«iPhon’ом по кумполу». Страну охватило «яблочное» безумие

В полночь со 2 на 3 октября во всех регионах России начались официальные продажи Apple IPhone 3G, стоимость которого будет варьироваться от 23 до 27 тыс. рублей в зависимости от комплектации. Из ключевых особенностей события отметим, с одной стороны, жесткую политику ценообразования и продаж, которую определяет производитель. С другой - присутствие небывалого ажиотажа вокруг новинки, который в то же время можно считать спровоцированным рекламными кампаниями. Ретейлеры пока осторожны в оценках будущих продаж, признавая наличие отложенного спроса, но при этом полагая, что стоимость аппарата весьма завышена.
Телефон iPhone 3G поддерживает технологию мобильной связи следующего поколения 3G, обеспечивающую более высокое качество звука, высокоскоростной Интернет и мультимедийные сервисы. Широкоформатный дисплей 3,5 дюйма и технология управления multi-touch делают iPhone гаджетом, сочетающим в себе функции телефона, плеера и интернет-браузера. А встроенный GPS-навигатор и поддержка Google Map открывают перед всеми владельцами iPhone новые возможности. Стильный минималистичный дизайн и полноценная qwerty-клавиатура делают работу с гаджетом удивительно приятной и удобной.

На новом iPhone можно использовать все функции iPod, смотреть ролики с You Tube, оперативно получать электронную почту и всегда быть в курсе изменений погоды.

Напомним, что слухи о предстоящем начале официальных продаж iPhone появились уже давно. В сентябре о заключении соглашения сообщили МТС. При этом сотовые операторы – игроки «большой тройки» предоставляли минимум информации о соглашениях с Apple, ограничиваясь скупыми данными о ведущихся переговорах.

В первый день продаж данного терминала в России операторы обнародовали и свои тарифные предложения, предназначенные для пользователей iPhone: по большей части это либо пакетные предложения, либо безлимитные. Так, «МегаФон», заявивший о заключении соглашения с производителем iPhone 3G еще в начале сентября, планирует продавать пакетные тарифные предложения, которые специально разработаны для различных категорий клиентов. Всего планируется к продаже около 1,5 млн трубок. Все тарифные предложения от «МегаФона», входящие в пакет с iPhone 3G, будут включать предоплаченный объем передачи данных от 500 Мб до 5 Гбайт. Стоимость тарифных планов в Москве и Московском регионе будет варьироваться от 700 до 2,5 тыс. рублей.

МТС планируют в течение 3 лет продать 1 млн смартфонов. Аппараты и специальные тарифы МТС для пользователей iPhone можно приобрести как более чем в 1,4 тыс. эксклюзивных салонов-магазинов МТС, так и в дилерских салонах связи в крупнейших регионах страны. Специальный тариф МТС - «i-Онлайнер» - обойдется в 1490 рублей в месяц. За это абонент получает безлимитный доступ в Интернет, пакеты голосового трафика и SMS-сообщений. Есть также дополнительные пакетные предложения и возможность приобретения терминала со скидкой на условиях специальной акции.

«Билайн», который планирует реализовать 1,5 млн iPhone 3G, запустил тарифный план c пакетами по 100, 200 или 400 включенных минут и 200, 400 или 800 SMS, безлимитным GPRS-трафиком и неограниченным доступом к сети «Билайн Wi-Fi». Абонент имеет возможность выбрать для себя привычную постоплатную или предоплатную систему расчетов. При покупке телефона iPhone вместе со специальным тарифом от «Билайн» предоставляется скидка на абонентскую плату.

Основные продажи будут идти через магазины и салоны цифровой техники, с которыми операторы сотовой связи ранее заключили соглашения. Стоимость телефона составит от 23 до 27 тыс. рублей. В виду достаточно жесткой ценовой политики производителя «ценовой войны» между продавцами ожидать не стоит. Учитывая высокую стоимость новинки, почти все ретейлеры предлагают возможность приобретения смартфона с помощью кредитных программ банков.

Торговая сеть «Белый Ветер Цифровой» будет продавать iPhone 3G во всех своих 85 магазинах по всей территории России. Стоимость iPhone 3G 8 Гб составит 23 тыс. рублей, iPhone 3G 16 Гб – 27 тыс. рублей. Как сообщила PR-менеджер компании «Белый Ветер Цифровой» Людмила Семушина, до конца года компания планирует продать 13 тыс. штук iPhone 3G. Как таковой комплексной программы продвижения у компании нет, все покажут результаты продаж. При этом ретейлер сосредоточил свою рекламную активность на Интернете и BTL-акциях. Продажи стартуют в ночь на 3 октября в 8 магазинах сети, будут охвачены 5 магазинов в Москве (Садовая-Триумфальная, 12/14, Волгоградский пр-т, 10, ТЦ «Шереметьевское подворье», Маршала Бирюзова, 12), в Зеленограде (Центральный проспект, корпус 241). Также будут идти продажи в трех магазина в регионах: Петербург (ТЦ «Июнь», Индустриальный проспект, д.24), Казань (ТЦ «Парк Хаус», пр. Хусаина Ямашева, 46/33) и Самара (ТЦ «Русь на Волге», Московское шоссе, 15б). Магазины сети «Белый Ветер Цифровой» будут работать до 6 часов утра. Обратный отсчет времени перед началом продаж будет в магазине, расположенном в ТЦ «Шереметьевское подворье».

«Евросеть», как и другие ретейлеры, работает не напрямую с Apple, а с российскими операторами связи. Как пояснили в компании, никаких квот по регионам или салонам нет, поэтому телефонами будут обеспечивать по мере надобности. Хотя, конечно, существует рекомендованная розничная цена аппарата. Стоимость iPhone 3G с объемом памяти 8 Гб и 16 Гб в салонах «Евросеть» составит 22 990 и 26 990 рублей соответственно.

В «М.Видео» продажи стартуют в 00:01. 24 гипермаркета по России будут работать по графику «Покупки круглые сутки», в том числе в Питере и Нижнем Новгороде. В «М.Видео» стоимость iPhone 3G со встроенной памятью 8 Гб составит 22 990 рублей, со встроенной памятью 16 Гб - 26 990 рублей. До конца года компания «М.Видео» планирует продать около 30 тыс. iPhone 3G, что составляет 20 % от общего планируемого объема продаж 3G-коммуникаторов iPhone в России. По словам пресс-секретаря «М.Видео» Надежды Киселевой, компания серьезно подошла к планированию федеральных поставок IPhone, что должно снизить ажиотаж. О старте продаж iPhone в гипермаркетах «М.Видео» будет сообщаться покупателям с помощью наружной, телевизионной, радио- и интернет-рекламы.

Компания «Телефон.Ру», выбравшая в качестве стратегического партнера только компанию «Вымпелком» («Билайн»), будет продавать iPhone во всех 500 магазинах компании по всей России. Стоимость телефона составит от 23 до 27 тыс. рублей в зависимости от комплектации.

Сеть «Эльдорадо» планирует продать 10 % от всех российских iPhone. К началу 2009 года через магазины и салоны связи «Эльдорадо» планируется реализовать около 15 тыс. коммуникаторов Apple.

Сеть магазинов re:Store начнет продажи в ТРК «Атриум» (Москва) и в re:Store на Невском (Петербург). Затем в течение суток iPhone поступят в продажу в магазины re:Store в 20 городах России от Петербурга до Красноярска.

Приобрести iPhone 3G можно также и через Интернет - как на сайтах сотовых операторов (сайты iphone.megafon.ru), так и ретейлеров. По слова пресс-секретаря «Мобильные ТелеСистемы» Ирины Осадчей, до официального начала продаж заявки на покупку iPhone на интернет-сайте МТС оставило более 34 тыс. пользователей. Самое большое число заявок отмечено в Москве, а также в городах и регионах, где уже действуют сети 3G от МТС - Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Владивостоке и Краснодарском крае. Интернет-магазин «Белый ветер Цифровой» (digital.ru) принимал предзаказы на покупку iPhone и также будет производить продажи с 3 октября. Прием заявок был открыт с 24 сентября и на сайте mvideo.ru. За это время в «М.Видео» получено более 2 тыс. заявок на IPhone3G. Соотношение заказов на аппараты составило: 8 Гб - 40 % и 16 Гб - 60 %. Прием предварительных заявок через Интернет организован и «Евросетью».

Сейчас в Интернете можно встретиться с жалобами покупателей, которые ранее приобрели «серые» модели, на то, что iPhone имеет определенные проблемы с аппаратной частью. Однако ретейлеры уверяют, что все технические неисправности связаны в основном именно с «серыми» моделями, а с лицензионными iPhone такого рода проблем не возникнет.

«Люди, которые ранее покупали эти телефоны за рубежом и потом в России их самостоятельно перепрограммировали, могут сталкиваться с проблемами, - прокомментировала пресс-секретарь «Евросети» Наталья Аристова.- Но, думаю, эти люди осознавали все риски такой самодеятельности. Преимуществом приобретения iPhone в салонах связи «Евросеть» будет то, что продажи его будут официальными, сам аппарат сертифицирован для использования на территории РФ, с установленным лицензированным ПО и возможностью работы с сервисами, гарантированными компанией Apple». По словам Людмилы Семушиной, гарантийное и постгарантийное обслуживание будет производиться в сервис-центрах, авторизованных производителем.

Между тем первый «яблочный» телефон 3G 16 Гб стоимостью 27 тыс. рублей и тарифом «Яблочный фреш 200» в России продан в Петропавловске-Камчатском в салоне дилера «Билайн» компании «Сотовый мир» в 00:02 по местному времени. По информации пресс-службы компании МТС, в течение первого часа работы единственного открытого для продаж iPhone 3G магазина во Владивостоке аппарат приобрели 19 владивостокцев. Пользователи отдают предпочтение модели со встроенной памятью 16 гигабайт.

В настоящее время игроки рынка, несмотря на ажиотаж, перспективы продаж IPhone в России оценивают по-разному. По словам Людмилы Семушиной, о предполагаемом повышенном интересе можно судить по количеству собранных предзаказов и звонков с запросами об IPhone, которые принимает call-центр компании. Отмечается, что в истории компании «Белый Ветер Цифровой» еще не было такого повышенного внимания ни к одному продукту, что позволяет высказывать вполне оптимистичные прогнозы по продажам IPhone до конца года.

По мнению PR-директора сети «Телефон.Ру» Людмилы Игнатьевой, большого ажиотажа ожидать не стоит в силу того, что цена на телефон достаточна высока, и оценить размеры реального спроса пока еще сложно. При этом, безусловно, существует отложенный спрос. Но фанаты Apple и те, кому iPhone нужен, уже его приобрели. С этим согласна и Наталья Аристова: «У iPhone, как и у любой другой модели, есть своя аудитория, поэтому человек, который хочет купить его, сделает это. Цена, конечно, немаленькая для рядового россиянина. Но в России это нормальная цена для такого сегмента телефонов».

«Мы ожидаем, что ценители технологических новинок во всех регионах России проявят большой интерес к культовому телефону и посетят наши гипермаркеты, - говорит Надежда Киселева. - Мы серьезно подошли к планированию федеральных поставок iPhone, что должно снизить ажиотаж. О старте продаж iPhone в наших гипермаркетах мы сообщаем нашим покупателям с помощью наружной, телевизионной, радио- и интернет-рекламы».

Стоит сказать несколько слов о конкурирующих моделях. Недавно интернет-компания Google, тайваньский производитель High Tech Computer Corporation (HTC) и T-Mobile («дочка» немецкого оператора Deutsche Telekom) представили смартфон GPhone, работающий на базе операционной системы Android, созданной Google. В августе «Билайн» и компания Research In Motion (RIM) анонсировали запуск смартфонов BlackBerry 8800 для корпоративных клиентов «Билайн» в России.

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг, Торговые сети, Оборудование

Ключевые слова: Билайн, МТС, GSM, МегаФон