NFC в петербургском метро – быть

Вчера, 21 декабря 2010 года, Комитет по транспорту Санкт-Петербурга и компания Ambiq Technology подписали соглашение о внедрении новых способов оплаты проезда в наземном и подземном транспорте, основанных на технологии NFC (беспроводная связь малого радиуса действия). Также была представлена электронная карта единого проездного билета «Подорожник» – уникальный проект, реализуемый Комитетом по транспорту и СПб ГУП «Организатор перевозок».

ООО «Амбик Тэк СПб» – российская компания, основной партнер Ambiq Technology Inc. по внедрению на территории Российской Федерации технологии бесконтактных платежей, основанных на NFC (см., например, новость раздела Ambiq от 16 декабря 2010 г.). В начале декабря 2010 года «Амбик» приняла участие в конкурсе Правительства Санкт-Петербурга «Лучший инновационный проект, реализуемый в рамках кластера». Компания представила проект «Санкт-Петербург – центр инноваций в области NFC-технологий» и была признана победителем в номинации «Лучший инновационный проект, реализуемый в рамках кластера в сфере транспорта и логистики». 

«Мы рады возможности предоставить универсальное решение, которое позволит жителям Санкт-Петербурга значительно упростить процесс приобретения транспортных билетов и оплаты других услуг», – отметил исполнительный директор Ambiq Technology Inc. Михаил Розенберг. «Информационные технологии постоянно масштабируются, улучшаются. Всегда необходим поиск новых решений. Одним из таких решений является новый способ оплаты проезда и других услуг, предложенный компанией Ambiq Technology Inc.», – добавил заместитель председателя Комитета по транспорту Станислав Попов.
Исполнительный директор Ambiq Technology Inc. Михаил Розенберг
и заместитель председателя Комитета по транспорту Станислав Попов

В Комитете по транспорту проект представляли Михаил Розенберг и генеральный директор ООО «Амбик Тэк СПб» Мария Азарова. В рамках подписанного договора о внедрении технологии в области оплаты проезда в метро и наземном транспорте планируется в 2011 году произвести запуск пилотного проекта в маршрутных транспортных средствах и переход в эксплуатацию в 2012 году. 
Михаил Розенберг и генеральный директор ООО «Амбик Тэк СПб» Мария Азарова

«Полностью защищенный NFC-модуль просто вставляется в телефон. Он сертифицирован всеми банками, позволяет оплачивать все виды услуг, в том числе и проездные билеты. Пользователь просто «привязывает» к мобильному телефону свой банковский счет. В дальнейшем ресурс модуля можно будет пополнять на самом телефоне, скачав нужное приложение, а также через терминалы оплаты. Модуль можно будет приобрести в любых магазинах и салонах мобильной связи или же на станциях метрополитена. Сами же чипы первое время будут привозиться в Россию из заграницы. Практически все телефоны совместимы с NFC-модулем. Единственная проблема может возникать с телефонами, имеющими железные элементы или крышку, например iPhone. Но и для iPhone у нас имеется специальное решение», – прокомментировал Михаил Розенберг.
Оплата будет происходить с использованием
валидаторов в общественном транспорте
 

Тестовый период проекта завершится во втором квартале 2011 года. Пока данная система оплаты будет действовать только на территории Санкт-Петербурга, но в дальнейшем не исключено и расширение до пределов Ленобласти. Для метро и наземного транспорта модуль универсален. Также им можно будет производить оплату и в авиакассах, и в театральных кассах. «Очень удобно, что модуль будет подходить как и для метро, так и для наземного транспорта. Планируется применение возможности пользоваться и другими способами оплаты, мы предполагаем расширение линейки», – отметил Станислав Попов.

Напомним, что аналогичный проект в метрополитене не так давно анонсировал «МегаФон» (см. новость раздела «МегаФон метро» от 22 ноября 2010 г.). «Операторы мобильной связи в основном используют с целью оплаты мобильный счет клиента. Мы не видим в данном решении никакой конкуренции, т. к. «Амбик» предлагает универсальный способ оплаты любых услуг. Разработанная нами платформа многофункциональна и универсальна. С помощью наших модулей горожане смогут оплачивать не только проезд в метро. Мы предоставляем клиентам право выбирать удобный для них способ оплаты. На конкурсе инновационных проектов мы старались донести до общества актуальность нашего решения. Конкурс не повлиял на подписание договора с Комитетом по транспорту, но он очень ценен для нас сам по себе», – сообщила Мария Азарова. 
Демонстрация работы телефона с модулем в автобусе

Кроме того, вчера же, 21 декабря 2010 года, Комитет по транспорту совместно с СПб ГУП «Организатор перевозок» презентовали в свою очередь электронную карту единого проездного билета «Подорожник». С января 2011 года на данную электронную карту можно будет оформить проездной билет в пределах фиксированной суммы («электронный кошелек»). По мнению представителей компании, благодаря своим преимуществам и гибкой тарифной политике новый вид проездного билета будет удобен как пассажирам, регулярно пользующимся городским транспортом, так и для пассажиров, совершающих поездки периодически. «Подорожник» будет действовать в метро, в автобусах, трамваях и троллейбусах. Тестирование будет проводиться в январе, феврале, марте 2011 года. Стоимость одной поездки составит: 21 рубль в наземном транспорте, 25 рублей в метро. Плюсом такой карты является отсутствие фиксированного срока действия. «Сегодня запускается сайт с голосованием на тему оформления логотипа и дизайна электронной карты. На этом сайте любой петербуржец сможет сам выбрать логотип и внешний вид карты, наиболее понравившийся ему. А также любой сможет на нашем сайте предоставить свой вариант дизайна», – говорит заместитель директора СПб ГУП «Организатор перевозок» Денис Толмачев. 
Заместитель директора СПб ГУ «Организатор перевозок»
Денис Толмачев первым голосует на сайте podorozhnikcard.com
за понравившийся дизайн карты «Подорожник»

Проголосовать за понравившийся вариант логотипа и карты можно по адресу podorozhnikcard.com. Голосование будет проходить с 21 декабря 2010 года по 31 января 2011 года, победитель будет определен 15 февраля. Носителем электронного кошелька будет именно такая карта. Ее можно будет приобрести на станциях метрополитена за 50 рублей и внести на свой счет сумму от стоимости одной поездки до 15 тысяч рублей. В апреле планируется запуск системы скидок. Только льготные проездные билеты все равно будут существовать отдельно. В будущем будут разработаны разные электронные кошельки, разные системы тарифов. Тестовый период «Подорожника» продлится до апреля 2011 года, в течение которого будет выпущено на продажу 8 тысяч экземпляров карт, доступных жителям города. По истечении тестового периода можно будет пополнять счет карты через Интернет и терминалы. Привязки банковского или другого счета к «Подорожнику» не предусмотрено, действие основано на постоянном пополнении ресурса карты. 

В завершение мероприятия участникам была продемонстрирована оплата проезда с помощью мобильного телефона с NFC-модулем в автобусе. Телефон просто прикладывается задней панелью к специальным валидаторам, которые уже имеются в большинстве автобусов Северной столицы. 

Автор: Мария Криницына.

Тематики: Интеграция, Маркетинг, Регулирование

Ключевые слова: мобильный телефон