Петербург прирастает телехаусингом

На петербургском рыке услуг телехаусинга происходит активизация. В частности работу по значительному расширению своих существующих площадок, а также организацию новых производит компания «Прометей», кроме того, недавно собственный дата-центр открыла компания «Обит». На рынок телехаусинга выходят и новые игроки. Не так давно в Петербурге появилось ООО «Центр обмена информацией «Большая Морская», который базируется на уже привычной всем площадке Университета технологии и дизайна (Б. Морская, 18). Представители игроков рынка, а также эксперты в один голос заявляют, что на сегодняшний день спрос на рынке услуг телехаусинга и услуг дата-центров значительно превышает предложение.

Под телехаусингом (telehousing) обычно подразумевают сдачу в аренду площадей под размещение оборудования узлов связи телекоммуникационных операторов на специализированных площадках. На сегодняшний день на рынке Петербурга работает ряд компаний, оказывающих услуги телехаусинга. Среди них можно назвать такие компании как «ТелеХаус» (аффилирована с оператором «Объединенные сети), ИВЦ РЖД, «ВестКолл», «Элтел», «Прометей», «Технодом», «Обит» и др., а также недавно появившаяся на рынке компания «Центр обмена информацией «Большая Морская». Наиболее известными площадками, где размещается оборудование телекоммуникационных операторов, являются точки, расположенные по адресам Боровая ул., 57 (ИВЦ РЖД), Большая Морская ул., 18 («Телехаус», «Центр обмена информацией»), Малая Морская ул., 11 и ул. Введенского канала, 4 («Прометей»).

Эксперты дают свою оценку этому сегменту рынка: «Услуги телехаусинга в Петербурге высоко востребованы по причине малого количества качественных площадок, а также особенности этого бизнеса. Притягательной для клиентов является площадка, где уже присутствуют другие телекоммуникационные операторы, на которой участник получает наиболее широкой коннективити. Это является и сдерживающим фактором и причиной сосредоточения наибольшего количества игроков рынка (операторов) на основных площадках (Боровая, Большая Морская) и затрудняет выход на рынок телехаусинга новым игрокам. Интересен этот сервис в первую очередь быстрорастущим операторам связи из сектора ШПД. Присутствие оператора связи в точке обмена информацией существенно увеличивает количество потенциальных для подключения внешних каналов, снижает их стоимость и упрощает администрирование. Приход новых игроков на рынок телехаусинга по нашему мнению обусловлен низким уровнем сервиса на существующих площадках, недостатком площадей и электрических мощностей на них. Новые игроки занимают более активную рыночную позицию. Они настойчиво продвигают сервис более высокого уровня, за меньшие деньги и не страдают политизированностью бизнеса. Перспективы развития рынка телехаусинга мы видим в сетевой распределенности. Наиболее конкурентоспособными будут те компании, площадки которых будут сосредоточены в наиболее активных районах города и будут иметь хорошую связность с остальными основными площадками Петербурга», - комментирует генеральный директор компании iPipl Дмитрий Петров.

Отметим, что в последнее время на петербургском рынке услуг телехаусинга происходит активизация игроков. В частности работу по значительному расширению своих существующих площадок, а также организацию новых производит компания «Прометей»: «Первой нашей площадкой в свое время стала точка на Малой Морской. В июне текущего года была запущена наша площадка на Большой Морской, а в конце августа мы планируем открыть площадку на Введенского канала, где уже установлено 56 шкафов. Все три площадки соединены между собой оптоволоконными каналами. В конечном счете, мы будем оказывать услуги телехаусинга на базе сети распределенных площадок. То есть клиент, установив сое оборудование на любой из них получит присоединение ко всем нашим площадкам. Что же касается востребованности этой услуги, то спрос на нее есть. В частности на нашей площадке на Введенского канала уже сейчас зарезервировано 30 % площади. Стоит также отметить, что при строительстве дата-центров и площадок для телехаусинга основные затраты (до 50 %) уходят на организацию энергопитания. Сейчас в городе все меньше мест с достаточными электрическими мощностями и площадки, имеющие такие емкости, все больше ценятся на рынке», - рассказывает генеральный директор компании «Прометей» Роман Венедиктов.

Еще одним игроком рынка, который активно развивает услуги телехаусинга является компания «Обит». Недавно этот оператор ввел в эксплуатацию собственный дата-центр в Петербурге. Он предназначен как для размещения оборудования корпоративных клиентов и операторов связи, так и для собственных нужд. Инвестиции в проект составили более 7 млн рублей (см. новость дайджеста раздела «Интернет» от 31 июля 2008 г.). «Мы начали размещать оборудование наших партнеров и клиентов на своих площадках больше года назад, а с осенью 2007 года начали строительство собственного дата-центра в Московском районе Петербурга. Он запущен совсем недавно, в июле 2008 года. В дальнейшем мы планируем активно развивать это направление своей деятельности, в частности расширять площадь помещений до 1 тыс. кв. м, чтобы иметь возможность размещать больше оборудования наших партнеров и клиентов», - сообщили в «Обите».

Как в один голос отмечают все игроки рынка, услуга телехаусинга сейчас очень востребована, дата-центров в Петербурге катастрофически не хватает. Существующие на данный момент дата-центры (компаний «Обит», «ВестКолл» и т.п.) эксперты относят к категории локальных, в то время как Петербургу необходим распределенный мощный дата-центр, где могли бы разместить свое оборудование все операторы и интернет-провайдеры Петербурга.

