X5 тиражирует SAP

Розничная компания X5 Retail Group N.V. подвела итоги проекта создания информационной системы управления на базе SAP for Retail. Партнёром в данном проекте выступила ИТ-консалтинговая компания GMCS. Сегодня данное решение работает в пилотном филиале, в качестве которого был выбран Нижний Новгород, и в настоящий момент внедряется во всей розничной сети. Общее количество пользователей системы на сегодня составляет 450 человек.

Компания X5 Retail Group N.V. работает в нескольких форматах – дискаунтер, супермаркет, гипермаркет, которые представлены соответственно брендами «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель». Как рассказал заместитель главного исполнительного директора по поддержке бизнеса X5 Retail Group Теймур Штернлиб, существующие ИТ-системы для обеспечения автоматизации бизнеса сетей, входящих в сеть X5 Retail Group, не были способны справиться с масштабами и задачами объединенной компании. В связи с этим группа приняла решение вывести управление сетью на качественно новый уровень автоматизации и обеспечить соответствующую ИТ-поддержку высоких темпов роста компании. Особенность предстоящего проекта заключалась в автоматизации управления функциями, которые ранее выполнялись практически вручную и требовали значительных временных и трудозатрат со стороны сотрудников X5 Retail Group. В единой системе необходимо было автоматизировать такие процессы, как ценообразование, управление ассортиментом, товародвижением, финансами, заказом товара.


Проанализировав существующие решения по управлению предприятиями ретейла, X5 Retail Group отдала предпочтение системе SAP for Retail. Такие характеристики системы, как гибкая архитектура и масштабирование, а также широкие функциональные возможности, поставили точку в процессе выбора, начатом в 2007 году. Особое внимание было уделено выбору партнёра, и X5 Retail Group два раза играла тендер. В первом конкурсе победила компания «Сайбер Новасофт», однако, как прокомментировал Теймур Штернлиб, X5 Retail Group не сработалась с этой командой. Вторым и окончательным партнёром стала компания GMCS, и в марте 2008 года стартовал проект по внедрению системы.


С целью минимизации рисков команда специалистов GMCS и X5 Retail Group разработала стратегию по запуску системы, в соответствии с которой работа над проектом была разделена на этапы. В частности, данная стратегия предполагала постепенный отказ X5 Retail Group от части ранее используемых систем (NQ HQ (Concentrator), Axapta CO, Axapta CSM (СУС)). Что касается дат, то с апреля по сентябрь 2008 года велось концептуальное проектирование. Собственно реализация проекта длилась до июля 2009 года. Нагрузочное тестирование и подготовка к продуктивной эксплуатации велась до августа 2009 года, а в сентябре проект по внедрению новой системы был завершён. Таким образом, продолжительность основных работ по проекту составила 18 месяцев. Общее количество пользователей системы составило 450 человек. По бюджету проекта приводилась сумма в $35 млн (см. новость раздела SAP от 21 марта 2008 г.). Точная сумма, потраченная на данный момент, не сообщается, однако Теймур Штернлиб прокомментировал, что удалось уложиться в данные рамки.


Пилотным филиалом для реализации проекта был выбран Волго-Вятский филиал. Уже с июня 2009 года, с момента начала опытно-промышленной эксплуатации новой системы в Нижнем Новгороде, X5 Retail Group реализовала централизованное управление ключевыми бизнес-процессами 64 своих магазинов в этом регионе. Первыми заработали функции централизованного автозаказа, была обеспечена возможность получения руководством компании необходимой управленческой отчетности о работе филиала. Сегодня в системе отражаются товародвижения всех магазинов Нижнего Новгорода – приходы, списания, производство, инвентаризация, продажи. Так, Теймур Штернлиб отметил, что в результате внедрения SAP for Retail повысилась прозрачность компании и на порядок увеличилась производительность операций основных процессов розничной торговли. Ещё одним результатом проекта стало управление ценообразованием: расчет цен осуществляется в SAP for Retail автоматически, исходя из ценовых предложений других игроков рынка. Новая система поддерживает единые принципы управления ассортиментом магазинов, благодаря чему розничная сеть может проводить более четкую ассортиментную политику, оптимизировать закупки, корректировать закупочные и розничные цены, а при открытии новых магазинов – в минимальные сроки формировать их ассортимент и цены. Единой логике подчинено и управление промоакциями.


Для удобства работы специалистов финансовой дирекции розничной  сети GMCS автоматизировала в системе процессы взаиморасчетов с контрагентами, учет товародвижения и другие бухгалтерские операции. Посредством модуля бизнес-аналитики обеспечено получение руководством компании сводной оперативной корпоративной отчетности, в том числе специализированных отчетов для подразделений в необходимых аналитических разрезах.


В целом объём  проекта включает работу по таким  направлениям, как логистика, аналитика, финансы и интеграция. Директор департамента решений SAP компании GMCS Андрей Сапожков отметил такую особенность проекта, что практически все работы велись на базе стандартных решений SAP и даже были прецеденты, когда бизнес-процессы адаптировались под стандартные решения.


Сегодня компании Х5 Retail Group и GMCS продолжают сотрудничество по следующему этапу проекта, предполагающему запуск системы в остальных филиалах розничной сети до конца 2010 года. В апреле текущего года планируется формирование сводной управленческой отчётности на базе системы SAP BI и прекращение эксплуатации текущей системы отчётности. В дальнейшем также ожидается внедрение функциональностей планирования ассортимента и прогнозирования в рамках стратегических планов развития проекта. Что касается франчайзинговых магазинов Х5 Retail Group, то, как прокомментировал Теймур Штернлиб, компания на данный момент сфокусирована на собственной рознице, и о возможном внедрении SAP во франчайзи будет сообщено позднее. Также на будущее намечена интеграция в ретейл нового направления бизнеса Х5 Retail Group – интернет-торговли. На время тиражирования текущего проекта данные вопросы отложены.


Руководитель центра отраслевой экспертизы SAP СНГ Сергей Белинский отметил, что проект в X5 Retail Group, реализуемый GMCS, отмечен наградой компании SAP «За самый качественный проект по внедрению SAP for Retail в СНГ», а также номинирован на международную награду SAP Quality Award 2010. Также представителями GMCS было отмечено, что для реализации проекта X5 Retail Group помог опыт внедрения SAP for Retail в компании «Техносила» (см. новость раздела SAP от 12 декабря 2007 г.).


Подробности


X5 Retail Group N.V. – крупнейшая в России по объемам продаж розничная компания. Работает под брендами «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель». 18 мая 2006 года произошло слияние компаний «Пятерочка» и «Перекресток» с целью создания ведущей компании на рынке продуктовой розничной торговли России. 26 июня 2008 года X5 завершила сделку по приобретению сети гипермаркетов «Карусель». На 31 декабря 2009 года под управлением компании находилось 1372 магазина, расположенных в Москве, Санкт-Петербурге и еще 43 городах европейской части России, на Урале и на Украине. Мультиформатная сеть компании включает в себя 1039 магазинов «Пятерочка» формата «мягкий дискаунтер», 275 супермаркетов «Перекресток» и 58 гипермаркетов «Карусель». На 31 декабря 2009 года число франчайзинговых магазинов на территории России составляло 620. Чистая выручка X5 Retail Group N.V. за девять месяцев 2009 года достигла $6081 млн, показатель EBITDA составил $509 млн, чистая прибыль составила $121 млн. Акционерами X5 являются «Альфа-групп» – 47,9 %, основатели «Пятерочки» – 23,1 %, менеджмент компании – 1,9 %, казначейские ГДР (Treasury Stock) – 0,1 %; в свободном обращении находятся 27 % акций в форме ГДР (тикер на Лондонской фондовой бирже: FIVE).


Компания SAP является поставщиком программных решений для управления бизнесом и предлагает решения и услуги, которые позволяют предприятиям любого масштаба, работающим более чем в 25 отраслях, повысить эффективность бизнеса. Компания имеет более 95 тыс. клиентов более чем в 120 странах. В 1992 году был открыт офис SAP AG в Москве. Также за прошедшие 18 лет открылись представительства SAP в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Алматы, Минске и Киеве, а численность сотрудников превысила 700 человек.


GMCS – консалтинговая компания в сфере ИТ, выполняющая комплексные проекты, направленные на повышение эффективности бизнеса. GMCS является партнером таких поставщиков программных продуктов, как IBM Cognos Planning, IBM Cognos 8 BI, Infor ERP LN, Microsoft Dynamics AX, Microsoft Dynamics CRM, Microsoft Office Solution Accelerator for Sarbanes-Oxley, Microsoft Sharepoint, Oracle E-Business Suite, PlanDesigner, SAP Business Suite, «БОСС-Кадровик». GMCS основана в 1997 году, с 2005 года GMCS входит в группу компаний «КомпьюЛинк». Головной офис компании GMCS расположен в Москве, региональные филиалы – в Санкт-Петербурге и Киеве.

Автор: Светлана Черемисина.

Тематики: Интеграция, ПО

Ключевые слова: SAP, GMCS