«Дорога» ГЛОНАСС

На прошлой неделе, 22-25 ноября 2010 года, в Москве при поддержке Минтранспорта РФ и Росавтодора прошла международная выставка-форум «Дорога». Программа форума также предусматривала проведение круглых столов по тематике интеллектуальных транспортных систем, создание которых невозможно без постоянного точного отслеживания местоположения каждой единицы техники. Именно в этом контексте рассматривались вопросы внедрения российской системы ГЛОНАСС, а также результаты и перспективы ее использования в российском дорожно-транспортном хозяйстве.

Прежде всего, исполнительный директор Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» Владимир Климов рассказал о потенциале самой системы в интересах развития дорожной отрасли. Он отметил, что доля автотранспорта, оснащенного глобальными навигационными спутниковыми системами (ГНСС), в мире постоянно растет. К примеру, за три последних года проникновение ГНСС на транспорте в США увеличилось с 22 до 48 %, в Великобритании – с 26 до 53 % и т. д. В то же время в России, по данным ассоциации, доля такого транспорта сегодня не превышает 8-10 %. При этом в ЕС экономический эффект от использования ГНСС в период до 2020 г. ожидается на уровне 80 млрд евро, причем отрасль транспорта обеспечит 71 % этой экономии. По словам г-на Климова, во время старта ФЦП «ГЛОНАСС» в космосе находилось лишь 6 КА, а сегодня их уже 26 единиц. Кроме того, планируется расширение сети наземных станций мониторинга не только на территории России (до 30), но и за ее пределами, – две в Антарктиде и пять в Африке, Южной Америке и Австралии. Это позволит уверенно одновременно принимать сигнал трех КА системы «ГЛОНАСС» практически на всей поверхности Земли. 

Исполнительный директор Ассоциации
«ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» Владимир Климов

Но большее значение сегодня имеет разработка современных технологичных абонентских терминалов, и в этом вопросе Россия, к сожалению, за последние годы продвинулась не так сильно. Тем не менее работы ведутся и в этом направлении, по крайней мере, профессиональное навигационное оборудование соответствует требованиям времени и потребностям российских компаний. Владимир Кимов также подчеркнул, что наибольшее внимание сейчас нужно уделить разработке прикладных сервисов и услуг на базе навигационных спутников. Сейчас же система применяется лишь в мониторинге и охранно-поисковых системах – только сейчас начинаются разговоры об интеллектуально-транспортных системах и использовании в системах управления различных уровней. 
Собственно, о вопросах использования системы ГЛОНАСС в сфере мониторинга транспорта рассказал директор службы развития продуктов и услуг «М2М телематика» Виталий Полторацкий. Тем не менее он не смог обойти вопрос внедрения системы в дорожно-транспортном хозяйстве и его использования при строительстве дорог. По его словам, в 2008 году навигационными устройствами в России был оснащен лишь 1 % строительной спецтехники, в 2009 г. – 3 %, а на конец 2010 года – уже 22,5 %. При этом органы управления дорожным хозяйством в этом году оснащены контрольно-измерительным оборудованием ГЛОНАСС на 100 %. Г-н Полторацкий также упомянул, что применение систем слежения за транспортом на основе ГЛОНАСС позволяет повысить эффективность использования транспортных средств от 10 до 40 %. 

Директор службы развития продуктов и услуг
«М2М телематика» Виталий Полторацкий

ГЛОНАСС/GPS-мониторинг транспорта используется практически во всех отраслях экономики, включая государственный сектор на различных уровнях управления. Системы мониторинга и управления перевозками внедряются в автопарки как небольших предприятий, так и в транспортный комплекс целого региона в рамках построения Интеллектуальной транспортной системы (ИТС). Во всех случаях использование систем мониторинга транспорта оказывается экономически эффективным: мониторинг транспорта и подвижных объектов, контроль работы водителей и диспетчеров, слежение за транспортом вплоть до показаний отдельных датчиков, установленных на транспортных средствах, анализ и обобщение полученной информации и т. д. К примеру, на базе решений «М2М телематика» уже сегодня осуществляется мониторинг транспорта служб ЖКХ, управление пассажирскими перевозками, мобильными нарядами для органов внутренних дел и структур МЧС в субъектах РФ, а также контроль за перевозками особо опасных грузов. Однако мониторинг транспорта не единственная область применения спутниковых систем слежения. Использование дополнительного контрольно-измерительного оборудования позволяет производить контроль температуры, давления транспортируемых средств в трубопроводах, вести учет времени и параметров работы различных агрегатов: от насосных станций до спецтехники компаний нефтегазодобывающей отрасли.

Только сейчас начинаются разговоры об интеллектуально-транспортных системах
и использовании ГЛОНАСС в системах управления различных уровней

Стоит также отметить, что развитию системы ГЛОНАСС правительство РФ уделяет самое пристальное внимание – для этих целей была создана и специальная межведомственная рабочая группа под председательством вице-премьера Сергея Иванова. Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) также в ней участвует, реализуя ФЦП «ГЛОНАСС» на 2002-2011 гг., где есть отдельный раздел, касающийся развития автотранспорта и дорожного хозяйства. Но фактически работ по дорожному хозяйству, предусмотренных в этой ФЦП, несмотря на то, что программа в этом году завершается, до недавнего времени вообще не проводилось – все ограничивалось лишь установкой датчиков на автомобильный транспорт и спецтехнику. Однако это было сделано довольно успешно: сегодня система ГЛОНАСС внедрена в 102 городах 46 субъектов РФ, а ее приемниками оснащено 27 тыс. единиц техники около 900 предприятий страны. Приведенные цифры отражают лишь то, что было сделано непосредственно Росавтодором в рамках ФЦП «ГЛОНАСС», и по России в целом должны быть значительно больше. В настоящее время разрабатывается новая ФЦП по развитию системы ГЛОНАСС на 2012-2020 гг., в которой планируется довести орбитальную группировку спутников до 30 единиц для глобального покрытия, а точность определения координат повысить с нескольких метров сегодня до десятков сантиметров. Тем не менее пока существуют два варианта развития событий: либо поддержание существующей группировки в 24 КА и заморозка каких-либо работ по улучшению качественных характеристик, либо запуск КА нового поколения с широкомасштабной модернизацией наземной инфраструктуры. 

В то же время, несмотря на видимые успехи ФЦП в развитии отечественной глобальной навигационной спутниковой системы, нужно иметь в виду американский проект GPS, скорую развертку европейской системы Galileo, а также внедрение перспективной китайской системы BeiDou. И в зависимости от того варианта, по которому пойдет дальнейшее развитие системы ГЛОНАСС до 2020 года, мы либо уступим второе место в развитии собственной ГНСС и станем четвертым, даже пятым, либо останемся на втором месте. Поэтому в Роскосмосе сейчас даже не ставят до 2020 г. задачи перегнать развитие конкурентных проектов ГНСС и, прежде всего, GPS, а хотя бы не отстать и остаться в мэйнстриме разворачивающейся сегодня гонки.

Автор: Сергей Мальцев.

Тематики: Фиксированная связь, Маркетинг, Регулирование

Ключевые слова: мероприятия Москвы, ГЛОНАСС