Связисты нашли, где удваивать

Начиная с 1999 года, абонентские базы российских "сотовиков" — из расчета "проданных SIM-карт" — ежегодно удваивались. Но по итогам прошлого года, количество пользователей мобильной связи выросло "всего лишь" на 67%. Однако на отечественном телекоммуникационном рынке обнаружился другой крупный и весьма перспективный сегмент, в котором абонентская база растет почти на 100% в год.

Речь идет о рынке широкополосного доступа в Интернет (ШДИ), объем которого, по данным отраслевых аналитиков, в 2005 году вырос до $ 991 млн. Правда, большую часть этих средств — примерно 77% (или $ 767 млн.) — сгенерировали корпоративные клиенты. По некоторым оценкам, сейчас в России насчитывается около 400 000 корпоративных пользователей ШДИ. Соответственно, около 1,1 млн. физлиц, располагающих широкополосным Интернет-доступом, в 2005-м принесли операторам около $ 224 млн.

Сейчас в стране насчитывается 1,545 млн. пользователей ШДИ. К концу года их количество почти удвоится и составит 2,9 млн. (см. график). Любопытно, что удвоение клиентской базы в сегменте ШДИ началось еще в 2003-м. Но до недавнего времени операторы не спешили инвестировать в этот сектор.

Дело в том, что мелкие и даже средние провайдеры не могли профинансировать строительство сетей широкополосного доступа, рассчитанных на массовый рынок. А крупные телекоммуникационные холдинги не торопились с капвложениями, надеясь поучаствовать в приватизации "Связьинвеста" (межрегиональные компании которого располагают необходимой для внедрения ШДИ инфраструктурой).

В результате широкополосный доступ получил мощный импульс развития по инициативе снизу. Стали создаваться так называемые "домашние сети". На заре компьютеризации они организовывались для межпользовательских игр (типа Doom и Quake). А в 2000-х годах "перепрофилировались" под коллективный доступ в Интернет и получили широкое распространение. Сейчас в Петербурге насчитывается свыше 50 совершенно разноплановых домашних сетей. Кроме того, "домашние сети" развивают такие крупные игроки телекоммуникационного рынка, как "ПетерСтар", "Ланк телеком", "Матрикс" и др. В общей сложности все "домашние сети" в СПб обслуживают порядка 20 000 пользователей.

Впрочем, наиболее востребованной технологией для внедрения ШДИ стала "цифровая абонентская линия" — Digital Subscriber Line (DSL). Пока крупнейшим провайдером xDSL-услуг в СПб остается "Вэб Плас", который, по данным на февраль, обслуживал 28 000 пользователей ШДИ. Но стремительно растет популярность бренда "Авангард", под которым услуги собственной xDSL-сети продвигает признанный оператор "Северо-Западный Телеком" (в лице своего местного филиала "Петербургская телефонная сеть" — ПТС). В компании рассчитывают в течение 2006 года привлечь 50 000 клиентов ШДИ. "Вэб Плас" также продекларировал намерение к концу года довести количество обслуживаемых абонентов до 50 000. В ПТС, кстати сказать, потенциал петербургского рынка Интернет доступа по технологии xDSL оценивают примерно в 150 000 пользователей — "по крайней мере, в обозримой перспективе".

На местном рынке ШДИ также существует "темная лошадка" в лице крупнейшего провайдера услуг кабельного телевидения (КТВ) ОАО "Телекомпания "Санкт-Петербургское кабельное телевидение"" (ТКТ). В настоящее время ТКТ, контролирующее около 70% СПб рынка КТВ, предоставляет услуги выделенного доступа в Интернет по сетям кабельного телевидения в Московском, Адмиралтейском, Петроградском и Приморском районах.

Претензии на перспективный и растущий рынок ШДИ также могут предъявить и другие участники рынка. Так, на прошлой неделе менеджмент "Голден Телекома" заявил, что в 2006 году холдинг намерен активно развивать услуги широкополосного доступа в Интернет. В частности, в Москве оператор, который изначально не был представлен в этом сегменте, решил наверстать упущенное, построив крупнейшую в стране сеть беспроводного широкополосного доступа в Интернет. По итогам 2005 года, телекоммуникационный холдинг зафиксировал 2,2%-ное сокращение выручки — до $ 44,5 млн. — от услуг коммутируемого доступа в Интернет.

"Снижение среднемесячного дохода на абонента в сегменте коммутируемого доступа к сети Интернет обусловлено, прежде всего, меняющейся демографией абонентов. Количество абонентов, пользующихся услугами [коммутируемого] Интернет-доступа, в регионах растет, а в Москве — сокращается. В столице компания испытывает конкурентное давление со стороны провайдеров, использующих другие технологии доступа в Интернет", — говорится в сообщении "Голден Телекома".

За пределами Москвы телекоммуникационный холдинг развернул 870 DSL-узлов суммарной емкостью 25 260 портов. Из них 17 030 уже задействованы.

Тематики: Фиксированная связь, Интернет

Ключевые слова: