Радио и ТВ для телефона. Продвигает петербургский разработчик мобильного ПО

Петербургский разработчик мобильного ПО SPB Software на прошлой неделе начал продвижение нового продукта – радио для мобильного телефона SPB Radio, вышедшего из состава приложения Spb Online. Оттуда же не так давно были выделены такие сервисы, как мобильное телевидение и новости, а также различные игры. Приложения рассчитаны на просмотр телеканалов и прослушивание интернет-радио. Для удобства пользователей компания разработала особый интерфейс, максимально упрощающий работу с приложениями.
Петербургская компания SPB Software (до недавнего времени – Spb Software House) существует на рынке уже 10 лет и является одним из крупнейших разработчиков мобильного программного обеспечения. Компания является партнёром 23 производителей мобильных аппаратов и 7 операторов связи. Среди первых: HTC, Asus, Acer, Sony-Ericsson, RoverPC, HP; среди вторых такие операторы, как T-Mobile, Swisscom и др., а также российские «Билайн» и «Скай Линк». Головной офис SPB Software находится в Санкт-Петербурге, также есть филиалы в Великом Новгороде, Таиланде, Гонконге, Тайване и в США. Офисы компании выполняют различные функции: головной в Санкт-Петербурге занимается разработкой и маркетингом, филиал в Таиланде – дизайном, новгородская команда разрабатывает мобильные игры, остальные офисы созданы в рамках научно-исследовательской деятельности R&D. SPB Software имеет множество различных наград ежегодных конкурсов мобильного ПО, одной из последних является статус «Продукт года», присвоенный приложению Spb Online на Mobile & Digital Show 2009.

Возвращаясь к истории компании, сначала SPB Software занималась только разработками на заказ, и разработка мобильного ПО была одним из экспериментальных направлений, которое стало успешным. Затем компания стала вести сайт для разработчиков мобильного ПО, за первые полгода ставший самым популярным среди подобных ресурсов. Постепенно к 2004 году почти весь бизнес SPB Software переориентировался на PPC-программы (Pocket PC – программная и аппаратная платформа компании Microsoft для КПК и коммуникаторов, в 2007 году переименованная в Windows Mobile). Вскоре компанией был разработан продукт Spb Mobile Shell, являющийся альтернативной оболочкой для Windows Mobile, обеспечивающей доступ ко всем функциям коммуникатора или КПК без помощи стилуса (рассчитанный на управление только джойстиком). Это приложение стало, по данным интернет-магазина Handango, контролирующего около 60–70 % всего рынка, самым продаваемым продуктом на платформе Windows Mobile. На базе Spb Mobile Shell компания сотрудничает со многими производителями мобильных телефонов и сотовыми операторами (в основном зарубежными, которые сразу «прикреплены» к аппаратам).

В 2008 году компания разработала продукт Spb Online – приложение для Windows Mobile, включающее в себя мобильное телевидение, радио, новости, прогноз погоды, онлайновые игры и каталог мобильного контента. Интерфейс программы адаптирован специально под сенсорные экраны смартфонов и коммуникаторов, рассчитанные на управление пальцами, а не стилусом. Отдельные части приложения уже доступны и под Symbian, а вскоре появятся версии на платформах Blackberry и Android. Постепенно компоненты этого пакета стали выделяться в отдельные сервисы и продукты, и сейчас компания активно продвигает мобильное телевидение Spb TV, вышедшее этой весной, а на прошлой неделе было запущено в коммерческую эксплуатацию SPB Radio. Spb TV позволяет просматривать уже более 100 каналов, вещающих через Интернет. Отличие приложения от обычных проигрывателей заключается в его большей приспособленности к мобильному аппарату. Если на обычном телевизоре пользователь привык быстро переключать каналы, прежде чем выбрать передачу, то осуществлять это на мобильном телефоне неудобно, так как для загрузки одного канала требуется несколько секунд. Spb TV решает эту проблему с помощью предварительного показа отдельных кадров с каждого телеканала, обновляющихся раз в 2 секунды, что позволяет пользователю быстро сориентироваться в вещании различных каналов и выбрать наиболее интересный для него. Для регулирования громкости и других параметров возможен вызов полупрозрачного меню, появляющегося прямо поверх картинки. Удобной функцией является «картинка в картинке», позволяющая на время рекламы просматривать другие каналы, при этом не уходя с основного. А SPB Radio позволяет прослушивать любые радиостанции, передающие своё вещание в Интернет. Уже сейчас пользователям приложения доступны более 1 тыс. радиостанций со всех уголков земного шара.

На данный момент на рынке присутствует около 20 продуктов SPB Software, ключевыми из которых являются Spb Mobile Shell, Spb TV и новое направление – мобильное радио SPB Radio. В десятке самых покупаемых приложений на сайте Handango постоянно присутствуют сразу несколько продуктов разработчика (на данный момент – четыре). Компания, прежде всего, делает акцент на удобство разрабатываемых программ для пользователя. «Важно не то, есть в телефоне радио, телевидение или другие приложения, а то, как они работают. Раньше подобные сервисы были реализованы абы как с точки зрения удобства интерфейса. Мы же умеем делать интерфейсы для телефонов, наверное, лучше всех в мире. Для людей важно удобство, простота, быстрое действие, поэтому целая команда экспертов по юзабилити изучают потребности наших пользователей. Через полгода после появления iPhone была опубликована статистика по использованию Интернета на различных аппаратах. Оказалось, что 4 млн айфонов имеют трафик, превышающий трафик 100 млн других коммуникаторов и смартфонов, вместе взятых. Сейчас, конечно, все подтянулись примерно к одному уровню, но эта статистика говорит прежде всего о том, насколько сильно грамотно разработанный интерфейс влияет на использование тех или иных функций и сервисов в телефонном аппарате», – прокомментировал главный операционный директор SPB Software Василий Филиппов.

Ежегодно для выявления потребностей потребителей компания проводит опрос пользователей (в основном это обладатели Windows Mobile) – респондентов из разных стран, мотивируя их различными способами, например розыгрышем призов. Так, интересной тенденцией является различие целей использования смартфонов в разных государствах. Прежде всего, это звонки, а вот на втором месте у жителей Европы стоит органайзер, в то время как наши соотечественники предпочитают использовать телефонные аппараты для чтения электронных книг.

Конечными клиентами компании являются жители всего мира, поэтому приложения SPB Software не имеют конкретной аудитории, а процент продаж в России составляет около 5 %, что, впрочем, немало. Количество покупаемых телефонов в России не отличается от показателей в среднем по миру. Существует точка зрения, что в нашей стране мобильное ПО в основном нелицензионное, что, по данным SPB Software, абсолютно неверно, так как цифры, обозначающие соотношение количества проданных телефонов и количество загруженных лицензионных версий приложений, также не отличаются от среднего значения в других странах.

Среди планов компании на ближайшее будущее: разработка существующих на Windows Mobile приложений для других платформ и их продвижение, дальнейшее развитие приложения Spb TV, работа с конкретными мобильными операторами. Также важным стратегическим направлением является Spb Mobile Shell, который постоянно дорабатывается.

Что касается конкурентов, то, напомним, что не так давно на рынок вышел с собственным мобильным видеоплеером и телевидением новый молодой игрок Tv To Go, самостоятельно формирующий каналы с видеороликами определённого формата (подробнее – см. материал рубрики «Мобильное ТВ» от 23 июля 2009 г.).

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг, ПО, Outsourcing

Ключевые слова: разработка программного обеспечения, Windows Mobile