Калининградский юбилей

На днях калининградский «Билайн» отметил десятилетие присутствия GSM-связи в регионе: в 1998 году ЗАО «Экстел», чья сеть в дальнейшем была куплена «ВымпелКомом», запустило сотовую сеть в коммерческую эксплуатацию. Руководители калининградского филиала подвели итоги работы оператора, а кроме того, рассказали о планах на будущее.

Напомним, что ЗАО «Экстел» было основано в Калининграде в 1996 году при участии норвежского концерна Telenor. Впервые в эфир «Экстел» вышел в 1997 году с одной базовой станцией под кодом 250-28 (RUS-Extel), в коммерческую эксплуатацию сеть была запущена в апреле 1998 года. Первая GSM-сеть региона начала работать с трех базовых станций, которые были построены на улицах Кутузова, Батальной и Невского. Далее развитие сети пошло за город: было осуществлено покрытие дороги в аэропорт и на побережье.

2000 год ознаменовался достижением 10-тысячного порога абонентской базы оператора и вводом оплаты услуг связи при помощи карт (экспресс-оплата). В 2001 году был запущен первый тарифный план без абонентской платы «Спринт», был достигнут порог в 20 тыс. абонентов, запущены сервисы WAP и мобильный Интернет, а кроме того, на рынке Калининградской области появился второй игрок из «большой тройки» - «Северо-Западный GSM», ныне «МегаФон Северо-Запад». Третий оператор «большой тройки» пришел в регион в 2002 году, тогда же абонбаза в регионе достигла 100 тыс.

В 2002 году ОАО «ВымпелКом-Р» приобрело 100 % акций ЗАО «Экстел», которое таким образом вошло в группу компаний «ВымпелКом». Стоимость сделки составила примерно $25 млн. 49 % акций было выкуплено у Telenor Mobile, подразделения телекоммуникационного концерна Telenor, являющегося стратегическим партнером «ВымпелКома». В 2003 году в регионе появилась торговая марка «Би Лайн», при этом количество абонентов оператора составило 150 тыс. В декабре 2004 года в регионе появился четвертый местный игрок рынка. Также в 2004 году впервые в регионе появилась услуга GPRS-доступа в Интернет: она была запущена в сети «Би Лайн», а также сервис отправки MMS-сообщений. Абонбаза оператора в 2004 году достигла 200 тыс. 2005 год отметился ребрендингом «Билайн» и достижением 300-тысячного порога абонбазы. Проникновение сотовой связи в этом году достигло 64,8 %, доля «Билайн» в регионе составила 48 %. Кроме того, «Билайн» был получен федеральный код 909. В 2006 году была запущена технология EDGE, введен принцип CPP («платит звонящий»), а также осуществлен переход на расчеты в рублях. Одним из самых важных событий 2007 года стала интеграция местной сети «Билайн» в федеральную (подробнее об этом см. проект от 20 ноября 2007 г.).

«Если на заре сотовой связи абоненты были рады самому факту существования этого явления, то с течением времени, при пользовании ей, их потребности стали выше, - оценили в калининградском филиале «Билайн» изменение отношения абонента к сотовой связи. - Калининградская область граничит с Литвой и Польшей, и взаимные поездки граждан двух стран для нас совсем не редкость. Поэтому достаточно быстро встал вопрос роуминга. Первый роуминг был открыт с литовским GSM-оператором Omnitel, и это было очень своевременное решение. Затем стали вводить новые, сегментированные тарифные планы. Достаточно быстро на свет появились и корпоративные тарифные планы, что в свое время было настоящей находкой для больших компаний. А, скажем, появление первого тарифного плана без абонентской платы было настоящим подарком. К введению CPP абоненты тоже отнеслись положительно, а полный переход расчетов на рубли тоже вызывал одобрение. Сейчас же, когда проникновение сотовой связи в Калининградской области превысило численность населения, статус абонента – это абсолютная норма жизни».

Что касается изменений в маркетинговой политике, то в компании так комментируют динамику: «За 10 лет мобильная связь перестала быть «предметом роскоши» и услугой для избранных. Цены на услуги снизились в несколько раз, и теперь практически любой человек, желающий стать абонентом, сможет выбрать для себя максимально выгодное тарифное предложение. В связи с тем, что средний уровень цены на услуги мобильной связи практически равен у всех операторов, работающих в регионе, то выбор абонента основывается на возможностях, связанных с качеством предоставляемого сервиса, абонентским обслуживанием, перечнем дополнительных услуг, специальными предложениями для абонентов со «стажем» работы в сети».   

На данный момент «Билайн» в Калининградской области обслуживает более 500 тыс. абонентов, что составляет более половины жителей региона, по уровню проникновения сотовой связи Калининград занимает третье место после Москвы и Петербурга. «Имея 98-процентное покрытие на территории региона, мы не будем останавливаться на достигнутом, - рассказали в компании. - Впереди еще целых два процента. Имея самую большую абонентскую базу, мы активно строимся в Калининграде и областных центрах, чтобы даже в моменты огромной нагрузки на сеть (например, в новогоднюю ночь) все абоненты смогли дозвониться с первого раза (как это было в ночь 2007/2008 г.). Мы внедряем новые сервисы, такие, например, как EDGE, передача данных может осуществляться со скоростями до 384 кбит/с. Это требует дальнейшего развития и модернизации сети базовых станций и транспортной сети в регионе. Кроме того, мы проводим подготовительные мероприятия к запуску 3G-сети в Калининграде».

В калининградском филиале «Билайн» так оценивают будущие взаимоотношения с абонентами: «С большой долей вероятности абоненты захотят использовать услуги, для которых требуется высокая скорость работы в Интернете (неголосовые услуги). То, что предложит 3G, найдет своего клиента. Также, в связи с тем, что с момента возникновения сотовой связи стоимость услуг в России неуклонно снижалась (и это общая тенденция), абоненты вряд ли захотят платить больше, чем платят сейчас».

Автор: Алена Журавлева.

Тематики: Мобильная связь, Интернет, Маркетинг, Оборудование, Финансы

Ключевые слова: