ФГУП «Почта России» - национальный почтовый оператор, созданный в соответствии с концепцией реструктуризации организаций федеральной почтовой связи, утвержденной распоряжением Правительства РФ в июне 2002 года. «Почта России» объединяет госучреждения почтовой связи, и на начало 2004 года у предприятия было 4 филиала с 20 тыс. сотрудников, на начало 2005 года их количество составляло 81 тыс. и 320 тыс. соответственно. Всего компания располагает 42 тыс. почтовых отделений по России. Ее оборот за 2004 год составил около 28 млрд рублей, а в I полугодии 2005 года прибыль превысила 1 млрд рублей. Основной задачей ФГУП является повышение эффективности почтового бизнеса с последующим акционированием. Поэтому сейчас «Почта России» занимается разработкой и внедрением новых услуг, включая развитие пунктов доступа в Интернет, электронные денежные переводы и т. д. Эти процессы происходят и в Петербурге. Напомним, что в 2005 году Управление федеральной почтовой связи Санкт-Петербурга и Ленинградской области присоединилось к структуре ФГУП «Почта России».
Как отметил Игорь Самылин, одним из наиболее значительных результатов перехода местных почтовиков под крыло общероссийской структуры стало участие в реализации общероссийского проекта КиберПочт@. Напомним, что первые пункты доступа в Интернет под этим брендом оператор начал открывать в своих отделениях еще в 2002 году - эту услуга действует в рамках проекта "Электронная Россия". Цель проекта КиберПочт@ - ликвидация «цифрового неравенства» и предоставление жителям как городов, так и деревень равного доступа к информационным интернет-ресурсам: возможностям дистанционного обучения, дистанционной торговли, базам данных по трудоустройству, различным информационно-справочным системам. Общие итоги развития этого направления у «Почты России» - в минувшем году было создано 10 тыс. пунктов, в этом году планируется открыть еще столько же. В целом программой «Электронная Россия» предусмотрено открытие к 2010 году 40 тыс. таких пунктов.
На территории Петербурга и Ленобласти в почтовых отделениях во второй половине 2005 года были открыты 354 пункта коллективного доступа в Интернет (ПКД). До этого в 2004 - 2005 годах ПКД-пунктов было открыто всего 55. Таким образом, сейчас в каждом втором почтовом отделении региона действует ПКД. Из 409 ПКД 172 пункта работают в области. В большинстве пунктов используются технологии ADSL, реже – коммутируемый доступ или выделенные линии. В 2006 году в отделениях города и области будет открыто еще несколько десятков ПКД. Сейчас, по статистике местного управления, услугой «КиберПочты» в Петербурге и области ежемесячно пользуются 7 - 8,5 тыс. человек. В целом по России в течение трех лет (2003 - 2005 гг.) услугами ПКД воспользовались 8,325 млн человек, из них более 3,5 млн человек - в 2005 году. По словам Игоря Самылина, если в Петербурге услугой пользуются в основном туристы и командированные сотрудники, то в области ПКД часто являются единственно возможными точками доступа в Интернет и для местных жителей.
Еще один реализованный проект в рамках развития новых направлений – «КиберДеньги» - гарантирует перевод средств в течение 72 часов по всей России и за рубеж (Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Киргизия, Украина, Молдавия, Грузия, Азербайджан, Армения, Таджикистан, страны Балтии). Согласно итогам 2005 года УФПС СПб и ЛО было принято и выплачено 7,7 млн электронных денежных переводов на общую сумму 13,85 млрд рублей, что более чем в два раза превышает объемы переведенных в 2004 году средств. В 2005 году количество почтовых переводов «КиберДеньги» в целом по стране выросло в два раза и достигло 148 млн штук, по сравнению с 70 млн за предыдущий год. Всего «Почта России» перевела более 220 млрд рублей. По заявлению представителей этого предприятия, данная услуга является одной из самых важных с точки зрения ее доходности и дальнейшее развитие этого направления является одним из главных приоритетов «Почты России». Чтобы разгрузить от очередей почтовые отделения, которые имеют, как правило, одно-два рабочих места по обработке электронных платежей, УФПС устанавливает на почтово-кассовых терминалах своих отделений новое программное обеспечение WinPost. Сейчас данный программный продукт действует на кассах Главпочтамта и еще в 15 отделениях связи города и области. Он позволяет осуществлять денежные переводы в любом окне почтового отделения. В течение первого квартала 2006 года отделений с новым ПО станет на 12 больше. Вместе с установкой данного ПО почтово-кассовые терминалы оснащаются матричными сканерами штрих-кодов, использование которых позволяет уменьшить время обслуживания клиентов с 4 минут до 1 минуты.
Петербургский филиал стал в 2005 году «пилотным» для еще одного федерального «денежного» проекта «Почты России» - он одним из первых стал устанавливать на базе своих почтовых отделений так называемые интеллектуальные киоски по оплате наличными деньгами услуг сотовой связи. Через такие киоски пополнение счета мобильного телефона осуществляется клиентами наличными деньгами самостоятельно с помощью дисплея с сенсорным управлением. В среднем операция занимает около 30 секунд, а зачисление денег происходит в течение секунд. В 2005 году тестировались четыре интеллектуальных киоска. В наступившем году проект будет развиваться за счет подключения дополнительных сервисов: оплаты спутникового ТВ, погашения кредитов. Новые киоски будут устанавливаться в почтовых отделениях, расположенных на оживленных магистралях города. Сейчас заплатить за сотовую связь можно также и в тех почтовых отделениях, где пока не установлены киоски самообслуживания. Оператор почтового отделения принимает платеж, а зачисление денег на счет происходит также через несколько секунд. Развитие этого традиционного способа оплаты происходит параллельно с внедрением нового. В данный момент в городе и области действуют 63 точки on-line-приема платежей за пользование мобильной связью.
В 2005 году "Почта России" также внедрила услугу «отправления 1-го класса». Это ускоренные отправления по России, которые на всех пунктах пересылки сортируются и транспортируются в первую очередь. Для них разработана специальная «окраска» - конверты разных форматов с желтым кантом для писем, а также желтый скотч с логотипом услуги, наклеиваемый на упаковку бандеролей. Согласно нормативам, сроки доставки «отправлений 1-го класса» на 25 - 30 % ниже установленных сроков доставки традиционной почтовой корреспонденции. Сокращены они за счет новой технологии сортировки и логистики, при которой отправления доставляются преимущественно воздушным путем, а не комбинированным, как традиционные почтовые отправления. На территории Петербурга и Ленинградской области эта услуга начала предоставляться еще в феврале 2005 года. За 11 месяцев рост объемов исходящих «отправлений 1-го класса» в регионе в декабре по сравнению с февралем 2005 года составил 1426 %. Среди петербуржцев получил популярность также и другой вид новых ускоренных внутренних и международных отправлений - экспресс-почта EMS. В 2005 году в адрес получателей города и области было доставлено на 78 % больше почтовых отправлений EMS, чем в 2004 году. А объемы отправленной в 2005 году из региона экспресс-корреспонденции составили 236 % по сравнению с объемами 2004 года. Пользуясь услугой, можно узнать в режиме реального времени через сайт Russianpost.ru, в какой точке планеты в данный момент находится экспресс-корреспонденция – напомним, что аналогичный сервис реализован у ведущих мировых игроков экспресс-доставки.
Еще один проект, реализованный в 2005 году, – петербургские почтовики совместно со специалистами местного университета телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича создали почтово-телекоммуникационную систему Paperip.ru. Запатентованная система осуществляет доставку интернет-сообщений (текста, фото, графики) на любой физический почтовый адрес жителя России. Сообщение – отсканированный рукописный или набранный текст, фото или иная графика - по интернет-каналам доставляется на сервер Paperip.ru, где преобразовывается в доступный для отправки обычный почтой вид - бумажный, лазерный диск, дискета, - которые можно традиционным способом с помощью почтовых служб доставить адресату на дом, в офис или, например, на адрес «до востребования». Ближайшая перспектива развития системы - пересылка и доставка аудио- и видеофайлов.
Также в конце 2005 года появился проект «On-line подписка». Он ориентирован как на частных, так и на корпоративных подписчиков периодических печатных изданий. Подписка через Интернет позволяет не только сократить время поиска нужного издания и его цены по электронному каталогу, полностью идентичному обычному бумажному, но и дает возможность распечатать заполненный абонемент, а затем оплатить его в почтовом отделении без очереди.
В 2006 году у "Почты России" появится также несколько новых технологичных сервисов. Например, совместно с банком Home Credit УФПС СПб и ЛО планирует реализовать услугу «Кредитование на почте». Проект по выдаче денежных кредитов будет запущен уже в феврале 2006 года в 28 почтовых отделениях города. Получателями кредита на первом этапе смогут стать держатели карт банка, а впоследствии и все желающие. Кредит будет выдаваться наличными с помощью электронного денежного перевода через 2 часа после оформления необходимых документов и получения подтверждения из банка. Максимальный размер кредита составит 20 тыс. рублей.
Игорь Самылин также рассказал, что в ближайшем времени состоится официальное открытие после ремонта здания петербургского Главпочтамта. В нем посетители смогут воспользоваться всеми новыми услугами. В частности, в здании будет оборудован высокоскоростной доступ в Интернет. Также на улице Софийской строится автоматизированный сортировочный центр, рассчитанный на обработку 3 млн отправлений в день. В центре будут установлены сортировочные линии, распознающие рукописный текст. Оборудование поставит концерн Siemens. Это будет самый крупный центр такого рода в Европе. Строительство займет 18 месяцев и закончится предположительно к лету 2007 года. Проект финансируется головным управлением "Почты России", стоимость контракта – порядка $25 млн. Второй в России сортировочный центр строится в Москве, там устанавливается оборудование итальянского вендора. Минус нововведения – автоматизация повлечет за собой значительное сокращение штата почтовой службы. Об этих проектах было объявлено еще в прошлом году, на июньской конференции «Почтовая тройка» (см. выпуск новостей от 29 июня 2005 г.).