Проблемы интеграции образования науки и бизнеса. Были затронуты по случаю 79-летия СПбГУТ

На этой неделе Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени профессора М.А. Бонч-Бруевича (СПбГУТ) отмечал 79 лет со дня своего основания. В связи с этой датой было организовано всероссийское совещание «Интеграция образования, науки и бизнеса – важнейший фактор инновационного развития отрасли связи, информационных технологий и массовых коммуникаций». В заседании, которое прошло в этот день, принимали участие представители правительства (в частности, министр связи и массовых коммуникаций России Игорь Щёголев), а также ряд руководителей государственных структур федерального уровня, преподаватели и проректоры университетов и представители бизнес-структур.
Мероприятие состоялось 13 октября 2009 года. Во время официального открытия с приветственными словами выступили министр связи и массовых коммуникаций России Игорь Щёголев и ректор СПбГУТ Александр Гоголь. Также была зачитана приветственная речь губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко. Затем прошло пленарное заседание, на котором обсуждались такие темы, как подготовка молодых кадров, нехватка квалифицированных специалистов в той или иной сфере деятельности, трудоустройство выпускников технических специальностей и др. Так, руководитель Роскомнадзора Сергей Ситников в своём выступлении на тему: «Надзор в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: проблемы подготовки и переподготовки кадров» предлагал наряду с обучением по специальности проводить также обучение основам юриспруденции и журналистики. Эти навыки необходимы для работы во многих структурах. Г-н Ситников заявил, что необходимо ввести в учебных заведениях факультативы специальной направленности – для облегчения момента адаптации у выпускника при принятии его на работу.

А руководитель Россвязи Валерий Бугаенко выступил с докладом на тему: «Подготовка высококвалифицированных специалистов в области информационных технологий и массовых коммуникаций через интеграцию образования, науки и бизнеса». По словам выступающего, данная тема отнюдь не является новой – дискуссии по ней возникают постоянно, кроме того, она регулярно поднимается внутри самих учебных заведений. «На данный момент существует необходимость поиска системных решений в масштабе всей отрасли. Интеграция образования, науки и бизнеса – фактор инновационного развития общества», – объяснял г-н Бугаенко. Также руководитель Россвязи рассказал об основных задачах, решаемых его предприятием сегодня, в интересах интеграции и инновационного развития отрасли. Это, в первую очередь, реструктуризация отраслевой науки и её системы управления (в рамках решения этой задачи сейчас создаётся два отраслевых научных центра), кроме того, приобретение новых технологий и создание на базе подведомственных предприятий отечественных инновационных производств (создание производства полезной нагрузки для КА связи). Кроме того, в список основных задач Россвязи выступающий включил создание системы научного и технологического прогнозирования, а также расширение механизмов содействия отечественным предпринимателям по продвижению и коммерческому внедрению производимого ими высокотехнологичного оборудования.

Затем со своим докладом выступил ректор СибГУТИ Сергей Ситников, осветив опыт работы своего университета в сфере взаимодействия с предприятиями отрасли по подготовке, переподготовке и повышения квалификации кадров. Прежде всего, он отметил установившуюся в их учебном заведении традицию совмещения практик со студенческими строительными отрядами – таким образом, студенты проходят практику на вполне конкретных предприятиях, куда лучших из них могут потом взять на работу. Кроме того, СибГУТИ, по словам выступающего, активно взаимодействует с предприятиями малого и среднего бизнеса, а также практикуется работа студентов в научно-исследовательском комплексе университета. В число ближайших перспектив СибГУТИ г-н Ситников включил ввод нового лабораторного комплекса в 2010 году (площадью 14 тыс. км²) и межвузовский центр элитной подготовки специалистов. Также выступающий отметил, что институт занимается дистанционным обучением на протяжении уже более чем десяти лет, при этом полномасштабное обучение такого плана даёт учащимся доступ к электронной библиотеке, виртуальные лаборатории с удалённым доступом, а также интерактивное общение с преподавателями и мониторинг самих учеников. «За тринадцать лет существования учебного центра в нём обучились более 20 тыс. специалистов отрасли связи европейской части РФ», – отметил Сергей Ситников.

Представитель МТС-Россия Наталья Стрелкова рассказала об основных проблемах, возникающих при приёме новых кадров: «Основная проблема МТС при приёме выпускников – это адаптация. Выпускники не готовы работать прямо сейчас под задачи компании, приходится тратить существенное время на их обучение. Необходимо организовать работу со студентами – чтобы они приходили уже нацеленными на работу именно в нашей организации», – предложила г-жа Стрелкова. Также выступающая рассказала о проводимых в компании официальных мероприятиях и деловых играх – именно они позволяют отобрать лучших и предложить им дальнейшую работу в МТС.

На «катастрофическую» нехватку молодых кадров пожаловался заместитель исполнительного директора ФГУП «РТРС» по филиалу «Саратовский ОРТПЦ», директор учебного центра «РТРС» Михаил Светлов. По его словам, среди руководителей структуры «РТРС» у специалистов средний возраст по стране – 58 лет. «Для цифрового вещания отсутствие молодых кадров – это практически трагедия. Посмотрите на цифры: людей, окончивших университет до 90-го года, 71%. Конечно, можно делать ставку на уже имеющихся сотрудников, постоянно их переучивая. Однако полностью переучить всё равно не получится – разве что, только каким-то практическим вещам. Из всех наших сотрудников только единицы умеют работать на новом цифровом оборудовании, закупленном организацией. Также, к сожалению, отсутствуют преподаватели достаточно высокого уровня, и нет достойных учебников», – говорил в своём выступлении г-н Светлов.

Ещё один представитель ФГУП «РТРС», заместитель директора Учебного центра по научно-технической работе, Алексей Львов, обратил внимание участников конференции на то, что на данный момент преподаватели практически совсем перестали заниматься научной деятельностью – а значит, процесс образования становится неэффективным. «Образование – весьма консервативный процесс, изменения здесь происходят очень медленно. Поэтому оно сильно отстаёт от развития современных отраслей – таких, как теле- или радиовещание. Однако, несмотря на то, что нашему вузу материально тяжело приобретать современное оборудование, необходимое для полноценного учебного процесса, руководство РТРС поставило в учебный центр современное радиопередающее оборудование и современный анализатор телевизионных сигналов. Благодаря этому наши студенты получили возможность обучаться на необходимом оборудовании», – рассказал также г-н Львов.

Напоминаем также, что накануне своего 79-летия СПбГУТ создал Научно-исследовательский инновационный центр телекоммуникаций, который станет основой для построения технопарка третьего поколения. Открытие Центра состоялось 1 октября 2009 года в рамках «Российской инновационной недели» (подробнее об этом событии – см. новость раздела Маркетинг от 2 октября 2009 года http://spbit.ru/news/n64050/). Информацию об этом центре осветил в своём докладе студент пятого курса СПбГУТ Дмитрий Горбунов. «Инновационный центр позволяет дополнить образовательный процесс собственными практическими исследованиями. Это уникальная система, уникальное явление. Главная проблема всех новаторских идей – это отсутствие стартовой базы для их реализации, а инновационный центр является своеобразным проводником в жизнь для молодых учёных. Здесь доступно огромное множество новых проектов, открыто широчайшее поле для инновационной деятельности», – рассказал Дмитрий Горбунов, лично принимавший участие в становлении данного центра.

Кроме того, от проректора по инновационной деятельности в Научной и образовательной сфере СПбГУТ Алексея Грудинина последовала краткая презентация Инновационного центра на 12-й линии Васильевского острова. В числе основных целей и задач данного проекта г-н Грудинин назвал внедрение научных результатов в промышленность и бизнес, а также создание новых перспективных рабочих мест для специалистов и выпускников центра. Рассказывая об отличительных особенностях центра, выступающий отметил специализированный телекоммуникационный кластер, взаимодополняющие лаборатории, мощную лабораторную базу, а также коллективные средства разработки. Кроме того, Алексей Грудинин рассказал о необходимости преодоления зависимости от зарубежных производителей, о стремлении к импортозамещению. «Будет разрабатываться широкая линейка отечественного телекоммуникационного оборудования на базе модульной телекоммуникационной платформы», – проинформировал г-н Грудинин.

Центр призван обеспечить интеграцию науки, образования и бизнеса, а также создать отечественный сектор производителей телекоммуникационного оборудования и решений в области цифровых медиа. СПбГУТ рассчитывает, что уже в первом квартале 2010 года Инновационный центр выйдет на полную рабочую мощность.

«Порадовала принципиальность и актуальность поставленных вопросов. Также хорошо, что, несмотря на тяжёлые нынешние условия, коллеги смогли собраться и обсудить все насущные темы – ведь приехали почти все, кто был заявлен. Нас, конечно, в первую очередь, касался доклад представителя Россвязи Валерия Бугаенко – мы очень тесно связаны с этой организацией. Но и другие доклады оказались весьма интересными и познавательными, они дали много полезной информации, позволили увидеть много неизвестных ранее проблем и задач», – прокомментировал мероприятие в целом заместитель генерального директора по научной деятельности ФГУП «ЦНИИС» Алексей Васильев.

Рубрики: Кадры

Ключевые слова: университет телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича