Сотовые подключения: мартовское спасение утопающего

Март 2008 года вопреки ожиданиям оказался весьма скуден на инициативы, стимулирующие продажи SIM-карт, причем как собственно операторов сотовой связи, так и дилерских сетей, в связи с чем операторы вынуждены изыскивать собственные возможности для реализации стартовых контрактов. Также в Северной столице наблюдается некоторое перераспределение лидеров по подключениям среди дилерских сетей, а кроме того, «Евросеть» продолжает все ближе подпускать к себе конкурентов. Уровень проникновения сотовой связи в регионе продолжает увеличиваться, причем в марте темпы роста оказались даже чуть выше, чем в Первопрестольной.

По информации аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, число пользователей сотовой связи в России в марте 2008 года достигло 167,99 млн, увеличившись таким образом на 1,58 млн с февраля 2008 года. Отметим, что в прошлом месяце прирост не слишком отличался от мартовского и составлял 1,57 млн за месяц. Однако уровня конца года по числу пользователей сотовой связи мы пока не достигли: напомним, что «провал» наблюдался в январе текущего года – снижение числа абонентов тогда составило 8,03 млн по отношению к декабрю 2007 года (см. новость от 6 марта 2008 г.). К концу декабря 2007 года число пользователей сотовой связи в России достигало 172,84 млн, к концу января 2008 года – 164,84 млн, к концу февраля – 166,41 млн.

Уровень проникновения сотовой связи в России увеличился к концу марта 2008 года до 115,7 %, тогда как в феврале текущего года он составлял 114,6 %, в январе – 113,5 %, в декабре 2007 года – 119,1 %. Таким обрзом, увеличение в марте 2008 года по сравнению с февралем составило 1,1 %, что соответствует и показателю динамики предыдущего месяца.

В Москве и Петербурге объем абонентской базы на конец марта 2008 года составил, по данным аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, 28,246 млн и 9,335 млн соответственно. Напомним, что на конец февраля текущего года эти показатели равнялись 28,107 млн и 9,272 млн, на конец января – 27,850 млн и 9,213 млн, на конец декабря 2007 года – 29,941 млн и 9,708 млн соответственно. Проникновение же в столицах на конец марта составило 166,3 % (Москва) и 147,2 % (Петербург). Показатели февраля текущего года – 165,5 % и 146,2 %, января – 164,0 % и 145,3 %, декабря 2007 года – 176,3 % и 153,1 %. Таким образом, в марте 2008 года в обеих столицах наблюдалось увеличение объема абонентской базы и проникновения. В Москве количество абонентов увеличилось на 139 тыс., проникновение – на 0,8 %. В Северной столице – на 63 тыс. и 1,0 % соответственно. Интересно, что если для Москвы увеличение в марте оказалось почти в два раза меньшим, чем в феврале, то в Петербурге мартовский прирост оказался не только выше февральского, но и больше московского - в динамике проникновения.

В марте 2008 года чистый прирост абонентской базы в России распределился так: МТС получили 51,6 % (увеличение доли на 0,9 %), «МегаФон» – 27,4 % (уменьшение на 1,7 %), другие операторы – 21,0 % (увеличение на 0,8 %). «ВымпелКом» в марте, как и в феврале текущего года, продемонстрировал отрицательный прирост: это уже третий «неприбыльный» месяц подряд для «ВымпелКома». В итоге к концу марта 2008 года абонентская база операторов «большой тройки» в России выглядела так: количество абонентов МТС по России составляет 59,897 млн (рост на 824 тыс., что больше прироста февраля), «ВымпелКом» - 42,079 млн (снижение – 44 тыс., что меньше февральского снижения), «МегаФон» - 36,390 млн (рост – 437 тыс., что ниже прироста февраля текущего года). На конец февраля 2008 года количество абонентов МТС по России составляло 59,073 млн (рост на 812 тыс.), «ВымпелКом» - 42,123 млн (снижение – 55 тыс.), «МегаФон» - 36,390 млн (рост – 466 тыс.).

Рынок России в конце марта 2008 года оказался поделен между операторами следующим образом: МТС занимают 35,7 % (увеличение на 0,2 %), «ВымпелКом» контролирует 25,1 % (снижение на 0,2 %), «МегаФон» занимает 21,9 % (без изменений), другие операторы владеют 17,3 % (без изменений). Напомним, что на конец февраля 2008 года рынок был поделен так: МТС занимали 35,5 % (увеличение на 0,2 %), «ВымпелКом» - 25,3 % (снижение на 0,3 %), «МегаФон» - 21,9 % (рост на 0,1 %), другие операторы - 17,3 % (без изменений).

В Петербурге в марте 2008 года наблюдалось увеличение совокупной абонентской базы на 63 тыс. абонентов. Что касается прироста абонентской базы отдельных операторов в Северной столице, то в марте сохранились тенденции, заявившие о себе в феврале текущего года. Так, по уровню прироста на первом месте второй месяц подряд остается Tele2. Доля Tele2 в общем приросте составила 47,1 %, что, однако, ниже показателя предыдущего месяца. МТС, все же упустившие первое место, поднялись с третьего места второе: доля МТС составила 32,5 %, увеличившись на 22,5 %. «МегаФон» в итоге оказался на третьем месте с 15,5 %. Доля «Скай Линк» в приросте составила 4,8 %, а «ВымпелКом» в Петербурге, как и по России в целом, продемонстрировал отрицательный прирост, хотя в феврале его доля была положительной. Напомним, что в феврале доли в приросте распределялись так: МТС – 10,4 %, «МегаФон» - 21,3 %, Tele2 – 51,3 %, «Скай Линк» - 10,3 %, «ВымпелКом» - 6,7 %. 

Доли петербургского рынка по итогам марта 2008 года в результате распределились так: «МегаФон» занимает 36,2 % (уменьшение на 0,1 %), МТС – 30,9% (увеличение на 0,1 %), «Билайн» - 18,7 % (снижение на 0,2 %), а Tele2 – 12,1 % (рост 0,3 %). «Скай Линк» владеет 2,1 % рынка (уменьшение на 0,1 %). Доли петербургского рынка по итогам февраля 2008 года были таковы: «МегаФон» занимал 36,3 % (уменьшение на 0,1 %), МТС – 30,8 % (уменьшение на 0,2 %), «Билайн» - 18,9 % (снижение на 0,1 %), а Tele2 – 11,8 % (рост 0,3 %). «Скай Линк» владел 2,2 % рынка (увеличение на 0,1 %). 

В марте 2008 года, как и ожидалось, количество проданных контрактов сотовых операторов по Петербургу и Ленинградской области, по оценкам spbIT.ru, увеличилось до 193 тыс., что обусловлено традиционным всплеском покупательской активности в сезон гендерных праздников. По итогам марта 2008 года (по данным spbIT.ru) на первом месте остается «Евросеть» с 36,3 тыс. проданных стартовых контрактов. Второе место снова осталось за «Связным», продавшим 35,8 тыс. стартовых контрактов. При этом если «Евросеть» снизила этот показатель по сравнению с февральским, то «Связной» увеличил и все чаще наступает лидеру на пятки. На третьем месте оказался «Диксис», сменивший лидера двух предыдущих месяцев «Телефорум». У «Диксис» - 21,3 тыс. проданных стартовых контрактов, «Телефорум» же оказался на пятом месте с 18,6 тыс., пропустив вперед «Ультру», продавшую 20,1 тыс. стартовых контрактов. Далее следуют «Цифроград» (16,2 тыс. ) и «Беталинк» (15, 3 тыс.), за ними – «Телефон.Ру» (11,4 тыс.).

Что касается эффективности продаж - количества проданных стартовых контрактов на одну торговую точку, - то лидером здесь является «Телефон.Ру», причем с весьма значительным отрывом: показатель этой сети – 357 контрактов. «Евросеть» же, напротив, демонстрирует один из самых низких результатов: примерно 220 стартовых контрактов на точку. Меньший показатель из крупных сетей только у «Цифрограда» - 213 стартовых контрактов. 

При этом, как показывает результат оценочного анализа продаж ведущих дилерских сетей, лидером по новым подключениям в Северной столице в марте 2008 года, как и в предыдущие четыре месяца, стали МТС – на долю этого оператора пришлось 42,3 %, что практически соответствует показателям предыдущего месяца. На второе место по новым подключениям в Петербурге снова вышел «Билайн» с 27,9 %. «МегаФон» третий месяц подряд остается на третьем месте с 15,7 % (показатель ниже февральского), а Tele2 - на четвертом с 12,1 % (также снизил долю). Доля же «Скай Линк» составила 2,0 %, оставшись на прежнем уровне. Отметим, что эти данные не абсолютны и основаны на анализе результатов лишь крупнейших сетей без учета субдилеров и небольших дилерских сетей и одиночных салонов, а также офисов операторов.

Если говорить о мартовской активности операторов региона, то она была значительно ниже ожидаемой. В частности, практически не проводилось совместных акций с дилерскими сетями – даже в преддверие 8 Марта. PR-директор федеральной сети магазинов мобильной связи «Телефон.Ру» Людмила Игнатьева так прокомментировала ситуацию: «Ни от операторов, ни внутри компании «Телефон.Ру» интересных предложений по маркетинговым акциям, способных реально повысить объемы подключений, в последнее время не было. Наши усилия были сконцентрированы на маркетинговых акциях по продажам телефонов и аксессуаров. Тем не менее в ближайшие месяцы мы планируем разработку подобных акций, поскольку действительно интересное, хорошее предложение может сильно повлиять на продажи контрактов». В «Евросети» примерно так же оценили отсутствие инициатив: «В марте в нашей сети не проходили совместные акции с операторами сотовой связи. В целом уровень их активности на протяжении последних месяцев остается стабильным, резких скачков по сравнению с аналогичными периодами прошлых лет не наблюдается».

Отметим, что операторы на данный момент в сложившейся ситуации в большей степени склонны обвинять дилерские сети, которые не выходят с инициативами и не хотят брать на себя расходы по проведению акций, нацеленных на увеличение продаж стартовых контрактов. В итоге операторы начинают активизироваться в области собственных продаж: Tele2, в частности, организует продажи стартовых контрактов в крупных торговых точках города (подробнее об этом см. новость дайджеста от 8 февраля 2008 г.). Кроме того, операторы все больше внимания уделяют проектам по расширению сетей эксклюзивных центров обслуживания, в которых подключения производятся только к одной сети (подробнее об этом см., например, новость от 18 марта 2008 г.).

Собственно маркетинговые инициативы операторов, способные повлиять на уровень подключений, были не так ярки, как ожидалось. Из наиболее нестандартных решений выделим сотрудничество ОАО «Мобильные ТелеСистемы» с издательским домом Cosmopolitan, результатом которого стал тарифный план «Подружки». Это тариф со специальной структурой, по словам представителей оператора, оптимально подходящей для продолжительных разговоров по мобильному телефону с абонентами любых сотовых операторов. Так, стоимость первой минуты разговора с абонентами всех мобильных операторов «домашнего» региона в Петербурге и Ленинградской области составляет 2 рубля, каждая следующая минута тарифицируется со скидкой 20 % от стоимости предыдущей минуты. После десятой минуты разговора все последующие минуты предоставляются бесплатно. Стоимость любой минуты вызова на городские телефоны домашнего региона также составляет 2 рубля. Кроме того, абонентам тарифа «Подружки» предоставляется эксклюзивная возможность подключить 10 «любимых» номеров, вызовы на которые бесплатны (см. новость от 4 марта 2008 г. ).

Гораздо больший интерес компании проявляли к различным способам повышения лояльности к бренду. Так, в марте Tele2 и Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени профессора М.А. Бонч-Бруевича объявили о подписании соглашения о начале сотрудничества, в рамках которого будут реализованы несколько совместных проектов, в том числе создание электронной библиотеки. В Tele2 позиционируют данное сотрудничество как возможность улучшения уровня обучения специалистов для отрасли в целом и для компании в частности. Одновременно о старте программы для студентов «Тайны корпорации за 60 дней» объявил и «Билайн» (см. новость от 21 марта 2008 г.). «Мобильные ТелеСистемы» макрорегион «Северо-Запад» также в марте начали акцию «Парк классного периода» по продвижению тарифного плана «Классный», ориентированного на детскую аудиторию. С 24 марта 2008 года в Петербурге и Ленинградской области стартовал фотоконкурс для школьников, принять участие в котором могут только абоненты этого тарифного плана (см. новость от 24 марта 2008 г.).

Кроме того, наблюдалась некоторая активизация в корпоративном сегменте. В частности, оператор сотовой связи «Билайн» запустил в Петербурге и Ленинградской области тарифный план «Президент», ориентированный на корпоративный сегмент аудитории. Тарифный план представляет собой безлимитное предложение, в абонентскую плату которого включен неограниченный местный трафик. Особенностью тарифа является возможность в рамках стартовавшей одновременно с запуском тарифа промоакции подключить прямой номер без дополнительной абонентской платы (см. новость от 25 марта 2008 г.).

Еще одной тенденцией, которая активно развивалась в марте, как и в предыдущие месяцы, стал интерес к web-ориентированным услугам. «Скай Линк», например, объявил о начале сотрудничества с компанией RuTube, в рамках которого абонентам предоставляется прямой доступ на мобильный портал RuTube.ru с мобильных телефонов оператора. Кроме того, ОАО «Мобильные ТелеСистемы» совместно с Лабораторией Касперского предоставили абонентам МТС возможность скачать с WAP-сайта оператора специальную версию антивирусной программы для мобильных устройств (см. новость от 27 марта 2008 г.). Также МТС запустили услугу «МТС-Чат» (см. новость дайджеста от 24 марта 2008 г.).

Автор: Алена Журавлева.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, Торговые сети, ПО, Финансы

Ключевые слова: