Контент-провайдеров и их права обсудили. На восточно-европейском конвенте в Петербурге

В конце прошлой недели в Петербурге завершился конвент Eastern Europe Music Convention’2005 (ЕЕМС’2005), в рамках которого в пятницу, 17 июня, состоялся семинар «Российское законодательство об авторском праве: последние изменения, обеспечение авторских и смежных прав правообладателям музыкальной индустрии». В числе прочих вопросов на семинаре была затронута тема взаимоотношений между правообладателями и контент-провайдерами, продающими рингтоны.

Представлено всего несколько докладов. Среди главных выступающих на семинаре были, в частности, представители Российского Авторского Общества (РАО), включая специалистов его Северо-Западного филиала. Основная задача РАО - выдача разрешений на публичное исполнение музыкальных произведений и сбор авторского вознаграждения. В частности, РАО занимается правами на продажу рингтонов и механическими правами, то есть тиражированием на любого рода носителях, будь то CD или Интернет. Интересы всех правообладателей, в том числе музыкальных издательств, работающих с провайдерами, защищает Закон об авторском праве и смежных правах. Юрист Северо-Западного филиала РАО Елена Николаева рассказала, что закон был принят в 1993 году. В 2004 году в него внесены существенные изменения. Они разрабатывались несколько лет и вступили в силу с 28 июля 2004 года. Согласно изменениям за библиотеками, в том числе электронными, оставлено право бесплатного использования авторских произведений в том случае, если библиотеки контролируют возможность копирования. Изменился порядок правовой охраны произведений иностранных авторов. Теперь охрана авторских прав на любое произведение, выпущенное до 27 мая 1973 года, производится на протяжении всей жизни автора и 70 лет после его кончины. Только после этого произведение может считаться перешедшим в народное достояние. Чтобы привлечь к ответственности за нарушение авторских прав, достаточно доказательства самого факта нарушения, а не причиненного ущерба. За нарушение неимущественных прав с обвиняемого может взыскиваться компенсация за моральный ущерб.

Присутствующие сошлись во мнении, что особой внимательности требует использование произведений в Интернете. До сих пор российским правообладателям не всегда удается получить гонорар в тех случаях, когда их мелодия продается на зарубежных сайтах. По словам представителя музыкального издательства JAM Group International, нужно также учитывать, что если на сайте предусмотрена услуга предварительного ознакомления с мелодией, то необходимо приобретать не только право на доведение, но и на переработку.

Судя по отзывам участников семинара, знаковое изменение в этой сфере – общество мультимедийной сферы РОМС перестало пользоваться доверием и популярностью. Эта организация была создана специально для представления интересов правообладателей в цифровой среде. Сейчас РОМС практически никого не представляет. Лицензии РОМС распространяются только на доведение произведения или фонограммы до массового слушателя, но не дают право на воспроизведение. И на данный момент, поскольку действия РОМС не соответствуют закону, оно исключено из международной конфедерации авторских правовых обществ.

По наблюдениям специалистов РАО, сложнее всего было урегулировать отношения правообладателей и контент-провайдеров в 2000-2001 годах, когда было не понятно, насколько массовый характер может приять продажа рингтонов и что конкретно будет представлено на этом рынке. Теперь система получения прав отлажена. Все произведения являются собственностью либо членов РАО, либо рассредоточены по каталогам крупных музыкальных издательств. Контент–провайдеру, решившему начать тиражирование новой мелодии, нужно сперва определить, к репертуару какой организации она относится. Если обе стороны поведут себя законопослушно, разрешение на рингтон будет получено и проблем с его использованием не возникнет. Однако, чтобы защитить свою деловую репутацию, провайдерам следует проверять музыкальные издательства на предмет наличия у них тех или иных прав, а также подлинность этих прав. В числе наиболее крупных партнеров назывались РАО, «Первое музыкальное издательство», Sony BMG, Music Publishing.

Ситуацию на рынке рингтонов нельзя назвать спокойной. Так, РОМС проиграл несколько судебных исков, поскольку представлял лицензии от имени авторов, которые не передавали ему правомочий. На 13 июля 2005 года назначен суд у компании JAM по поводу использования прав на мелодию из кинофильма «Бандитский Петербург». Ожидается, что в качестве третьего лица будет приглашен автор музыки Игорь Корнелюк.

Рубрики: Мобильная связь, Регулирование, Web