В Сети реклама растет быстрее

За прошедший год рынок баннерной рекламы удвоился до $60 млн и продемонстрировал самые высокие темпы роста по сравнению с офлайновыми носителями.
Такие данные были озвучены на состоявшемся 13 марта расширенном заседании комитета по рекламе Торгово-промышленной палаты РФ, проведенном совместно с Российским отделением Международной рекламной ассоциации на тему: "Итоги развития рекламного рынка России в 2005 году". Председатель комитета Борис Школьников в том числе сообщил данные об объемах российского рынка рекламы в Интернете.

В 2004 г. объем баннерной рекламы в российском Интернете, без учета контекстной рекламы, составлял $35 млн. Как сообщает Прайм-ТАСС, Борис Школьников представил также следующие данные. Объем рынка рекламы в СМИ в стране в минувшем году составил $5,01 млрд, что на 28% больше, чем в 2004 г. ($3,91 млрд). Самые большие доли рекламного рынка занимают телевидение и печатные СМИ, объем которых, соответственно, равен $2,33 и $1,39 млрд, а прирост в 2005 г. - 37% и 16%. Самый большой прирост объема рынка рекламы в 2005 г. дал Интернет - 71%, что соответствует темпам роста европейских стран.

Рост объема рекламы в Интернете г-н Школьников объяснил ростом доли аудитории Интернета на 18% по России и более чем на 40% по Москве, а также постоянным повышением цен на традиционные рекламные носители. Лидерами рекламного рынка в Интернете названы порталы Mail.ru, "Яндекс" и "Рамблер", которые зарабатывают вместе более 30% рекламных денег. Крупнейшие рекламодатели сети - сервисные компании, банки, страховые компании, дилеры автомобилей для среднего класса.

Председатель комитета по рекламе ТПП РФ Борис Школьников является также президентом Национальной рекламной ассоциации - общественной организации, в Интернете не представленной. В приведенных цифрах по рекламе в Сети не учтен сегмент контекстной рекламы, уже вполне соизмеримый по объемам с баннерной рекламой и догоняющей ее ударными темпами. Кстати, указанные лидеры рекламного рынка более всего преуспевают именно в контекстной рекламе.

Руководитель интернет-сервиса контекстной рекламы "Бегун", принадлежащего инвестиционному холдингу "Финам", Алексей Басов представил ComNews свои оценки рекламного рынка. По его словам, рынок контекстной рекламы в России в 2005 г. составил $27 - $30 млн. В 2006 г. ожидается его удвоение до $60 млн. Рост идет в основном за счет общего расширения аудитории рекламодателей и интернет-площадок. Доминирующие на рынке контекстной рекламы "Бегун" и "Яндекс" друг у друга аудиторию "не отъедают".

Не упомянул председатель комитета также и мощный теневой сегмент рынка интернет-рекламы - спам, который продолжает оставаться высокоэффективным для многочисленных и не слишком щепетильных рекламодателей. Правда, новый закон "О рекламе", также обсуждавшийся на заседании комитета, обещает нанести по спаму ощутимый удар, однако техническая реализация закона в этой части вызывает определенные сомнения.

Между тем, баннерная реклама, по мнению специалистов, последние годы по ряду причин заметно теряет свою эффективность. Как справедливо отметил председатель комитета Борис Школьников, рост здесь идет в основном за счет увеличения общей аудитории российского Интернета.

Характерно, что одной из главных проблем всего российского рекламного рынка на заседании было названо недоверие населения к рекламе и негативное к ней отношение. Президент Российского отделения Международной рекламной ассоциации Борис Еремин заявил, что "необходимо формировать толерантное отношение к рекламе", и что "сама реклама нуждается в рекламе".

Представленные на заседании результаты исследования "РОМИР Мониторинг" показывают, что 48% респондентов негативно относятся к рекламе. Генеральный директор РОМИР Андрей Милехин отметил: "Во всем мире рекламу критикуют, но найти такое негативное отношение к рекламе как в России, трудно".

Правильно определив основную проблему, исследователи сделали странный вывод о ее причинах, указав на некие исторические стереотипы времен СССР у российских граждан. При этом участники заседания призвали заняться просвещением населения по экономической сущности рекламы и ее роли в развитии рынка. Мысль о том, что подавляющая часть отечественной рекламы демонстрирует низкое качество креатива и еще более низкий интеллектуальный и эстетический уровень, впрочем, также косвенно была затронута докладчиками. Раздражение населения также вызывает и неконтролируемое нарастание потока рекламы и методы ее подачи.

Все сказанное в полной мере относится и к баннерной рекламе, но со своими технологическими особенностями. В частности, в Интернете большой вред репутации рекламы наносят технологии так называемых "порнобаннеров" - шокирующие заголовки, некорректные ссылки, выскакивающие окна (pop-up) и другие приемы.

Рубрики: Интернет, Маркетинг, Web