Музыка и RBT. Стали во главе угла MobileMonday St. Petersburg

Основной темой прошедшей вчера, 16 марта 2009 года, встречи MobileMonday St. Petersburg стал рынок мобильной музыки и RBT. Проблемы и перспективы развития отрасли рассмотрели представители крупнейших контент-провайдеров России: «Информ-мобил», «Ириком», «Центр управления проектами» и i-Free.
Управляющий компанией «Информ-мобил» (IMMO) Дмитрий Гумен подчеркнул, что рынок мобильного музыкального контента на сегодняшний день является одной из немногих сфер бизнеса, на которую кризис никак не повлиял – рынок продолжает уверенный рост. Объем доходов от продаж музыкального контента для сотовых телефонов в 2007 году находился на отметке $104,4 млн; в 2008 году подрос до $174,8 млн. В 2009 году ожидается увеличение показателя еще на 19 %.

Росту рынка мобильной музыки способствует ряд факторов, среди которых возросшая функциональность сотовых телефонов, широкий ассортимент музыкального контента, а также заинтересованность рекорд-лейблов в доходах от реализации в данном сегменте. Здесь же эксперт отмечает негативные моменты, тормозящие развитие индустрии. Это в первую очередь дороговизна авторских и смежных прав, а также громоздкая структура витрин российских контент-провайдеров, в которой пользователю, пришедшему на сайт за определенным треком, не всегда удается разобраться и найти нужную мелодию. При этом, по словам Дмитрия Гумена, необходимости в огромных каталогах музыкальных треков, которыми зачастую бравируют контент-провайдеры, на деле не существует, поскольку коммерчески успешными являются единицы музыкальных треков. Так, из 13 млн музыкальных произведений, которые выложены на витринах провайдеров, 10 млн остаются непроданными, а 80 % прибыли приносят 52 тыс. композиций.

Кроме того, легальный рынок «душат» пираты – 96 % скачиваний треков приходится на контрафактную продукцию. Например, в Рунете на существующую тысячу сайтов, предоставляющих доступ к музыкальному контенту, лишь небольшая часть работает с легальной продукцией. Однако основными каналами реализации мобильной музыки в России является не WEB, а RBT-сервисы и WAP-порталы, далее следуют телереклама и печатные СМИ.

Дмитрий Гумен подчеркнул, что существующая сегодня схема реализации музыкального цифрового контента для мобильных телефонов не приспособлена для того, чтобы честные продавцы контента получали хоть сколько-нибудь существенную прибыль – после отчислений правообладателям и операторам контент-провайдеру остается минимальный доход, который еще необходимо вложить в продвижение услуг.

Генеральный директор компании «Центр управления проектами» (ЦУП) Валерий Мифодовский подробнее остановился на способах взаимодействия между распространителями мобильной музыки и исполнителями, которые позволяют исключить из цепочки рекорд-лейблы. Специалист назвал метод «микропродюсированием», поскольку в рамках такого проекта продвижение музыкального контента происходит индивидуально и ведет не только к повышению спроса на тот или иной трек, но и стимулирует популярность музыканта.

В качестве примера Валерий Мифодовский привел проект, направленный на продвижение последнего альбома группы «Мумий Тролль». На одном из первых этапов макси-сингл группы «Мумий Тролль» был запущен в качестве бесплатного приложения к журналу «Афиша». Одновременно треки, вошедшие в сборник, можно было скачать на сайте «Афиша». По результатам акции посетителями ресурса было совершено более 20 тыс. закачек. На следующем этапе весь альбом был выложен на специально созданном WAP-портале – Валерий Мифодовский определил данный продукт как WAP-альбом, пока не имеющий аналогов на российском рынке. Бесплатный доступ с WAP-альбому получили абоненты «МегаФона», совместно с которым проект реализовывался, а также абоненты других операторов сотовой связи. В целом бюджет кампании составил $9 млн. Однако, по результатам акции, на WAP-сайте, где был выложен альбом, было совершено около 370 тыс. закачек, а пластинка группы «Мумий Тролль» стартовала с первого места в рейтинге журнала «Билборд Россия».

Управляющий директор компании i-Free Кирилл Петров посвятил выступление теме RBT-услуг, которые, по словам эксперта, являются ключевым сервисом, стимулирующим рост сегмента мобильной музыки в федеральном масштабе. В 2007 году объем продаж мобильной музыки через услугу RBT в России составил $80 млн; в 2008-м – $200 млн; в 2009-м ожидаемый объем выручки – $400 млн. Напомним, что на сегодня сервисы RBT имеются у всех игроков «большой тройки».

При этом Кирилл Петров отметил, что львиная часть доходов от продажи музыки через RBT забирают сами операторы, и призвал игроков рынка сотовой связи поделиться с контент-провайдерами. Для этого провайдеры имеют все необходимые ресурсы: настроенные и рекламные площадки, огромные каталоги легального музыкального контента, отработанные схемы рекламных кампаний и др. Кирилл Петрова подчеркнул, что для дальнейшего роста сегмента RBT рынку будут необходимы совместные и согласованные действия провайдеров, операторов, а также правообладателей.

Подробности

Международное сообщество MobileMonday (MoMo) представляет собой некоммерческую организацию, куда входят профессионалы мобильной индустрии и основной целью которой является развитие бизнеса, налаживание сотрудничества между странами путем проведения регулярных неформальных встреч. Первые встречи специалистов в области мобильного контента и других современных медиаобластей в рамках проекта состоялись в 2000 году в Хельсинки. На сегодняшний день подобные мероприятия проходят уже в 21 стране Азии, Австралии, Европы и Северной Америки. В общей сложности в проект вовлечено 45 тыс. человек с планами их увеличения к 2007 году до 100 тыс. участников. Сегодня «Мобильные Понедельники» проходят в 25 городах, и к концу этого года ожидается, что в сеть будут входить уже 40 городов.

Основателями MobileMonday St. Petersburg являются гендиректор компании ADMIN Михаил Новиков и гендиректор компании Arcadia Аркадий Хотин. В Северной столице неформальные встречи в рамках проекта MobileMonday St. Petersburg проходят с июня 2006 года. Одно из последних мероприятий, состоявшееся 15 декабря 2008 года, было посвящено приложениям для реализации дополнительных сервисов для сотовых операторов (см. новость раздела «Мобильная связь» от 16 декабря 2008 г. http://spbit.ru/news/n55756/).

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг

Ключевые слова: WebMoney