«В Европе, например, есть множество таких площадок. По моему мнению, создание в Петербурге дата-центра такого масштаба было бы под силу инвестору, независимому от операторов связи. А интересна эта услуга в первую очередь небольшим операторам связи, так как дата-центр повышает надежность функционирования их сетей. Также востребованы услуги дата-центров крупными сетевыми компаниями, с большим количеством подразделений. Так как они работают на единой технической базе, для них очень важна надежность и устойчивость соединения. Мы оцениваем данный вид услуг как очень перспективный, хотя сейчас в силу разных обстоятельств им могут воспользоваться только единичные компании. Если операторы связи активно пытаются разместиться и размещаются в дата-центрах, то корпоративные клиенты пока что стремятся к этому в меньшей степени. Однако, при грамотном позиционировании данной услуги владельцами дата-центров, ситуация должна в корне измениться в скором времени», - комментирует коммерческий директор ООО «Обит» Андрей Гук.

На рынок телехаусинга выходят и новые игроки. В частности, не так давно в Петербурге появилось ООО «Центр обмена информацией «Большая Морская». Компания была создана в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды» и при непосредственной поддержке Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. В данный момент ООО «Центр обмена информацией «Большая Морская» имеет пятилетний контракт на размещение стоек на площадке вуза. «Мы вышли на рынок около трех месяцев назад. Нашим соучредителем является компания «Прометей», которая выиграла соответствующий тендер. Сейчас на Большой Морской у нас построено первое помещение объемом 20 стоек. В ближайшее время планируем запуск второго помещения объемом еще 40 стоек. Мы позиционируем себя как неполитизированная компания, на наших площадках может разместиться любой оператор. В дальнейших наших планах начать также оказывать услуги co-location. В целом же рынок услуг телехаусинга в Петербурге имеет достаточно хорошие перспективы. Всплеска спроса на услуги телехаусинга, по моему мнению, можно ожидать уже к концу текущего года. Что же касается предложения, то выход на рынок значительного числа новых игроков будет происходить в течение 2009 года», - сообщил генеральный директор ООО «Центр обмена информацией «Большая Морская» Александр Сливкер.

Развитие услуг телехаусинга происходит и у компаний, открывших свои дата-центры несколько раньше: «ВестКолл» оказывает услуги телехаусинга на базе собственного дата-центра. «Сейчас мы предоставляем площадки для размещения оборудования ряду операторов и крупных корпоративных заказчиков. В основном такие услуги пользуются спросом у телекоммуникационных и промышленных компаний, а также у компаний банковского сектора и компаний, действующих в сфере ИТ. В ближайшей перспективе мы планируем расширение площадей нашего дата-центра. По моему мнению, спрос на подобные услуги в Петербурге превышает предложение, так что можно ожидать, что на этот рынок будут выходить новые игроки. Однако, не стоит забывать, что строительство и обслуживание дата-центров требует опыта и квалифицированного персонала», - комментирует менеджер проекта «Дата Центр» ЗАО «ВестКолл» Илья Крыжин.

Напомним, что открытие дата-центра универсального оператора связи «ВестКолл» в Петербурге состоялось в начале июня 2007 года. Инвестиции в проект составили $450 тыс., для реализации проекта использовалось оборудование Cisco. Дата-центр «ВестКолл» размещен по адресу Галерный проезд, д. 3, там же находится офис оператора и его основная техническая площадка. На сегодняшний день площадь дата-центра составляет 100 кв. м (см. новость раздела «Интернет» от 14 июня 2007 г.).

Что касается других компаний, то весной 2008 года «Элтел» ввел в эксплуатацию вторую очередь своего дата-центра, чьи услуги он продвигает под маркой HostWay.ru. Емкость нового центра - 60 стоек для размещения клиентских серверов и сетевого оборудования. Инвестиции в проект составили 3 млн евро. По данным компании, сдача в эксплуатацию второй очереди сделала дата-центр «Элтел» крупнейшим на Северо-Западе (см. новость раздела «Интернет» от 18 апреля 2008 г.). Еще один игрок на этом рынке – «Ростелеком», который также предоставляет мощности своего дата-центра для таких нужд, правда, в основном не операторов связи, а корпоративных заказчиков. Как сообщили в Северо-Западном филиале компании, хотя «Ростелеком» масштабно не продвигает такие сервисы, спрос на них растет, хотя акцент здесь делается на возможностях оператора в регионах СЗФО, где ситуация с такими площадками выглядит еще более драматичной.

Кроме того, строительством собственных дата-центров занимаются и другие крупные игроки телекоммуникационного рынка. К примеру, в сентябре 2007 года о планах строительства в России сети из 40 центров обработки данных (ЦОД, или дата-центров) объявил холдинг «Синтерра». Данный проект называется «40×40». Типовой проект ЦОДа в рамках этой программы подразумевает приобретение площадки или ее долгосрочную аренду исходя из расчета 500-1000 кв. м фальшпола. Присоединение к сети «Синтерры» будет организовываться на скорости 40 Гбит/с при энергетической мощности ЦОДа в 1,5–2 мВт и среднем количестве стоек в 200-300 штук. Так как планируется, что услуги созданных дата-центров будут интересны в первую очередь контент-провайдерам, то ЦОДам будет обеспечена связь с сетями всех сотовых и фиксированных операторов в регионе. Планируется, что до конца 2008 года будут введены в эксплуатацию первые 20 площадок, а остальные откроются до конца 2009 года. В частности, весной компания объявила об открытии ЦОД в Пскове (см. новость раздела «Интернет» от 14 марта 2008 г.). Петербург стоит в планах оператора на эту осень.

Автор: Денис Шишулин.

Тематики: Фиксированная связь, Интернет, Маркетинг, Оборудование

Ключевые слова: Интернет, Интернет-провайдеры, доступ в Интернет, домовые сети