IPTV за деньги. SkyNet планирует подключить к услуге до 20 % своих абонентов

Рынок услуг платного IPTV в Петербурге пополнился новым игроком – компания SkyNet запустила IP-телевидение в коммерческую эксплуатацию. Просмотр каналов, предоставляемых в нескольких пакетах, осуществляется на телевизоре при помощи STB-приставки стоимостью 5 тыс. рублей. К лету провайдер планирует предоставлять оборудование в аренду, что сделает услугу более доступной. Стоимость оборудования и услуг на сегодняшний день является фактором, сдерживающим развитие рынка IPTV, и аналитики рекомендуют операторам снижать тарифы и предоставлять приставку за абонентскую плату, не превышающую стоимость минимального пакета услуг.
Провайдер SkyNet приступил к тестированию услуги IPTV в 2007 году (см. новость раздела SkyNet  от 10 января 2007 г.). Поначалу пользователям было доступно 16 каналов с просмотром на компьютере. Впоследствии их число увеличилось до 80. Услуга тестировалась и была бесплатной до недавнего времени. 10 мая 2010 года провайдер приступил к коммерческой эксплуатации IPTV. 

Доступные каналы разбиты на несколько пакетов. «Базовый» пакет включает 49 каналов и стоит 149 рублей в месяц. «Расширенный» позволяет смотреть 80 каналов при абонентской плате 299 рублей в месяц. Также к данным пакетам можно докупить два канала тематики «Для взрослых» (в совокупности с «Базовым» пакетом стоимость составит 248 рублей в месяц, с «Расширенным» – 398 рублей в месяц). На днях был запущен канал «НТВ-Плюс Наш Футбол», с учётом которого ежемесячная абонентская плата на «Базовом» пакете составит 448 рублей, на «Расширенном» – 598 рублей. При покупке абонемента на 3, 6 или 12 месяцев предоставляется скидка до 30 %. Например, оплата всех доступных 83 каналов составляет 697 рублей в месяц «по умолчанию», а при единовременной оплате 12 месяцев – 577 рублей в месяц. На «Расширенном» пакете минимальная абонентская плата в месяц составляет 209 рублей. Отметим, что данные цены действительны для абонентов сети SkyNet. При подключении услуги IPTV без Интернета дополнительно оплачивается техническая поддержка абонентской линии в размере 150 рублей в месяц. 

Просмотр каналов осуществляется на телевизоре при помощи приставки D-Link DIB-120 с поддержкой HDTV. Стоимость приставки составляет 5 тыс. рублей. В ближайшем будущем планируется предоставлять приставку в аренду. Как сообщил исполнительный директор SkyNet Андрей Шпедер, существует две схемы предоставления оборудования в аренду: либо абонент платит арендную плату, но оборудование находится в собственности оператора, либо путём ежемесячных выплат приобретает модем себе в собственность. На данный момент схема прорабатывается. Также планируется продвигать услугу и сделать её более доступной и конкурентоспособной. 

Из числа дополнительных услуг до последнего времени наибольшую прибыль SkyNet приносило предоставление антивирусных решений различных вендоров по подписке (см. интервью раздела SkyNet  от 19 мая 2010 г.). Однако услуга IPTV в темпах развития сравнилась с антивирусами в первые же дни коммерческой эксплуатации. При этом рынок IPTV, по оценкам экспертов, находится в зачаточном состоянии. «В наши задачи входит подстёгивать интерес абонентов к этой услуге. Ввод IPTV в коммерческую эксплуатацию означает определённый уровень сервиса, в то время как провайдер, предоставляющий услуги на бесплатной основе, не отвечает за качество», – отмечает Андрей Шпедер. В планах оператора довести число пользователей IPTV до 20 % от общего числа абонентов SkyNet. Однако об этом пока рано говорить, коммерческая эксплуатация началась недавно, и компания обрабатывает первый поток заявок. В ближайшее время оператор рассчитывает на 3-10 % пользователей IPTV от абонентской базы. Напомним, что на конец 2009 года SkyNet обслуживал 75 тыс. абонентов. 

IPTV называют перспективной услугой, и, хотя она на сегодняшний день не приносит значительного дохода, операторы стремятся обязательно запустить её в том или ином виде. В числе крупнейших провайдеров ШПД Санкт-Петербурга услугу IPTV предоставляет компания «Северо-Западный Телеком» под торговой маркой «Авангард-ТВ». По оценке J’son & Partners Consulting, ее абонентская база насчитывает около 15 тыс. абонентов (суммарный показатель по Санкт-Петербургу, Республике Коми, Новгородской области и Калининграду). «Билайн ТВ» насчитывает в городе 6 тыс. абонентов IPTV. Услуги IPTV также предоставляют «Интерзет», «Элтел», «Ниеншанц-Хоум» (бесплатный просмотр на компьютере под торговой маркой «Хоум-ТВ»). В прошлом году к коммерческой эксплуатации IPTV приступил оператор «ВестКолл» (см. новость раздела «ВестКолл»  от 24 апреля 2009 г.). Ряд операторов продолжает тестировать услугу. В частности, компания MNS.ru примерно год назад начала оказывать услуги IPTV на бесплатной основе на период тестовой эксплуатации (см. новость раздела MNS.ru  от 30 марта 2009 г.). Этой весной компания Arbital запустила в тест IPTV: 85 каналов доступны для просмотра на компьютере. В течение 2-3 месяцев компания планирует перевести услугу на коммерческие рельсы и начать продавать STB-приставки. «Услуга действительно популярна, мы даже не ожидали такого ажиотажа. Сейчас IPTV возможно смотреть только на экране компьютера, но и в таком виде услуга весьма популярна», – прокомментировал директор ИТ-департамента компании Arbital Руслан Боташев. Количество пользователей IPTV в данной сети составляет порядка 2-3 % от абонентской базы. На конец 2009 года число абонентов Arbital превышало 8 тыс. (см. новость раздела Arbital  от 23 декабря 2009 г.). 

Аналитики дают разную оценку числу пользователей IPTV в Петербурге, но сходятся в том, что на данный момент данный сегмент рынка находится в начальной стадии развития. Руководитель ИАА TelecomDaily Денис Кусков отмечает, что рынок IP-TV в Санкт-Петербурге развивается слабо. На начало мая во всем городе насчитывается чуть более 25 тыс. абонентов коммерческого IPTV, более 60 % которых принадлежат СЗТ. На начало 2010 года число пользователей составляло 18,5 тыс., и, по мнению аналитика, до конца года это число не превысит 70 тыс. абонентов. «Проблемами IP-TV являются непонимание (т. е. недонесение до абонента информации) абонентом, за что он должен платить дополнительно. Также проблемой является достаточно богатый социальный ТВ пакет в Петербурге, который включает до 45 каналов. Еще надо понимать, что когда данную услугу запускает домашняя сеть, то ее абонент не готов платить деньги за часть услуг, поскольку только что брал их бесплатно из локальной сети, где была масса интересного, но не лицензионного контента, – поясняет Денис Кусков. – Пока не оправдываются надежды операторов, что благодаря IP-TV удастся повысить доходность от абонентов. Думаю, что наиболее перспективными услугами будут не трансляция ТВ-каналов, а видео по запросу, пауза, библиотека фильмов, т. е. интерактивные услуги, которыми можно управлять самому». 

Аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин полагает, «что ситуация на локальном рынке Санкт-Петербурга существенно не отличается от общей картины рынка. Вместе с тем данный сегмент, безусловно, располагает наиболее высоким потенциалом роста и отличается самыми динамичными темпами развития». Согласно расчетам iKS-Consulting, доля сегмента IPTV в структуре рынка неэфирного телевидения оценивается примерно в 2 % по количеству абонентов и примерно в 3 % от общего объема рынка в денежном выражении. В 2009 году на фоне общего роста рынка неэфирного ТВ на 16 % по количеству абонентов и на 18 в денежном выражении количество абонентов IPTV выросло на 46 %, а доходы в этом сегменте увеличились на 75 % (по оценкам iKS-Consulting). 

По подсчётам J'son & Partners Consulting, абонентская база IPTV в Санкт-Петербурге насчитывает около 15 тыс. активных абонентов. Доля игроков IPTV в городе составляет чуть более 2 % от общего числа домохозяйств, пользующихся услугой платного ТВ. По оценкам J&P, объем рынка IPTV по итогам 2009 года в Санкт-Петербурге составил около $1,5 млн. «Компании, развивающие IPTV, делают это в основном с заделом на будущее. Сейчас его доля на рынке платного ТВ мала, чуть более 2,5 %. Однако в будущем, когда у большого количества абонентов появится интерес к дополнительным мультимедийным услугам, которые делают интерактивное ТВ более привлекательным для зрителей, у этих компаний уже будет достаточный опыт, чтобы побороться за клиентов, и больше шансов, чтобы быть успешными в этом сегменте, чем у компаний, которые только начнут работать в этом направлении, – комментирует ведущий консультант J'son & Partners Consulting в сфере медиа и ТВ Лэйла Гиниатулина. – Однако, несмотря на проявляемый операторами широкополосного доступа и платного телевидения интерес к услуге IPTV, на анонсирование запуска тестовых проектов данной услуги, рынок IPTV в России развивается медленными темпами. Тем не менее J'son & Partners Consulting прогнозирует рост российского рынка IP-телевидения как за счет запуска новых IPTV-проектов, так и за счет развития уже существующих проектов, которые в ближайшей перспективе будут привлекать существенное число абонентов за счет роста лояльности к услуге и развития рынка широкополосного доступа». 

Слабое развитие рынка широкополосного доступа в регионах является сдерживающим фактором роста абонентских баз услуги IPTV, что в первую очередь зависит от большей популярности в регионах «низкоскоростных», более дешевых тарифов доступа в Интернет, не позволяющих качественно передать тяжелый видеоконтент, отмечает Лэйла Гиниатулина. Ожидается, что уровень проникновения домашнего широкополосного доступа в крупных городах, например в Москве, продолжит свой стабильный рост. Рост проникновения широкополосного доступа в регионах будет еще более стремительным, что будет способствовать распространению услуги IP-телевидения, особенно в регионах с низко развитой кабельной инфраструктурой. 

J'son & Partners Consulting ожидает, что общее число абонентов IP-телевидения в России достигнет 1 млн домохозяйств к 2013 году. При умеренном сценарии доходы российских операторов от предоставления услуг IP-телевидения в 2013 году составят $70 млн. Ожидается, что российские операторы произведут запуск интерактивных услуг в несколько этапов. На первом этапе пользователям будет предоставляться первичный уровень интерактивности, а на втором будут предоставляться более прогрессивные интерактивные услуги (часть из которых уже предоставляется рядом операторов). По мере увеличения аудитории цифрового телевидения более продвинутые услуги, такие как интерактивная реклама, станут особенно важны для операторов с точки зрения получения дополнительной прибыли. 

J'son & Partners Consulting рекомендует российским операторам предоставлять пользователям более диверсифицированный контент, а также предоставить возможность изменения пакета услуг самим пользователем. Также операторы должны стремиться к снижению тарифов на простые пакеты услуг, а также к предоставлению абонентского оборудования (STB) в аренду за абонентскую плату, не превышающую стоимость минимального пакета услуг оператора.

Рубрики: Фиксированная связь, Интернет, Маркетинг

Ключевые слова: цифровое телевидение, SkyNet, IP TV, IP-телевидение, цифровое ТВ