Wi-Fi. Можно говорить лишь о том, что сейчас количество пользователей Wi-Fi в России составляет несколько тысяч.

Рубрики: Интернет