Мобильное ТВ пришло в Петербург

Вчера, 20 декабря, "МегаФон Северо-Запад" запустил на территории всего региона в коммерческую эксплуатацию услугу "Мобильное телевидение", позволяющую транслировать и принимать телепрограммы на экраны мобильных телефонов. Коммерческий старт этого сервиса, который был анонсирован оператором примерно год назад, стал одним из шагов по продвижению спектра дополнительных услуг на базе технологий GPRS и EDGE. Аналогичный сервис уже действует более полутора лет в сети "МегаФон-Москва", однако там он до сих пор остался нишевым предложением.

Услугу «Мобильное телевидение» «МегаФон Северо-Запад» анонсировал еще на выставке «Норвеком-2005» (см. выпуск новостей от 25 февраля 2005 г.). В рамках коммерческой эксплуатации сервиса «Мобильное телевидение» с 20 декабря 2005 года телевизионные программы, выпуски последних новостей, кинофильмы и музыкальные клипы доступны в прямом эфире на экране мобильных телефонов абонентов сети «МегаФон Северо-Запад». Воспользовавшись услугой «Мобильное телевидение», уже сегодня абоненты могут получить доступ к телевизионным каналам «РБК-ТВ», «ТДК» («Телевизионный Дамский Клуб»), «Муз-ТВ», «5 канал». Число каналов и телепередач, доступных для просмотра, в дальнейшем будет увеличиваться.

Для использования услуги «Мобильное телевидение» необходимо, чтобы телефон поддерживал режим потокового видео с помощью технологии 3GP или проигрывателя RealPlayer. Кроме того, следует произвести настройку телефона для воспроизведения потокового видео через точку доступа internet.nw и проверить, настроена ли услуга «WAP-доступ». Для получения доступа к услуге необходимо зайти на WAP-портал wap.megafonpro.ru в раздел «Видео» и выбрать закладку «Мобильное телевидение».
Тарификация услуги «Мобильное телевидение» при условии использования технологии GPRS (EDGE) через точку доступа internet.nw осуществляется в соответствии с тарифами на услугу «Мобильный Интернет (GPRS)», согласно тарифному плану абонента. Услугой «Мобильное телевидение» также можно воспользоваться в одной из 12 зон доступа сети Wi-Fi «МегаФон Северо-Запад». При этом необходимо иметь портативный компьютер (ноутбук или КПК), поддерживающий технологию Wi-Fi, и заказать квоту интернет-трафика в рамках услуги «Мобильный Интернет (Wi-Fi)».

Отметим, что еще в феврале специалисты отмечали, что для корректной работы данного сервиса необходима высокая пропускная способность каналов передачи данных – тогда речь шла о запуске технологии EDGE (enchanced data rates for global evolution – технология пакетной передачи данных, позволяющая достигать скорости до 100 кбит/с и более, что в несколько раз выше, чем при пользовании GPRS). Сейчас в сети «МегаФон Северо-Запад» функционирует EDGE, но лишь в Петербурге и Ленобласти, где эту технологию поддерживают более 400 базовых станций. При этом, например, в сети петербургского «Билайн» также действует EDGE, но лишь в тестовой эксплуатации, и у этого оператора технологию поддерживают также примерно 400 базовых станций (из 900). Что касается других регионов Северо-Запада, то в них услуга «Мобильное телевидение» пока будет предоставляться по каналам GPRS. Все эксперты в один голос утверждают, что возможностей GPRS для полноценного оказания услуги будет недостаточно и просмотр программ сведется к набору слайдов на дисплее мобильника. Таким образом, очевидно, что запуск услуги во всем Северо-Западном регионе – это, скорее всего, имиджевый шаг, так как реально востребована (и корректно предоставлена) услуга может быть лишь в Петербурге и Ленобласти.

Тем не менее, те же специалисты отмечают, что недооценивать ввод нового сервиса не стоит: современные технологии передачи данных и услуги на их базе давно стали популярны и приносят достаточно высокие доходы операторам. Здесь уместно вспомнить недавний запуск японского сервиса i-mode оператором «Мобильные ТелеСистемы», который был анонсирован на последней выставке «СвязьЭкспоКомм» (см. выпуск новостей от 12 мая 2005 г.), а состоялся в Москве и Петербурге 15 сентября (см. выпуск новостей от 8 сентября 2005 г.). Уже в первый месяц работы сервиса в Петербурге было продано более 3 тыс. телефонов с поддержкой i-mode, но не стоит забывать, что оператор проводит активную рекламную кампанию и маркетинговые акции в поддержку этого сервиса практически в режиме нон-стоп. Затем третий оператор «большой тройки», «Билайн», вывел на рынок продукт "Интуиция", ключевыми особенностями которого являются включенный в стоимость контракта мобильный телефон, оснащенный кнопкой быстрого выхода в Интернет через специальный портал, и ориентация на женскую аудиторию (cм. выпуск новостей от 2 декабря 2005 г.). Очевидно, что операторы уделяют все большее внимание сервисам на базе передачи данных, причем значительно более разнообразным, чем 1 - 2 года назад. По мнению экспертов, это связано как с падением доходности абонентов, так и с ростом покупательной способности россиян.

Напомним, что сервис «Мобильное телевидение» уже действует более полутора лет в сети «МегаФон-Москва». Здесь первая презентация услуги состоялась в мае 2004 года на выставке «СвязьЭкспоКомм». С лета 2004-го было проведено тестирование, а осенью того же года оператор ввел услугу в тестовую эксплуатацию для всех желающих. Тогда было доступно всего 2 - 3 модели телефонов с поддержкой этого сервиса. Теперь, по словам советника генерального директора ЗАО "Соник Дуо" (торговая марка «МегаФон-Москва») Романа Проколова, ассортимент насчитывает более 20 аппаратов, только официально представленных на сайте оператора. «Соответственно, переломный момент наступил в этом году, когда эти телефоны вошли в среднюю ценовую категорию», - отметил он. «С момента внедрения EDGE в январе 2005 года качество сервиса улучшилось - cегодня более 400 базовых станций поддерживают EDGE, они расположены там, где услуги мобильного Интернета наиболее востребованы. Например, одним из самых крупных потребителей мобильного Интернета является московский госуниверситет. Аудитория пользователей «Мобильным телевидением» за последний год выросла в несколько раз», - комментирует г-н Проколов.

Сейчас московский оператор предоставляет трансляцию 7 телеканалов, а также ведутся переговоры с поставщиками контента. «Контент для мобильного ТВ надо тщательно выбирать: с помощью этого сервиса трудно смотреть футбольные матчи, больше подходят клипы, новости, передачи о путешествиях, моде, реалити-шоу и сериалы. Например, в течение летнего сезона по «Мобильному телевидению» транслировалось шоу «Большой брат», причем можно было видеть то, что не показывали по обычному ТВ», - добавил Роман Проколов. По его оценкам, количество пользователей услуги в столице составляет десятки тысяч человек. «Но услуга все еще больше имиджевая, ориентированная прежде всего на модную молодежь, на сотрудников компаний, которые часто пользуются мобильным Интернетом, среди абонентов есть журналисты, студенты, музыканты, дизайнеры (для просмотра доступен канал "Стайл ТВ" о моде)», - уточняет г-н Проколов. Стоимость сервиса в Москве - $23 с учетом налогов в месяц, - это подписка на безлимитный просмотр вне зависимости от количества каналов.

В ближайшее время оператор, помимо онлайн-трансляций, планирует ввести услугу видео-по-требованию. Некоторые передачи, в частности новостные, уже сейчас можно получить по запросу из архива на РБК. Кроме того, в программе планируются передачи развлекательного характера. Особняком, по мнению Романа Проколова, здесь стоит мобильная эротика - она достаточно востребована в европейских странах, и если сервис появится в Москве – то за дополнительную плату по отдельной подписке, при этом будет обозначен уровень доступа, как в Европе. «Кстати, последние исследования рынка показывают, что пик популярности эротических программ прошел. Больше всего абоненты смотрят по мобильному телевидению новости и развлекательные программы», - добавил Роман Проколов.

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг