«МегаФон» огласил результаты борьбы. С мобильными мошенниками

Компания «МегаФон» подвела вчера, 8 февраля 2011 года, на пресс-конференции в Москве итоги своей работы в 2010 году по направлению борьбы с мобильным мошенничеством. Прошлый год был отмечен буквально взрывным ростом подобного вида преступлений. Оператор рассказал о своем противодействии мобильным злоумышленникам в прошедшем году и осветил планы на будущее. В частности, в 2011 году «МегаФон» планирует внедрить систему защиты абонентов от спама – уже к концу года ее пилоты должны заработать в нескольких регионах.
Одним из самых распространенных видов мошеннических уловок стали так называемые открытки, когда абонент получает сообщение о том, что ему отправлена открытка с интернет-адресом, по которому ее можно увидеть. Вместо открытки по этому адресу загружается некий исполняемый Java-файл, который еще раз спрашивает подтверждение о желании прочесть открытку и после его получения без ведома пользователя отправляет с телефона платное SMS-сообщение на короткий номер. Во второй половине 2010 года сотрудники «МегаФона» зафиксировали новую тенденцию в данном виде мошенничества. Все сообщения, отправляемые от имени пользователей, сопровождались префиксами, уникальными для каждого абонента. По мнению руководителя департамента по борьбе с мошенничеством компании «МегаФон» Сергея Хренова, таким образом злоумышленники отреагировали на усиление борьбы с ними со стороны сотового оператора. 

Также в 2010 году стали очень популярны сообщения якобы от имени попавшего в беду родственника, который просит не звонить, а перечислить определенную сумму денег на тот или иной телефонный номер. Сергей Хренов подчеркнул, что рассылавшие их преступники очень чутко реагировали на любые громкие происшествия, трагедии и теракты. 

Еще один распространенный вид преступлений – программы, блокирующие работу Windows и требующие денег за код разблокировки. Если еще полгода назад «разработчики» таких программ требовали отправить SMS на короткий номер, то сейчас предлагают перевести деньги на обычный мобильный номер через терминал оплаты. 

Руководитель департамента по борьбе с мошенничеством Сергей Хренов считает, что даже информационно-просветительские методы борьбы с мошенничеством достаточно эффективны
Руководитель департамента по борьбе с мошенничеством Сергей Хренов считает, что даже информационно-просветительские методы борьбы с мошенничеством достаточно эффективны

Сравнительно новым назвал Сергей Хренов мошенничество в социальных сетях. Люди на этих ресурсах очень активно общаются, но при этом могут сохранять определенную анонимность. Простор для фантазии у злоумышленников здесь широк – это и блокировка страницы пользователя, и предложения повысить рейтинг, и многое другое. 

Как ни странно, но до сих пор действует схема мошеннических «лотерей», которые впервые были зафиксированы несколько лет назад. Довольно распространены ложные звонки или SMS из банка, когда якобы сотрудники банка просят продиктовать данные кредитной карты. 

Тенденция второй половины года – рост сервисов, некорректно предоставляющих информацию о себе. «Для нас это довольно странно, поскольку все три больших федеральных оператора объединились с целью выработки единых требований к контент-провайдерам, – комментирует Сергей Хренов, – сервис и цена должны быть описаны предельно корректно и очевидно. Но во второй половине года количество сервисов, обманывающих своих пользователей, резко возросло». 

Каким же образом работает «МегаФон» в области борьбы с мошенниками? «Разумеется, мы не имеем права заниматься оперативно-разыскной деятельностью. Этим занимаются правоохранительные органы. Но рост подобных преступлений обусловлен именно безнаказанностью мошенников. Мы активно работали не только с правоохранительными органами, но и с контент-провайдерами, для которых составили новый договор и выработали новые процедуры. Другие важные направления – работа с пользователями и информационная поддержка», – говорит Сергей Хренов. 

В качестве примера такой информационной поддержки он упомянул интернет-портал stopfraud.megafon.ru, который поддерживается в актуальном состоянии и ориентирован не только на абонентов «МегаФона» но и на тех, кто пользуется услугами других операторов. С момента запуска портала до конца 2010 года сайт просмотрело более 650 000 посетителей – в среднем более 100 000 посещений в месяц. Благодаря системе обратной связи, реализованной на портале, за полгода «МегаФон» получил около 3 000 сообщений о случаях мошенничества. Было налажено сотрудничество «МегаФона» с антивирусными разработчиками, а также с администрацией социальных сетей. 

Были предприняты шаги в предотвращении мошенничества с короткими номерами. В частности, при отправке сообщения на тот или иной короткий номер пользователь мог получить извещение о реальной стоимости такого сообщения. По словам Сергея Хренова, подобная опция была подключена автоматически к тем номерам, на которые поступали жалобы пользователей. В 2010 году было около 70 таких случаев. Также осенью руководство компании выполнило свое обещание, сделав бесплатной услугу полной блокировки любых коротких номеров. В первую очередь это было необходимо родителям, дети которых не только могут воспользоваться мошенническими сайтами, но и способны бесконтрольно скачивать платный контент с вполне законопослушных ресурсов. 

Что касается статистики, то за 2010 год специалистами по борьбе с мошенничеством компании «МегаФон» отработано порядка 55 тыс. жалоб клиентов на факты и подозрение в мошенничестве. Из них около 7 тыс. – жалобы на действия дилеров, около 7 тыс. – на услуги контент-провайдеров, работающих с короткими номерами, 40 тыс. – на действия со стороны физических лиц («выигрыши», «звонки из банка», просьба положить деньги на телефонный номер и т. п.). По итогам служебных расследований пострадавшим абонентам возвращено более 1,5 млн рублей.

В 2011 году, как считает Сергей Хренов, мошенническая активность переместится в регионы. Еще одна потенциальная аудитория – социально незащищенные или неопытные абоненты. Сохранится тенденция использования социальных сетей, а также сервисов мобильной коммерции, когда преступник по фальшивой нотариальной доверенности получал доступ к SIM-карте жертвы, получал на этот номер динамический пароль онлайнового банкинга, а затем просто снимал со счета все деньги. Вирусы, троянские программы, утилиты для рассылки спама для мобильных устройств также станут в 2011 году зловещей реальностью, как считает руководитель департамента. 

Наконец, руководство «МегаФона» планирует в 2011 году внедрить систему защиты абонентов от спама. По словам Сергея Хренова, сейчас идет поиск поставщика, а уже к концу года система должна заработать в пилотных регионах. Кроме того, продолжится сотрудничество с антивирусными вендорами и правоохранительными органами.

Напомним, что первые результаты программы по борьбе с мобильным мошенничеством «МегаФон» огласил летом 2010 года. Тогда оператор заявил, что даже готов пойти на снижение доходов ради того, чтобы сделать рынок более цивилизованным (подробнее см. новость раздела «Мобильное мошенничество» от 21 июля 2010 г.). О старте интернет-проекта, посвященного противодействию мобильным злоумышленникам см. новость раздела «Мобильное мошенничество» от 1 июня 2010 г. 

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг

Ключевые слова: МегаФон, мобильное мошенничество