МРК выходят из Ассоциации операторов сети "Искра"

Ассоциация операторов Сети делового обслуживания "Искра" теряет своих членов. Один за другим из нее выходят межрегиональные компании электросвязи (МРК) "Связьинвеста" - решения в числе прочих принимаются на отчетных собраниях акционеров. За последние пару месяцев из "Искры" вышли "Центртелеком", СЗТ, "Сибирьтелеком", "ВолгаТелеком" и ЮТК.

Сеть "Искра" существует еще с советских времен, тогда это была телефонная сеть для оперативной междугородной и региональной связи высших органов государственной власти, руководителей областных и республиканских администраций, министерств и ведомств, правоохранительных органов, а также предприятий оборонной промышленности. В конце 90-х была образована Ассоциация СДО "Искра", в задачи которой входила координация операторов "Искры" по всем регионам и способствование развитию услуг на базе сети. Сейчас клиентами "Искры" по-прежнему являются многие государственные структуры и учреждения, такие как Сбербанк, Минобороны, Минфин, ФСО, Налоговая служба и другие.

На вопрос корреспондента ComNews.ru о возможной согласованности выходов МРК из Ассоциации операторов "Искры" директор департамента информационного обеспечения "Связьинвеста" Олег Михайлов ответил, что никаких централизованных указаний на этот счет не было. Решения принимаются акционерами на местах.

Соответствующие решения годовых собраний акционеров "Северо-Западного Телекома" и "Сибирьтелекома" похожи даже по формулировкам. По сути, они сводятся к низкой рентабельности и бесперспективности сети "Искра", хотя речь пока идет только о выходе из Ассоциации. Членские взносы в Ассоциацию операторов СДО "Искра" превышают десяток тысяч долларов в год на каждую из МРК.

Так согласно документу, предоставленному акционерам "Сибирьтелекома", компания с 2001 года является участником Ассоциации. Размер членских взносов в нее только за 2004 год составил $13 500. "Широкого развития СДО Искра не получила", - говорится в документе, представленном акционерам "Сибирьтелекома". В доказательство приводятся данные, согласно которым в 4 региональных филиалах "Сибирьтелекома" сеть "Искра" вообще отсутствует. В других 7 филиалах количество абонентов составляет 124 и их число постоянно сокращается. Например, у "Электросвязи" Новосибирской области за прошедший год из 15 абонентов "Искры" не осталось ни одного, в Кемеровской области их число уменьшилось с 39 до 17, а у филиала "Алтайтелеком" со 111 до 41. В документе также отмечается, что в СДО "Искра" эксплуатируются станции координатного типа, а это делает невозможным предоставление всех видов современных услуг электросвязи, в то время как замена станций на цифровые требует больших инвестиций.

"Таким образом, - отмечается в документе, - дальнейшее развитие и эксплуатация ОАО "Сибирьтелеком" СДО "Искра" нерентабельны и неперспективны. ОАО "Сибирьтелеком" планирует отказаться от эксплуатации СДО "Искра". Правление компании своим приказом N9 еще от 15 декабря 2004 года признало нелецелесообразным дальнейшее участие "Сибирьтелекома" и в управляющем органе "Искры" - Ассоциации операторов.

В документах собрания акционеров "Северо-Западного Телекома" говорится, что сеть "Искра" отсутствует в филиалах "Артелеком" Архангельской области", "Электросвязь Вологодской области", "Электросвязь Республики Карелия", "Связь Республики Коми", "Мурманэлектросвязь" и "Новгородтелеком". Прочие формулировки относительно оборудования и рентабельности точно такие же, как у сибирских коллег. Правда, на Северо-Западе картина с действующими клиентами выглядит не так удручающе. В частности, суммарная абонентская база "Искры" в филиалах ПТС и "Ленсвязь" составляет 450 клиентов, за год она уменьшилась лишь на полтора десятка.

Гендиректор СЗТ Владимир Акулич подтвердил ComNews.ru мнение компании, что услуга "межгорода" по "Искре" себя изжила. "СЗТ готов продолжить обслуживание ответного оборудования сети "Искра" (на своей территории) на коммерческих условиях в интересах того, кому это будет необходимо", - сообщил Владимир Акулич.

Резюме руководства МРК "ВолгаТелеком" выглядит более лаконично: "В связи с тем, что цель вхождения в Ассоциацию Обществом не достигнута, считаем нецелесообразным дальнейшее наше участие в Ассоциации". ЮТК сообщила своим акционерам только условия выхода из некоммерческих организаций и никак не объяснила необходимость прекращения деятельности в Ассоциации операторов "Искры".

В Центральном регионе, где сеть "Искра" исторически развита гораздо обширнее, "ЦентрТелеком" не мог пожаловаться на недостаток клиентов. В разъяснениях этой компании упор делается на то, что "ЦентрТелеком" и сам по себе способен предоставлять все необходимые услуги. "В настоящее время нет значительных технологических преимуществ при предоставлении услуг связи с использованием СДО "Искра". ОАО "ЦентрТелеком", имея высокопроизводительные цифровые сети, может самостоятельно предоставлять современные высококачественные услуги связи. Продолжение участия ОАО "ЦентрТелеком" в Ассоциации представляется нецелесообразным".

Президент Ассоциации операторов СДО "Искра" Геннадий Гичкин не считает ситуацию критической. Как он пояснил корреспонденту ComNews.ru, выход из Ассоциации еще не означает прекращения операторами "Связьинвеста" технической поддержки сети "Искра". Сеть по-прежнему развивается и имеет хорошие перспективы.

Технический директор компании АСВТ - главного московского оператора СДО "Искра" - Сергей Мишенков объясняет внезапную потерю интереса МРК к "Искре" нежеланием платить большие членские взносы, а также недовольством структурой оплаты услуг в самой сети. Ежегодная членская плата участников Ассоциации составляет 30 тысяч рублей с каждого оператора. В те времена, когда "Связьинвест" состоял из более чем 80 самостоятельных операторов, для каждого из них сумма в $1 тысячу могла быть вполне незаметной. Сейчас, когда за всех платят только семь МРК, затраты внешне выглядят ощутимее.

Кроме того, как пояснил Сергей Мишенков, операторам не очень выгоден установленный фиксированный характер платы за связь по "Искре". В то время как трафик у ряда клиентов может быть достаточно большим, его размер не тарифицируется. Клиент платит лишь абонентскую плату - менее $40 в месяц, хотя услуги сети "Искра" требуют дополнительного внимания. "Сеть "Искра" при создании предназначалась для обслуживания государственного, муниципального и корпоративного управления. Эти задачи никто не отменял и они только расширяются", - отметил Сергей Мишенков.

По мнению Мишенкова, следует разделять поддержку самой сети "Искра" и членство в Ассоциации операторов. Второе, по большому счету, гораздо менее существенно, и на технические аспекты работы сети не влияет. Вполне возможно, что Ассоциация операторов, действительно, не нужна, раз она не слишком справляется с организационными проблемами.

Тематики: Фиксированная связь

Ключевые слова: