Российский рынок мобильных приложений. Обсудили на VII Mobile VAS Conference

В конце прошлой недели, 18 и 19 ноября, в Петербурге состоялась VII Mobile VAS Conference, организованная консалтинговой компанией, работающей в сфере мобильного контента, Admin Ltd. В деловой программе конференции приняли участие более 30 спикеров, в том числе и все операторы «большой тройки». Всего конференцию посетило порядка 400 человек из 17 стран – операторы, контент-провайдеры и другие игроки VAS-рынка. Специалисты обсудили развитие, тенденции и перспективы российского и мирового рынков дополнительных услуг в сегменте мобильной связи.
Напомним, что VAS (Value Added Services – услуги, приносящие дополнительный доход) – термин, обозначающий сервисы, предоставляемые не ядром сети, а дополнительными платформами. В мобильной телефонии под этим термином подразумеваются все неголосовые услуги и услуги, не связанные с передачей данных, – мобильные приложения, электронные платежи, мобильный Интернет и социальные сети и т. д. Все вышеперечисленные направления, а также тенденции и перспективы российского и мирового VAS-рынков, новые стратегии продаж и особенности законодательства обсудили специалисты на VII Mobile VAS Conference. Напомним, что основными темами конференции в прошлом году стали российский и мировой VAS-рынки в период кризиса(см. отчет по первому дню прошлогодней Mobile VAS Conference от 20 ноября 2009 г.) и мобильные электронные платежи (см. отчет по второму дню прошлогодней Mobile VAS Conference от 23 ноября 2009 г.).

VII Mobile VAS Conference состояла из нескольких тематических сессий. На первой сессии спикеры традиционно поговорили о тенденциях VAS-рынков. Управляющий директор компании i-Free Кирилл Петров подробно осветил текущие тренды на данный момент. Во-первых, это стремительный рост продаж смартфонов, который по сравнению с прошлым годом увеличился в два раза. По прогнозам, уже к 2012 году количество проданных смартфонов в мире превысит количество всех компьютеров (стационарных, ноутбуков, нетбуков). Еще одна заметная тенденция – рост объема и веса социальных сетей, в том числе и в мобильной среде, а также изменение их роли. По словам Кирилла Петрова, Россия имеет самое вовлеченное в социальные сети население в мире: 9,8 час. в месяц на посетителя, что в два раза больше среднего по миру уровня. В развитых странах половина мобильного интернет-трафика приходится на социальные сети. 

Еще одним трендом спикер выделил стремительное увеличение продуктов на рынке приложений для смартфонов AppStores и социальных сетей. На конец второго квартала 2010 года уже существует более 340 тысяч приложений для смартфонов, и ежемесячно появляются порядка 30 тысяч новинок, 200 млн человек в мире играют в социальные игры в соцсетях. Также, по словам г-на Петрова, сейчас заметна тенденция появления новых «гибридных» мобильных устройств. Кроме смартфонов это iPad, нетбуки, ноутбуки с HSDPA и 4G-модемами, GPS-навигаторы с информацией о пробках, фотокамеры с доступом в мобильный Интернет и GPS и проч. Очередным трендом является развитие новых интерфейсов ввода и вывода информации: управление прикосновениями, движениями, взглядом, а также новые формы отображения информации (микропроекторы, очки, гибкие дисплеи) и технологии дополненной реальности. Рассказал спикер и о тенденции превращения терминалов по приему платежей в электронные платежные системы, проявлении альтернативных моделей продаж цифрового контента, цифровизации государственных услуг и стремительном распространении технологии М2М-коммуникаций на близких расстояниях. 

Также сейчас явно заметно, по словам г-на Петрова, падение стоимости мобильного доступа в Интернет. Операторы начали конкурировать друг с другом и с традиционными ISP на рынке доступа в Интернет через 3G-модемы. В связи с развитием новых технологий – 3G, HSDPA, LTE – стали возможны новые скорости, безлимитные тарифы, которые, в свою очередь, стимулируют многократный рост трафика и потребления сервисов. 

В этом году в конференции приняли участие порядка 400 человек (фото Михаил Браво)
В этом году в конференции приняли участие
порядка 400 человек (фото Михаила Браво)

Участники конференции обсудили перспективы развития VAS-рынка, высказав в качестве предположения мысль о том, что в ближайшие три года роль сотового оператора как ключевого игрока на рынке VAS значительно снизится, социальные сети будут контролировать большую часть персонального цифрового пространства, став сервисной инфраструктурой и для фиксированной, и для мобильной среды. Также возможно, что электронные деньги и электронные платежи станут наиболее удобным способом оплаты как в on-line, так и в off-line и возникнет тренд по интеграции виртуального и реального миров, главным проводником в которых станет мобильное устройство. 

«В ближайшее время будет наблюдаться постепенное превращение мобильных устройств в платежные терминалы. Мобильное устройство станет инструментом интеграции реального и виртуального мира. Стоимость доступа в мобильный Интернет существенно снизится», – определяет главные перспективы развития рынка организатор Mobile VAS Conference, генеральный директор компании Admin Ltd Михаил Новиков. 

Генеральный директор компании Admin Ltd Михаил Новиков (фото Михаил Браво)
Генеральный директор компании Admin Ltd
Михаил Новиков (фото Михаила Браво)

Отдельно на конференции обсудили стратегии продаж мобильных приложений. По словам генерального директора компании Softkey Феликса Мучника, на сегодняшний день существует три розничных канала продаж мобильного ПО – это мобильные клиенты, интернет-магазины и офлайн-магазины. Последний из вышеперечисленного – новый канал продаж, пока что мало испытанный. В данный момент компания Softkey уже запустила розничные продажи через магазины «Максимус», «Эльдорадо», «Нокиа Носимо» и др. 

Схема продаж заключается в следующем: продавец магазина демонстрирует покупателю программное обеспечение с помощью терминала. После оплаты товара пользователь получает ключ к программе, распечатанный на обычном кассовом чеке, и устанавливает приобретенную программу на телефон. Компания Softkey начала работать с офлайновыми площадками в этом году и сейчас наблюдает значительный рост продаж через эти каналы. Также с оценкой эффективности методов продвижения мобильного ПО выступила директор департамента продуктов для мобильных платформ ABBYY Екатерина Солнцева. Компания ABBYY реализует на рынке собственные продукты распознавания текста и лингвистические технологии. Каналы продаж производителя – это OEM, онлайн-магазины вендоров (AppStore, OVI и др.), сайт ABBYY, фирменные магазины Nokia в России, «Аэрофест» (duty-free), розничные сети («ИОН», «Белый ветер» и проч.) и независимые онлайн-магазины (Handango, магазины операторов). Г-жа Солнцева рассказала о наиболее эффективных способах продаж своих решений. 

Отдельная сессия на конференции была посвящена мобильным платежам. О рынке платежей в 2010 году рассказала заместитель генерального директора «Яндекс. Деньги» Наталья Хайтина. Проекты мобильной коммерции «QIWI Кошелька» осветил заместитель генерального директора QIWI Андрей Пикалов. Также другие спикеры рассказали о мировых тенденциях рынка мобильных приложений, современных особенностях разработки заказных мобильных приложений для поставщиков контента и тенденциях и перспективах рынка мобильного телевидения.

В завершение первого дня Mobile VAS Conference состоялся круглый стол на тему «Развитие рынка мобильных VAS-услуг», в котором приняли участие все операторы большой тройки, а также компании i-Free, IMMO, Zed Rassia и VAS Media. «Идея круглого стола – дать возможность ведущим игрокам рынка (крупнейшим контент-провайдерам и сотовым операторам) подвести итоги года, рассказать, каким они видят развитие рынка в следующем году, и ответить на вопросы аудитории», – объяснил Михаил Новиков. 

Круглый стол  «Развитие рынка мобильных VAS-услуг» (фото Михаил Браво)
Круглый стол «Развитие рынка мобильных VAS-услуг»
(фото Михаила Браво)

Стоит отметить, что организаторы Mobile VAS Conference видят одной из основных задач создание условий для личного неформального общения игроков VAS-рынка. Под финал первого дня состоялась неофициальная часть и торжественный ужин, где в свободной обстановке участники конференции могли обсудить все текущие вопросы. Также вечером 18 ноября состоялось мероприятие золотого спонсора конференции, компании i-Free. Судя по отзывам участников, неформальное общение, установление прямых бизнес-контактов ценится на конференции превыше всего. 
Общение в кулуарах. На VII Mobile VAS Conference (фото Михаил Браво)
Общение в кулуарах. На VII Mobile VAS Conference
(фото Михаила Браво) 

Второй день конференции, 19 ноября, ознакомил участников мероприятия с новыми идеями и стартапами, новыми игроками в сфере социальных сетей и с новыми стратегиями взаимодействия игроков рынка – операторов связи и контент-провайдеров. Так, планами по работе с партнерами поделились компании «МегаФон» и МТС. «МегаФон» рассказал о партнерских программах «ГЕО-Портал», «Замени Гудок» и «Подписки», а также о своем портале «Трава» и «Видео-портале». По словам директора по развитию интернет-сервисов МТС Павла Ройтберга, одним из направлений, на которых компания сейчас концентрирует усилия, является строительство 3G-сети и транспорта для удовлетворения растущей потребности в трафике обеспечения лучшего user-experience, а также подготовка к внедрению LTE. В целом же оператор работает на многих уровнях со всеми направлениями мобильного контента и стремится создать открытую экосистему для разработчиков, обеспечивающую удобство и простоту сотрудничества.

«На мой взгляд, предыдущая конференция показала, что образовался некий застой в идеях, и игроки – операторы, провайдеры – все, кто играет на этом рынке, ждали друг от друга каких-то новых идей и свежих ходов. Будущее казалось туманным, и многим было непонятно, какое направление избрать в качестве стратегического, чтобы снова встряхнуть рынок и вернуться к прежним темпам роста. Эта конференция, как мне показалось, продемонстрировала, что в этот раз «застрельщиками» новых идей выступили операторы. Та стратегия, которую на конференции представил МТС, показала, что компания провела большую работу по анализу мировых трендов и довольно четко представляет себе, куда нужно двигаться на российском рынке, чтобы завоевать и удерживать позицию лидера. Что касается инициатив «МегаФон», то они пока идут больше в ключе уже существующих драйверов рынка. По всей видимости, оператор занял более осторожную позицию. Но как только коллеги увидят, каких результатов добивается МТС, они либо начнут действовать в каком-то схожем ключе, либо уже учтут ошибки компании, чтобы самим их избежать. В целом операторы, наконец, поняли, что создание открытых API и открытых интерфейсов доступа к различным платформам позволит им более продуктивно бороться за разработчиков сервисов. Это очень важный ход, и Ericsson как раз достаточно давно продвигает идею, что операторы должны открывать свои платформы, так как это позволит разработчикам думать за них и превращать любые инновационные идеи в реальные сервисы. Сейчас грань между телефоном, Интернетом, приложениями практически стирается. Да, могут идти споры о том, что такое Интернет будущего, но, как бы то ни было, сегодня уже понятно, что без транспорта ничто любое из возможных будущих будет невозможно, а значит, телеком – неотъемлемая часть этого «облака». Соответственно, операторы могут побороться за доходы от него. И, я думаю, что уже в следующем году мы уже увидим, в чью пользу разворачивается эта борьба», – прокомментировал выступления спикеров руководитель отдела общественных связей Ericsson Сергей Скрипников. 

Руководитель отдела общественных связей Ericsson Сергей Скрипников (фото Михаил Браво)
Руководитель отдела общественных связей Ericsson
Сергей Скрипников (фото Михаила Браво)

«Впервые на конференции мы сделали отдельную сессию, где представили молодые компании, стартапы. Выступления представителей этих компаний привлекли очень большой интерес аудитории, им задавали много вопросов, и после окончания сессии выстроилась целая очередь пообщаться с представителями этих компаний. В следующем году мы обязательно снова сделаем такую сессию и пригласим новых игроков VAS-рынка. Каждый год мы стараемся приглашать новые лица или представителей тех
компаний, чей бизнес в этом году был наиболее интересен и оказал наибольшее влияние на формирование рынка. В целом в этом году мы постарались показать, как рынок кардинально меняется. Сейчас появляются целые новые направления продуктов и услуг, традиционно значимые сегменты VAS-рынка теряют свой вес, идет быстрая интеграция с другими ИТ-рынками, особенно в области общения и визуализации», – прокомментировал Mobile VAS Conference Михаил Новиков. 

Рубрики: Мобильная связь, Интернет, Маркетинг

Ключевые слова: мобильный Интернет, программное обеспечение телефонов, конференция