«Макаровка» осваивает миллионы долларов. Расширяя возможности учебного центра

Государственная морская академия им. адмирала С.О. Макарова приступила к реализации наиболее масштабного за последние годы инвестиционного проекта - модернизации своего учебно-тренажерного центра (УТЦ). Общий объем инвестиций в проект оценивается более чем в $2 млн. Полная реализация проекта намечена на середину 2006 года.

О новом проекте представители академии рассказывали посетителям закрывшейся вчера в «Ленэкспо» выставки «Нева-2005», где у ГМА был представлен собственный стенд. Морской учебно-тренажерный центр (УТЦ), открывшийся при Государственной морской академии имени адмирала С.О.Макарова в 1995 году, ведет обучение более чем по 70 программам и является лидером в подготовке и сертификации морских специалистов различных направлений в России. Центр оснащен тренажерами по электронной картографии, управлению и маневрированию судном, по глобальной морской системе связи при бедствии (ГМССБ), тренажером грузо-балластных операций. С 2002 года здесь используются тренажеры компании "Транзас", моделирующие ситуации разливов нефти. Установленное на них программное обеспечение PISCES позволяет моделировать работу экспертов по ликвидации разливов нефти (ЛРН), финансовых специалистов, пилотов авиатранспорта. Проект модернизации УТЦ был разработан в начале 2004 года, прошел все стадии согласования в Министерстве Транспорта России и был утвержден Федеральным агентством морского и речного транспорта.

В рамках проекта Академия планирует ввести в эксплуатацию антикризисный экспертно-аналитический центр. Он будет базироваться на тренажере ЛРН, сопряженном по каналам связи с Главным морским спасательно-координационным центром Государственной Морской Спасательной службы России. Летом 2005 года для связи с ГМСКЦ, Центральным управлением движения судов и другими организациями морского бизнеса был проведен оптоволоконный канал. Его пропускная способность - 2 Мбит/с. Провайдером выступила компания «Морской экспресс».

Формирование отраслевого центра подготовки морских лоцманов и операторов систем управления движения судов (СУДС) является второй частью проекта. Также по графику реализации проекта академия планирует до конца текущего года ввести в эксплуатацию первый в России центр подготовки специалистов буровых платформ и судов с системой высокоточного динамического позиционирования. В нем будет использоваться тренажер динамического позиционирования на 4 операторских места.

Центр дистанционного обучения и проверки знаний начнет функционировать до конца первого квартала 2006 года и объединит ресурсы академии в области дистанционной проверки профессиональных знаний, психофизиологического тестирования и проверки соответствия уровня знаний морского английского языка требованиям Агентства по безопасности мореплавания и береговой охраны Великобритании (MCA UK).

Главной частью проекта является создание специализированного комплексного тренажера «Виртуальное судно», объединяющего тренажеры навигационного мостика и машинного отделения. С начала следующей недели «Виртуальное судно» будет доукомплектовываться системами связи между двумя тренажерами, а также системой видеонаблюдения, которая позволит проводить занятия с последующей демонстрацией видеозаписи участникам учений. «Виртуальное судно» планируется «достроить» к концу 2005 года. Ввод в действие такого комплекса обеспечит обучение командного плавсостава судна в едином информационном пространстве на уровне европейских стандартов профессиональной подготовки экипажей морских судов. Модернизация УТЦ ведется за счет средств одного из международных проектов, другие подробности механизмов финансирования пока не раскрываются.

На выставке «Нева-2005» состоялась также презентация Международного проекта сотрудничества между ГМА им. адм. С.О. Макарова (Россия), Коткинским институтом дополнительного профессионального образования (Финляндия) и Эстонской морской академией (Эстония). В рамках проекта планируется реализовать международную систему антикризисных центров, ориентированных на совместную подготовку специалистов по ликвидации разливов нефти из трех стран. Напомним, что соглашение о сотрудничестве было подписано между сторонами в мае 2005 года (см. выпуск новостей от 25 мая 2005 г.).

Как рассказал руководитель учебных программ Морского УТЦ Алексей Орехов, в Финляндии тренажер по ЛРН начнет работать с 16 ноября 2005 года. Он будет аналогичным тому, что используется в ГМА, но с меньшим количеством пользовательских мест. Эстонскими партнерами контракт на поставку тренажера был заключен с компанией «Транзас» непосредственно во время выставки «Нева-2005».

Поскольку Петербург в создании Морского учебно-тренажерного центра оказался впереди своих зарубежных партнеров, серверное управление проектом будет осуществляться в ГМА. Уже известно, что поставщиком сервера выступит «Транзас», производителем серверного оборудования окажется, скорее всего, IBM. Техническое задание на установку сервера и монтаж СКС согласовано.

Кроме того, ГМА им. С.О. Макарова подписала соглашение со Шведской морской администрацией (ШМА) на проведение серии учебных семинаров и курсов подготовки российских специалистов ЛРН. Семинары ориентированы на специалистов администраций морских портов, филиалов ФГУП «Росморпорт», МЧС, спецморинспекций, нефтяных терминалов, городских и областных комитетов по природопользованию, компаний, связанных с перевалкой нефтепродуктов. Соглашение предусматривает частичное финансирование проектов по линии Министерства иностранных дел Швеции. Общий объем финансирования со шведской стороны составит более 450 000 евро и позволит покрыть расходы Береговой охраны Швеции, Шведского агентства по поиску и спасанию и самой ШМА. Проект также позволит Академии частично финансировать участие представителей государственного сектора с российской стороны.

Вести занятия будут как шведские, так и российские преподаватели. На период с 2005 по июнь 2007 года запланировано 20 семинаров различной направленности по темам, связанным с обеспечением готовности к ликвидации разливов нефти. Ближайший семинар на тему «Разлив нефти с судна «Фу Шан Хай» состоится 4-5 октября в Калининграде. В Петербурге в начале ноября планируется проведение семинара на тему «Предотвращение загрязнения моря нефтью с танкеров».

Рубрики: Фиксированная связь, Интеграция, Оборудование, ПО, Кадры