Стальной ИТ-аутсорсинг

Крупнейшее промышленное предприятие Северо-Запада – холдинг "Северсталь-групп" - выделило свое ИТ-подразделение в отдельную структуру. Таким образом, в холдинге появилась еще одна компания - "Северсталь-инфоком", на которую возложена задача обслуживать ИТ-инфраструктуру своей материнской компании. Помимо внутренних заказов интегратор также занимается реализацией проектов для сторонних заказчиков.

Отсчетной точкой появления холдинга «Северсталь-групп» стала реорганизация в 1994 году ОАО «Северсталь». В дальнейшем компания последовательно приобретала сторонние активы. Так, в течение 2000-2001 гг. группа компаний становится основным акционером Ульяновского автомобильного завода и Заволжского моторного завода. Участие «Северстали» в управлении автомобильными активами обеспечивало более полную переработку и сбыт производимого металла. До 2002 года предприятия «Северстали» существовали как структура конгломеративного типа, когда разные, не связанные между собой виды бизнеса были заключены в рамки одной группы. Процесс преобразования металлургической компании в многопрофильный бизнес требовал принципиально новой системы управления, которая бы позволяла эффективно развивать каждый бизнес с учетом его отраслевой специфики и в то же время объединяла предприятия с помощью единых правил и стандартов. Весной 2002 года совет директоров ОАО «Северсталь» принимает решение о реструктуризации активов, принадлежащих компании. В июне 2002 года образована компания «Северсталь-групп». Сейчас в холдинг входит более десяти компаний различных направлений деятельности.

Стратегия создания отдельного предприятия, на которое была бы возложена задача по обслуживанию ИТ-инфраструктуры «Северстали», была объявлена руководством «Северсталь-групп» весной 2004 года. В феврале 2005 года стратегию и промежуточные итоги реструктуризации вынесли на информационный комитет холдинга, где она и была одобрена. Сейчас компания «Северсталь-инфоком» работает как оператор связи и сервисная компания, обслуживая корпоративную сеть для всех предприятий группы и реализуя собственные проекты сетевой интеграции. Кроме этого реализован ряд проектов и услуг в области информационной безопасности, веб-агентство «Точка Роста» (создает сайты для предприятий группы). Сейчас в стадии проработки проект создания виртуального оператора мобильной связи и проект партнерства с производителем оперативно-технологической связи.

Базой нового предприятия стало подразделение СКАТ-7, которое было создано на базе ИТ-отдела «Северстали». В нее также вошел один из крупнейших операторов связи Череповца. Среди нынешних потребителей услуг «Северстали-инфоком» большинство предприятий холдинга, в том числе "Северсталь", Череповецкий сталепрокатный завод, московские представительства компаний группы, а также предприятия автомобильного дивизиона - УАЗ и ЗМЗ. Помимо предприятий группы "Северсталь", услугами компании на территории Череповца и Вологды пользуются несколько крупных банков и организаций, государственные и муниципальные учреждения. В Москве компания реализовала проекты сетевой интеграции с поставкой оборудования Cisco Systems. Сейчас ряд проектов находится в различных стадиях реализации. Услугами связи в Москве пользуются и близкие к группе, но не входящие в нее компании.

Ключевые элементы деятельности ОАО "Северсталь-инфоком" - совершенствование процессов управления и совершенствование телекоммуникационной инфраструктуры. За первый год реализации проекта компании удалось стать подрядчиком большинства предприятий группы. Оборот компании за первый год работы (с 4 апреля 2004 по 4 апреля 2005 года) увеличился на $3 млн. Централизация за счет эффекта масштаба и синергии позволила сократить закупочные тарифы на услуги связи в среднем более чем в два раза, и цены на оборудование более чем на 10%. «Северсталь-групп» управляет новым предприятием через совет директоров, определяя его стратегию развития, а операционное управление осуществляют директора, поставленные советом директоров.

У череповецкого оператора СКАТ-7, ныне входящего в "Северсталь-инфоком", сторонние заказчики существовали и до выделения в отдельное юридическое лицо. Эта компания предлагала на территории Череповца услуги доступа в Интернет, кабельное телевидение и телефонную связь. ОАО «Северсталь-инфоком» располагает собственной телефонной сетью и сетью волоконно-оптических каналов связи в Череповце и Вологде, а также сетью кабельного телевидения в Череповце.

«Нельзя говорить о каких-то эпохальных результатах. Проект идет уже 1,5 года и идет очень непросто. Однако итоги первого года показали, что мы идем правильным путем. Мы не открываем ничего нового, а лишь реализуем у себя опыт большинства иностранных и многих российских холдингов. Этот опыт показывает, что контролируемый аутсорсинг позволяет повысить экономическую эффективность работы ИТ-службы и проектов и сделать прозрачными затраты предприятий группы на ИТ и связь. Это эффект синергии и масштаба плюс пресс как со стороны заказчиков-хозяев компании, так и со стороны контрагентов-поставщиков», - отметил директор по развитию компании «Северсталь-инфоком» Алексей Кузин.

Как отмечают специалисты, сейчас большой интерес к ИТ-аутсорсингу обусловлен целым рядом причин. Во-первых, он позволяет компаниям максимально сконцентрировать свои ресурсы и усилия на ключевых направлениях своей деятельности, уйти от распыления сил и средств на управление и совершенствование многих, пусть важных, но вторичных для роста эффективности бизнес-процессов. Во-вторых, это возможность привлечения лучших специалистов и практик для организации того или иного процесса с максимальной эффективностью. Для многих организаций аутсорсинг – единственная разумная возможность получить услуги лучших специалистов, кроме того, провайдер аутсорсинговых услуг обладает уже отработанными методиками организации того или иного процесса. В-третьих, это экономический аспект аутсорсинга – перенос ряда процессов вовне предприятия, зачастую в другой географический регион, позволяет организации получить прямую экономию затрат на той или иной задаче. В-четвертых, практика аутсорсинга позволяет организовать очень гибкий подход к масштабированию бизнеса – при росте или сокращении потребности в сервисе не требуется осуществлять наем или увольнение специалистов, докупать дорогостоящую технику, развертывать дополнительные сервисные подразделения. В-пятых, аутсорсинг позволяет существенно снизить уровень различных рисков за счет их разделения с провайдером услуг.

«Наша компания примерно в 50% заказов реализует услуги аутсорсинга, различны лишь механизмы: или мы поставляем оборудование в какую-либо компанию и в дальнейшем обслуживаем его, или компания сама приобретает оборудование, но обслуживание и сопровождение сетей все равно поручает нам. На наш взгляд, в России возможны две схемы развития аутсорсинга. В первом случае компании будут заказывать обслуживание уже существующего оборудования, такой вариант возможен при стагнации рынка. Если же рынок будет развиваться достаточно активно, то возрастет количество заказов, при которых будет необходимо построение инфраструктуры с нуля», - отметил специалист отдела маркетинга компании «ПетерСтар» Андрей Германов.

«В целом, по данным IDC, в ближайшие три года аутсорсинговый бизнес в России будет расти гораздо быстрее ИТ-рынка - примерно на 40% в год. Что касается нашей компании, то планы еще более амбициозны - в течение года мы планируем удвоение аутсорсингового направления. Если же говорить о том, какой механизм аутсорсинга более эффективен, сторонний или внутренний, то здесь надо исходить из экономических и технических показателей, а сама форма не имеет значения. В то же время выделение внутренних ИТ-подразделений во внешнюю аутсорсинговую компанию - это закономерный и логичный шаг для крупных предприятий и холдингов. На наш взгляд, в аутсорсинге ИТ-задач сегодня есть место и для внешних провайдеров ИТ-услуг, и для формально выделенных бывших собственных ИТ-служб. Среди преимуществ последнего способа можно выделить глубокое знание бизнеса материнской компании, прочные личные связи, возможность поддерживать уникальные приложения, использующиеся на конкретном предприятии. В то же время сильные стороны независимых ИТ-компаний - те экспертизы, которые в силу ограниченности задач не имеют ИT-службы, современные технологии предоставления услуг, а также возможность предлагать более гибкие условия», - резюмировал директор департамента техподдержки и аутсорсинга компании «АйТи» Вячеслав Ермолов.

Автор: Виктор Логинов.

Тематики: Интеграция, Оборудование, ПО, Финансы

Ключевые слова: