Рост «платы за присутствие». Петербургский телекоммуникационный рынок вошел в стадию консолидации

Для корпоративного сектора телекоммуникационного рынка Петербурга 2010 год стал периодом восстановления, в то же время передел рынка подошел к заключительной стадии — все перспективные активы находят новых владельцев. Миграция клиентов на объектах коммерческой недвижимости практически сошла на нет, площади в бизнес-центрах, в том числе новых, постепенно заполняются. Однако такого роста, который наблюдался на рынке в 2005—2007 годах, не происходит, и маржа операторов постепенно снижается, что вынуждает многих из них задуматься о смене собственников, а с ними — и инвесторов.

На заседании «круглого стола», организованном РБК daily совместно с информационно-аналитическим агентством TelecomDaily, участники рынка сошлись во мнении, что процесс укрупнения неизбежен. Для операторов второго эшелона и более мелких игроков настал удачный момент для продажи бизнеса — на данном этапе они развиваются быстрее, чем крупные компании, благодаря предпринятым в кризис усилиям по привлечению клиентов. Впрочем, по оценкам экспертов, в перспективе им придется расстаться со значительной частью абонентской базы, отдав ее крупнейшим игрокам, которые уже сегодня в состоянии предложить конвергентные решения — пускай они зачастую и сводятся к скидкам на сервисы проводной и беспроводной связи, включая передачу голоса и данных в сетях сотовой связи. Эти игроки известны уже сегодня. «Билайн» с 2008 года работает с корпоративными клиентами в Петербурге на сетях «Голден Телекома», МТС и «Комстар» настолько оперативно интегрируются, что уже выпустили несколько совместных решений не только для корпоративного, но и для частного рынка. Последним в «проводной» бизнес вошел «МегаФон», приобретя «Синтерру», а с ней и лидера корпоративного рынка Петербурга, компанию «Петерстар». В этом месяц «МегаФон» совершил еще одну значительную сделку городского уровня, приобретя с аукциона 100% акций третьего по величине альтернативного оператора Петербурга, «Метроком». Возможным ответом «Билайна» на данную сделку станет приобретение компании «ЛАНК Телеком», которая по объему выручки уверенно входит в первую десятку петербургских операторов корпоративного сегмента. Свои планы на бизнес-абонентов имеет и «Северо-Западный телеком», переговоры которого с другим игроком второго эшелона, «Северен Телекомом», как утверждают источники, близкие к обеим компаниям, находятся на завершающей стадии.

Укрупнение рынка операторы воспринимают как данность. Игроки второго эшелона не исключают возможность продажи бизнеса, если рентабельность будет продолжать падать. «Снижение доли небольших игроков — явление, которое в любом случае произойдет. Впрочем, они все равно останутся, потому что у крупных компаний условия всегда стандартны, а нишевые предложения рынку также нужны», — пояснил заместитель коммерческого директора Северо-западного филиала компании «Ростелеком» Иван Маковкин.

Сами представители второго эшелона публичных заявлений не делают, но в кулуарных беседах не исключают, что когда рост на рынке прекратится совсем (количество юридических лиц в Петербурге практически не растет), им придется стать более сговорчивыми с теми операторами, у которых есть средства для дальнейшего расширения. Поэтому задача-максимум для всего пула игроков — набрать как можно больше абонентов сегодня.

Корпоративный рынок в 2010 году не вырос, отметили в компании «Билайн». По словам директора по корпоративному бизнесу петербургского филиала компании «ВымпелКом» Евгения Коробова, сокращения его объемов также не последовало, а ситуацию в целом можно охарактеризовать как уверенную стагнацию. «Основные продажи происходили у операторов за счет друг друга. Поэтому естественно, что очень много внимания уделялось интересным предложениям и параметрам обслуживания», — подчеркнул г-н Коробов.

Такое понятие, как эксклюзивность бизнес-центра, постепенно утрачивает значение, рассказал коммерческий директор петербургского филиала СЗТ Максим Афанасьев. По его словам, договоренности между управляющей компанией и оператором связи об ограниченном доступе на объект других игроков могут сохраняться в бизнес-центрах класса С и ниже, в то время как в остальных БЦ управляющим выгоднее учитывать пожелания клиентов и «пропускать» новых операторов. СЗТ официально не комментирует планы по приобретению «Северен Телекома», но в компании неоднократно заявляли о том, что в корпоративном сегменте им необходимо вести более агрессивную политику. По итогам девяти месяцев, по собственным данным оператора, доля СЗТ на корпоративном рынке Петербурга составляла 11,4%, на рынке СЗФО — 19,3%.

Представители «Вестколла» указали на то, что прозрачности во взаимоотношениях операторов и управляющих компаний не хватает и сегодня, что по-прежнему затрудняет для операторов расширение за счет новых коммерческих объектов. Как пояснил директор по инвестициям петербургского филиала Илья Рошаль, для выхода на новый объект часто необходимо внести разовый платеж или поучаствовать в аукционе, а техническое значение «эксклюзивности» актуально до сих пор. Если два оператора контролируют один объект, то появиться там кому-то еще очень сложно, добавил он.

Глава регионального представительства Orange в Санкт-Петербурге Евгений Юдовин обратил внимание коллег на европейский опыт, где законодательство обязывает владельцев бизнес-центров сдавать инженерные коммуникации городским службам, а потребление телеком-услуг происходит по такому же принципу, как и воды и электричества. При этом действуют общие тарифы.

Генеральный директор компании «Смарт Телеком» Андрей Суходольский, в свою очередь, не согласен с определением петербургского рынка как стагнирующего. По его мнению, рынок преодолевает очередной этап стабилизации, которая наступила уже этим летом, в результате того, что миграция абонентов практически сошла на нет, а коммерческие площади во многих БЦ стабильно заполнены. Он заметил, что управляющие компании уже идут на повышение арендной ставки, которая сейчас поднялась выше докризисных стандартов — 15—20%.

«В сложившихся конкурентных условиях, когда связь неизбежно дешевеет, оператор сталкивается с ужесточением ценовой политики управляющих компаний. На многих объектах процент отчислений в пользу управляющего неоправданно вырос», — соглашается коммерческий директор компании «Петерстар» Юлия Хлюстова. Участники «круглого стола» отметили, что плата оператора в пользу БЦ на только что сданных объектах резко возросла. Если по заключенным ранее договорам компании должны были выплачивать УК бизнес-центра 10—15%, то на новых ставка может доходить и до 30—35%. В итоге даже на несданных объектах операторы ориентируются на предварительные соглашения с будущими клиентами.

При выходе на объект оператор каждый раз взвешивает соответствие предложенных условий размеру предполагаемой прибыли, подчеркнул генеральный директор компании «Обит» Андрей Гу. Денис Крамаренко, коммерческий директор Северо-Западного филиала компании «Комстар-Регионы», которая сегодня активно подключает торговые и коммерческие площади в Петербурге (один из последних объектов — ТК «Галерея»), отметил, что затраты по выходу на объект должны окупаться за счет договоренностей с клиентами, иначе оператор будет ждать своей очереди (то есть зайдет в БЦ позже, пусть третьим или четвертым игроком, но со «своим» клиентом).

НАТАЛЬЯ РЫЖКОВА

Тематики: Фиксированная связь, Мобильная связь

Ключевые слова: Билайн, МТС, МегаФон, Комстар, Голден Телеком, СЗТ, Элтел, ВестКолл, Метроком