"ИнфоЭнерго" взялась за автоматизацию энергетиков и коммунальщиков

Вслед за реформами энергетического рынка и ЖКХ развивается спрос на информационные системы с новыми возможностями, вследствие чего в этих сегментах появляются новые игроки. Один из них – петербургская компания "ИнфоЭнерго" - вывел на рынок систему, которая позволяет автоматизировать бизнес-процессы как в энергетике, так и в сфере коммунальных услуг.

Компания ООО «Альфа-Интегратор-ИнфоЭнерго» создана в октябре 2003 года в Петербурге. Инициатором стала группа менеджеров и программистов, которая более десяти лет занималась разработкой и внедрением программных продуктов для автоматизации технологических процессов энергетических компаний (предприятий АО-Энерго), включая игроков на рынке сбыта электрической и тепловой энергии, сетевых предприятий, ТЭЦ и гидроэлектростанций) и управленческих задач самих АО-Энерго в рамках Центра информатики, вычислительной техники и проектирования (ЦИВТиП) ОАО „Ленэнерго“. На первом этапе в компании работало 24 сотрудника, объем сбыта до конца 2003 года составил более 6,6 млн рублей. Первоначально компания фокусировалась на своем основном заказчике, однако к 2004 году активизировалась и на внешнем рынке, определив в качестве ключевых сегментов отрасли энергетики и коммунального хозяйства. Выручка за 2004 год от реализации товаров по основной деятельности составила 40 млн рублей с учетом авансовых платежей, численность сотрудников компании возросла до 40 человек. Объем выполняемых работ в первой половине 2005 года составил более 23 млн рублей, а количество сотрудников возросло до 50 человек.

Основным продуктом на первом этапе развития компании стала система автоматизации для энергетики АСУСЭ («Автоматизированная система управления сбытом электроэнергии»). Первая версия этого программного обеспечения была создана в 1992 году для ОАО «Ленэнерго». В течение десятилетней эксплуатации продукт постоянно модернизировался – выявлялись и устранялись недостатки, расширялась функциональность, отлаживались пользовательские интерфейсы. В 1997 году был осуществлен переход на клиент-серверные технологии, а в 2000-м разработана новая – коммерческая – версия продукта, при этом АСУСЭ была переписана с учетом наработанного опыта в расчете на коммерческие внедрения. Сейчас она охватывает полный комплекс задач управления сбытом энергии, начиная от транспортировки энергии до ее продажи. Данная система дает возможность отслеживать весь путь поставленного ресурса от производителя до заказчика. Причем ведется контроль всех участников цепочки – от энергопроизводящей компании и компаний, управляющих сетевой инфраструктурой, до сбытовых организаций и непосредственных потребителей энергии. На сегодняшний день различные элементы данной системы функционируют в нескольких регионах РФ, в различной комплектации системой пользуются ОАО «ЛенЭнерго», ОАО «ДальЭнерго», ОАО «АлтайЭнерго» и другие.

Опыт работы на этом направлении позволил компании оперативно отреагировать на реформы в РАО ЕЭС и ЖКХ. Реформы модернизируют бизнес-процессы на предприятиях. Например, если ранее компании РАО «ЕЭС» делились по региональному признаку (вертикальная схема), то теперь все предприятия будут разделены по направлениям деятельности (горизонтальная схема): комплекс энергопроизводящих компаний; предприятия, управляющие транспортной инфраструктурой (сетевые компании) и т.д. В частности, если говорить о Петербурге, с первого октября этого года из ОАО «Ленэнерго» будут выделены четыре компании – управляющая, сетевая, генерирующая и сбытовая. Напомним, что сбыт уже был выделен в свое время из «Ленэнерго» – в виде компании «Петроэлектросбыт» (отвечает за работу с частными клиентами), а также «Петербургской электросбытовой компании» (ПЭК), которая работает с крупными корпоративными заказчиками. Теперь компании в регионах будут объединяться по характеристике деятельности, то есть отдельно будут функционировать сетевые компании, сбытовые и компании-производители.

Реформа ЖКХ подразумевает образование кондоминиумов, новые формы муниципальных образований и другие изменения, которые соответственно перестраивают схему учета и потребления ресурсов (вода, энергия, газ и т.п.).

Обновленная версия, которая продвигается под наименованием «ИнфоЭнерго-АСУСЭ», состоит из трех основных подсистем: «Энергопотребление», «Расчет натуральных показателей потребления энергии по точкам учета» и «Финансовые расчеты и операции с потребителями энергии». Как одна из частей системы действует и само решение АСУСЭ. В „Энергопотреблении“ описываются схемы энергоснабжения, определяются договорные отношения с потребителями энергии. Подсистема „Расчет натуральных показателей потребления энергии по точкам учета“ позволяет вести учет полученной и отпущенной энергии. В подсистеме „Финансовые расчеты и операции с потребителями энергии“ формируются счета-фактуры, платежные документы, бухгалтерские проводки и отчетность. Эта подсистема предоставляет информацию для управления дебиторской задолженностью и формирования санкций.

Разные модули отображают интересы разных заказчиков: это, в частности, производители, сетевые компании, транспортные компании, сбытовые компании и потребители. Для каждой из подобных компаний разработаны определенные части системы, которые в комплексе дают полную картину потребления, расхода и потерь того или иного ресурса. Как сообщил генеральный директор компании «ИнфоЭнерго» Владимир Жидков, основным преимуществом данной системы является глубокая описательная часть каждого из участников. Это может быть паспорт квартиры, предприятия или иного юридического лица, причем схема имеет и обратную сторону, в которой описаны все производители и поставщики энергии. «Метод позволяет использовать единую базу данных для всех участников рынка без создания дублирующей и замещающей информации по каждому из объектов. Фактически каждый элемент системы представляет собой неделимую единицу с гибкими условиями внутренних изменений, используемую на всех этапах взаимоотношений», – отметил Владимир Жидков.

Такая схема взаимоотношений, по мнению специалистов «ИнфоЭнерго», позволяет каждому из участников бизнес-процессов контролировать всех партнеров. Это, в свою очередь, позволяет формировать единую обоснованную тарифную сетку, в которой можно учитывать все потери при транспортировке и другие нюансы, например льготные категории потребителей. Фактически система позволяет не только отслеживать, контролировать и управлять поставками воды, газа, электричества и пара, но и регулировать такие процессы, например, как вывоз мусора в муниципальном образовании того или иного района.

«Наша система позволяет более глубоко отслеживать все происходящие процессы не только в пределах однородной инфраструктуры, но и в масштабах целого города или региона. Мы смогли достигнуть этого именно в силу того, что динамически подстраивались под текущие изменения в законодательстве и стране. Созданная нами система сможет и дальше реагировать на все изменения без необходимости переписывать схемы взаимодействий и бизнес-процессов», – комментирует технический директор компании «Альфа-Интегратор-ИнфоЭнерго» Надежда Лысова.

Схема реализации программного обеспечения такова: заказчик приобретает одну серверную лицензию, при этом количество клиентских мест (пользователей) не ограничено. По оценкам экспертов, стоимость такой системы составляет несколько десятков тысяч долларов. Как уточнил Владимир Жидков, в компании разработали несколько схем, которые ориентированы на потребителей разного уровня – от небольших муниципальных предприятий до крупных компаний.

Сейчас ведутся работы по установке частей данной системы в Приморском крае. Здесь, в частности, уже действует модуль, отвечающий за энергетику, который обслуживает тринадцать городов региона. У компании также заключен договор с «ДальЭнерго» на внедрение новой системы. В планах «ИнфоЭнерго» – выход на крупных заказчиков всероссийского уровня, при этом компания проводит активную маркетинговую кампанию, участвуя в профильных семинарах и проводя собственные семинары для специалистов энергетики и ЖКХ.  Кроме того, в Петербурге компания на базе Института повышения квалификации проводит регулярные обучающие семинары для своих потенциальных потребителей.

О развитии сегмента рынка автоматизации энергетики и ЖКХ и перспективах системы АСУСЭ корреспонденту spbIT.ru рассказала технический директор компании «ИнфоЭнерго» Надежда Лысова:

 Ваша оценка реформы энергетической отрасли и ЖКХ. Какие вызовы она ставит перед предприятиями этой сферы, и как это влияет на их запросы в сфере автоматизации бизнес-процессов? Что показал ваш опыт по внедрению АСУСЭ?

– Раньше большинство энергосистем занималось созданием собственных программ. Теперь во вновь формируемом рынке энергетики практикуется новый подход к ИТ. Компаниям требуется единая система, которая может решить практически все вопросы. Мы при внедрении своей системы сталкивались с тем, что после внедрения какого-либо одного модуля в компании практически сразу ощущают необходимость внедрения более комплексного решения.

 Как вы оцениваете новые рынки ЖКХ и энергетики?

 – Рынки находятся в стадии становления, и пока нет ни единых стандартов, ни комплексного понимания задач, стоящих перед компаниями в целом и перед ИТ-компаниями в частности. Мы считаем, что наша система позволяет решать глобальные и частные вопросы, которые поставит перед компаниями новый рынок, так как наша программа создает фундамент для автоматизации большинства бизнес-процессов в коммунальном хозяйстве при любых изменениях в законодательстве.

 Почему у вас была создана единая система для ЖКХ и энергетики, а не раздельное решение для обоих направлений? 

 – Сейчас ЖКХ объединяется. В энергетике происходят обратные процессы. Мы предоставляем решение и для тех и для других, даем возможность полноценного анализа их взаимоотношений. К тому же мы просто следуем требованиям рынка.

 Каковы перспективы развития вашей системы?
 
– Планируем разработать еще более емкий аналитический инструмент, хотя и сейчас у нас достаточно мощная аналитика, которая позволяет создавать, в частности, OLAP-отчеты. Также мы хотим унифицировать систему под интеграцию с большинством ERP-систем. Говоря более обобщенно, стараемся создать решение для рынка, находящегося в стадии реформирования. И в дальнейшем будем стараться модифицировать наше решение под требования заказчиков.

 Как Вы уже говорили, стандарты отраслей, в которых работает «ИнфоЭнерго», находятся в стадии становления. Не несет ли это риска для инвестиций в области ИТ для предприятий энергетики и ЖКХ?

 – На российском рынке есть случаи, когда после изменений законодательства ряд предприятий понес некоторые потери в связи с тем, что им пришлось вносить изменения в существующее ПО. Не повезло больше всего тем, у которых установленные системы не были готовы к модификациям. Мы стремились разработать гибкую и масштабируемую систему. И что касается изменений в отрасли, то наш опыт говорит о том, что «ИнфоЭнерго-АСУСЭ» готова к ним. Возьмем нашего основного заказчика на Северо-Западе – компанию «Ленэнерго». В свое время это был один клиент, сейчас их – несколько, причем все работают на том же самом ПО, которое мы в свое время поставили головному энергетическому предприятию. Думаю, этот пример говорит сам за себя.

Рубрики: Интеграция, Маркетинг, ПО