Информационный рост

Согласно обновленным данным исследования консалтинговой компании IDC, проведенного по заказу корпорации EMC, рост цифровой вселенной (создаваемой и копируемой цифровой информации) достигает 60% в год, а объем "цифровой тени" (информации, создаваемой о людях автоматически) впервые превысил объем информации, создаваемой людьми самостоятельно.

По оценке аналитиков IDC, размер цифровой вселенной в 2007 году составил 281 миллиард гигабайт (или по 45 гигабайт информации на каждого жителя планеты), а к 2011 году он может вырасти в 10 раз. В первую очередь это обусловлено стремительным распространением цифровых фотоаппаратов, цифровых систем наблюдения и другой цифровой аппаратуры. В число наиболее быстрорастущих уголков цифровой вселенной входят развивающиеся страны, в которых только появляется доступ к Интернету, системы съема показаний с датчиков, вычислительные центры и социальные сети с цифровыми материалами миллионов пользователей Интернета.

Цифровой след
"В ходе последнего исследования мы выяснили, что только примерно половина цифрового следа человека является плодом его активных действий: фотографирования, отправки сообщений по электронной почте или звонков по телефону через Интернет, -- отмечает Джон Ганц, директор по научным исследованиям и старший вице-президент IDC. -- Вторая половина следа, или то, что мы называем цифровой тенью, представляет собой информацию о нас, то есть данные в финансовых отчетах, имена в списках рассылки, хронология посещения сайтов в Интернете и видеозапись наших действий в видеокамерах внешнего наблюдения в аэропортах и городских центрах. Впервые в истории цифровая тень превысила по объему ту информацию, которую мы создаем о себе сами".
Столь стремительный рост объема "цифровой тени" вызывает определенную настороженность, хотя уже сейчас активно развиваются технологии, позволяющие оптимизировать хранение и управление этой информацией. "Есть инструменты, которые удаляют ненужную и повторяющуюся информацию на основании анализа представляемой ею ценности. Разумеется, развиваются и технологии сжатия, и технологии активного архивирования; большая часть этих технологий интегрируется, что и позволяет с оптимизмом смотреть в будущее", -- говорит Игорь Корнетов, технический директор ЕМС в России и СНГ.

Защита информации
Корпоративные управления информационных технологий, занимающиеся сбором той информации, из которой состоит наша "цифровая тень", несут огромную ответственность, во многих случаях предусмотренную законодательством. Примерно 70% цифровой вселенной создается частными лицами, однако за обеспечение безопасности, достоверности и конфиденциальности 85% данных отвечают организации. Они обязаны обеспечить безопасное хранение информации, защиту личных данных, а также соответствие хранимой информации требованиям законов и нормативных актов.
К числу основных нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок хранения и защиты конфиденциальной информации, можно отнести Федеральный закон #149-ФЗ от 27.07.2006 г. "Об информации, информационных технологиях, и о защите информации" и Федеральный закон #98-ФЗ от 29.07.2004 г. "О коммерческой тайне". По мнению Игоря Козлова, системного аналитика компании "БДО Юникон Северо-Запад", в вышеуказанных нормативно-правовых актах однозначно обозначена допустимость той или иной формы материализации информации и ее распространения, установлены основные принципы и правила, которые должны "прорабатывать" корпоративные ИТ-службы.
"Правовые аспекты, связанные с распространением информации, могут стать проблемой не только для корпоративных управляющих ИТ, но и для обычных граждан, для которых практика осознанного применения нормативов законодательства в сфере ИТ действительно является новой", -- говорит Игорь Козлов. "К процессу сбора и использования информации о физических лицах применяются нормы законодательства о защите персональных данных, основной принцип которого заключается в том, что сбор и использование такой информации может совершаться только с согласия субъекта персональных данных, -- добавляет Маргарита Дивина, юрист "Бейкер и Макензи". -- За нарушение законодательства о защите персональных данных может налагаться ответственность в виде возмещения убытков и административных штрафов, а также предусматривается возможность уголовного преследования".
Как отмечают эксперты, определенные сложности может создать и надлежащее применение законодательных норм по распространению и защите конфиденциальной информации при появлении новых технологий ее защиты и распространения.

Новые технологии
Несомненно, рост цифровой вселенной создает новые сложности для отделов ИТ, которым приходится управлять все более разнообразными и объемными данными. Проблема управления накапливаемой информацией актуальна сейчас практически для всех отраслей. "Есть технологии, понимающие контекст, и умеющие манипулировать данными в соответствии с ценностью (или другими параметрами) представляемой информации. С точки зрения роста объемов и управления -- это технологии виртуализации, новые технологии хранения (например, cloud storage, твердотельные/флэш-диски и т.п.), сервис-ориентированные технологии (SOA), а также технологии отчуждаемых/сетевых сервисов (SaaS и подобные). С точки зрения управления и использования -- различные, опять же, SOA, сквозной мониторинг и управление. Более узко -- технологии анализа и, например, перемещения и архивирования данных", -- рассказывает Игорь Корнетов.
По оценке эксперта, сфера создания ИТ-систем в области управления информацией растет более быстрыми темпами, чем "стандартный рынок ИТ". Согласно аналитическим прогнозам, на сегодня наиболее приоритетны с точки зрения расходов ИТ-бюджетов следующие направления: виртуализация, прикладные программы, катастрофоустойчивые решения для хранения информации, решения по обеспечению безопасности, решения, обеспечивающие соответствия нормативным требованиям, энергосберегающие решения и беспроводные сетевые решения.
Справка
Объем накапливаемых цифровых данных очень неравномерно распределен по отраслям, причем распределение практически не коррелирует с размером ВВП и объемом инвестиций в ИТ. Так, на финансовую сферу приходится около 20% всех инвестиций в ИТ, но только 6% цифровой вселенной. Согласно прогнозам компании IDC, в 2011 году доля средств массовой информации, индустрии развлечений и телекоммуникаций в цифровой вселенной будет в 10 раз больше их доли в глобальном ВВП.

Илья Курмышев

Тематики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Интернет, Кадры, Web

Ключевые слова: