«1С» посчитала ИТ-рынок и свой бизнес в 2009 году

Фирма «1С» в Москве 17 декабря 2009 года провела традиционный ежегодный «День Бухгалтерии», в рамках которого, опять же по традиции, объявила журналистам предварительные итоги своей работы в текущем году.

Пока независимые аналитические агентства не подготовили собственные оценки состояния ИТ-рынка в 2009 году, поэтому директор «1С» Борис Нуралиев огласил собственные, внутренние оценки. По его словам, кризис очень заметно отразился именно на сегменте информационных технологий, который в долларовом эквиваленте снизился на 32 %. Больше всего «просел» сектор программного обеспечения. По оценкам «1С», объем рынка ПО в России составил $1,9 млрд. Для сравнения – в 2008 году он дорос до 3,3 млрд. Снижение отмечается по всем направлениям. Особенно пострадало ПО делового назначения, объем продаж которого снизился чуть ли не вдвое – на 45 %. Примерно на столько же упал объем рынка ПО общего назначения, а вот игры пострадали существенно меньше – всего на 30 %.

Что касается финансовых результатов самой «1С», то в абсолютном денежном выражении руководство компании их не афиширует. В то же время Борис Нуралиев отметил, что ситуация в ней была заметно лучше, чем по рынку в целом. Продажи упали лишь на 35 % (в долларовом эквиваленте). Уже с сентября наметилась явная тенденция к улучшению ситуации, а продажи этого ноября превысили показатели ноября 2008 года. «На улучшение ситуации повлияла наша ориентация на массовые сектора рынка. Она дает большую уверенность, чем сосредоточенность на крупном клиенте, который в любой момент может внезапно отказаться от проекта, урезать бюджет и т. д. Вместе с тем мы убедились в важности циклического обслуживания клиентов на основе постоянных договоров и сейчас прорабатываем это направление», – подчеркнул Борис Нуралиев.

Как и в целом по рынку, менее всего пострадало игровое направление бизнеса «1С». И то обусловлено оно было не столько падением спроса, сколько проблемами розничных сетей, многие из которых не могли вовремя расплатиться с товарными кредитами, а поэтому не получали новых. «У нашей компании тоже есть своя розничная сеть, – говорит Борис Нуралиев, – и в отличие от остальных она неплохо пережила кризис, поскольку не ориентируется на кредиты, как это делают остальные. Да, мы не увеличили количество магазинов, но и не уменьшили их, просто перенеся некоторые в «хорошие», более прибыльные места».

 

Борис Нуралиев полагает, что лучше ориентироваться на массовый рынок, чем на одного богатого клиента
Борис Нуралиев полагает, что лучше ориентироваться
на массовый рынок, чем на одного богатого клиента


Глава «1С» напомнил журналистам и о таком событии, как объединение игрового и мультимедийного направления «1С» с компанией «СофтКлаб». «Мы были лидерами в области игр для ПК, «СофтКлаб» – в области игр для консолей. Объединение позволило нам усилить позиции по обоим направлениям», – констатировал Борис Нуралиев. В результате совокупные продажи игр и мультимедиа «1С-СофтКлаб» в долларовом выражении снизились всего на 19 %.

Известно, что одной из основных проблем в экономике игровой индустрии является существенное затягивание сроков разработки проектов. В кризисных условиях, когда угроза закрытия проектов стала реальной, менеджменту объединенной компании «1С-СофтКлаб» удалось переломить ситуацию. Например, давно ожидаемый отечественными игроками «Дальнобойщики-3» был выпущен строго в объявленный в феврале срок – 27 ноября.

Много изменений произошло в дистрибьюторском направлении бизнеса «1С». Прежде всего, дистрибуцию западных и российских продуктов объединили в одном подразделении. Что касается продаж российских программных продуктов через «1С», то в этом направлении за прошедшие 11 месяцев 2009 года даже был зафиксирован 25-процентный рост в рублевом эквиваленте по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В определенной степени этому способствовала переориентация заказчиков на менее дорогие отечественные продукты. Лучше всего, по словам Бориса Нуралиева «чувствует себя» антивирусный сегмент. В долларовом эквиваленте он снизился на 9 %, зато в рублевом вырос на 16 %. Борис Нуралиев объясняет это устойчивым интересом к средствам компьютерной защиты, а также необходимостью постоянно докупать новые версии и обновления.

Особый интерес заслуживает новый проект «1С» – создание брендованной сети распространения ПО «1Coфт». Партнеры (сегодня это 251 компания в 10 регионах), принимающие участие в этом проекте, продают не только продукты «1С», но и других вендоров, с которыми у фирмы заключены дистрибьюторские соглашения. При этом с ее стороны они получают масштабную маркетинговую поддержку. В частности, запущен специальный сайт, зайдя на который потенциальные заказчики могут увидеть, у кого из партнеров «1С» в их регионе они смогут приобрести программные продукты, например, ABBYY или Microsoft. «Нам хотелось бы, чтобы и за другим софтом клиенты обращались именно к нашим партнерам, поэтому из сообщества наших партнеров выделяем подмножество, готовое серьезно торговать софтом. Хотелось бы напомнить, что на заре «1С:Франчайзинга» наши партнеры сдавали экзамены по «Нортону», «Лексикону» и другим продуктам, тогда же примерно начиналось движение «1С:Мультимедиа»», – комментирует Борис Нуралиев.

Что касается продуктов на базе платформы «1С: Предприятие», то в последние месяцы текущего года наблюдался существенный взлет их продаж. Ноябрь и первая половина декабря 2009 года принесли «1С» и ее партнерам денег больше, чем аналогичный период прошлого года, в который, как известно, и происходило бурное развитие финансового кризиса. Впрочем, какой будет ситуация в 2010 году, Борис Нуралиев не стал предсказывать, отметив только, что хорошим результатом будет считать сохранение уровня продаж в январе и феврале на уровне сентября 2009 года. Если же говорить в целом об итогах уходящего года, то, конечно, налицо снижение, 18,2 % в рублях, а в долларах – 39,5 %. В значительной мере это связано с падением продаж старой версии 7.7. По «1С:Предприятию 8» ситуация заметно лучше – в долларах снижение на 20,9 %, в рублях – рост на 5,8 %. В качестве основных причин такой ситуации директор «1С» назвал снижение курса доллара при рублевых ценах, а также переход клиентов к более дешевым продуктам. «Тем не менее нельзя сказать, что мы теряем клиентов. По мере выздоровления экономики они расширяют закупки лицензий и объемы внедрения», – констатировал Борис Нуралиев.

Одним из факторов, позволивших партнерам «1С» более-менее благополучно выжить в кризис, является, по словам Бориса Нуралиева, так называемая Технология быстрого результата (ТБР) – методика быстрого внедрения. Ее особенность состоит в том, что внедрение продукта осуществляется ускоренными темпами, а заказчику не приходится ждать долгие месяцы, пока он получит идеально работающее решение. От подрядчика в этом случае требуется создать прототип системы и показать его клиенту. Техническое задание в этом случае не согласовывается, однако заказчик должен максимально четко, полно и грамотно указать цели и задачи проекта.

Флагманский продукт «1С» – система класса ERP «1С: Управление производственным предприятием» (УПП) в уходящем году продавалась практически не хуже, чем в 2008-м. Правда, как заметил Борис Нуралиев, в разных отраслях ситуация порой очень существенно отличалась. Отрицательно на продажи УПП повлиял такой фактор, как остановка инвестиционных проектов на многих предприятиях, а положительно – переход заказчиков от дорогостоящих ERP-систем западного производства к УПП. Очень существенно выросли (на 200 %) продажи отраслевых решений для сельскохозяйственных предприятий, а больше всего упали (на 88 %) – аналогичные продукты для производителей стройматериалов.

Вместе с тем очень заметен положительный спрос на относительно новый продукт «1С: Консолидация» (рост 34 %), который предназначен для тех случаев, когда внедрять УПП просто некогда, однако на предприятии необходимо навести порядок в максимально сжатые сроки.

И наконец, последняя новость – в ноябре фирма «1С» разработала продукт для комплексной автоматизации совсем небольших фирм. Он так и называется «1С: Управление небольшой фирмой 8». Данная система рассчитана на 1-10 рабочих мест. Борис Нуралиев очень надеется на положительные отзывы первых клиентов, внедривших новинку у себя.

Рубрики: Маркетинг, ПО

Ключевые слова: