«Билайн» и «Альфа-Банк» занялись мобильной коммерцией. Организовав платежную систему RURU

Вчера, 22 июня 2011 года, в Москве компании объявили о создании новой универсальной платежной системы.

Рынок мобильных платежей вступил в стадию зрелости − об этом красноречиво говорят как результаты прошлого года самого оператора, так и тот факт, что данным видом бизнеса начинает заниматься все больше и больше самых разных компаний.

RURU является совместной компанией «Альфа-Банка» и «ВымпелКома». С точки зрения организационно-правовой формы это независимая сервисная российская компания ООО «Национальная сервисная компания». С точки зрения структурной доли «ВымпелКом» является мажоритарным акционером компании (точное распределение долей и коммерческие условия сотрудничества не раскрываются). За сколько был приобретен домен ruru.ru компании также не раскрывают.

По оценкам аналитиков, объем рынка мобильной электронной коммерции увеличивается каждые два года в два раза. Директор по продуктам и развитию бизнеса ОАО «ВымпелКом» Виктор Маркелов заявляет, что в его компании темпы прироста еще выше – за первые 5 месяцев этого года были достигнуты показатели, аналогичные тем, что были получены за весь 2010 год. Но удивляться здесь не приходится – у оператора имеется в этом плане некоторый опыт.

Рынок мобильной коммерции демонстрирует уверенную динамику

 

Напомним, что первый мобильный платеж в «Билайне» был совершен еще в июле 2005 года в рамках услуги «Мобильный кошелек». Постепенно от сервисов по оплате собственных услуг оператор перешел к оплате услуг третьих сторон – провайдеров фиксированного Интернета, коммунальных услуг, спутникового ТВ и т. п. Последний шаг в этом направлении – запуск в прошлом году сервиса Mobile Money Transfer, позволяющего осуществлять перевод денег между телефонами и вывод их с баланса абонента на банковский счет, пластиковые карточки и даже в наличность.

«Альфа-Банк» свои первые шаги в электронной коммерции начинал с сервисов «Альфа-Клик», «Альфа-Мобайл» и запуска приложений для смартфонов на ОС Android и iPhone. Сегодня клиенты банка ежедневно совершают через Интернет до 1,5 млн транзакций и, по данным систем VISA и MasterCard, на конец 2010 года доля транзакций «Альфа-Банка» на рынке составляла 32-34 %. А по неофициальной информации, за первое полугодие 2011 его доля выросла до 40 %.

 

Представители «Билайна» и «Альфа-Банка» уверены в успехе проекта

 

По словам члена правления, руководителя блока «Розничный бизнес» «Альфа-Банка» Алексея Марея, желание объединить возможности оператора по осуществлению мобильных платежей и опыт банка в финансовой сфере привели к созданию новой универсальной платежной системы RURU.

С помощью RURU можно будет оплатить достаточно широкий спектр товаров и услуг. Это услуги связи (мобильный и стационарный телефон, Интернет, кабельное и спутниковое телевидение), коммунальные услуги, взносы по кредитам и платежи в пользу государства, железнодорожные и авиабилеты, билеты на развлекательные мероприятия (концерты, кино и пр.), платный контент в Интернете и товары в интернет-магазинах.

Также сервис RURU позволит осуществлять денежные переводы на лицевые счета других абонентов сотовой связи, на электронные кошельки, на банковские карты, а также переводы, которые адресат сможет получить наличными в отделении систем денежных переводов. Уже сейчас доступна услуга по пополнению электронных кошельков Web Money и RBK Money с лицевого счета оператора. Также в числе прочего совместно с компанией «Киноход» реализована возможность оплаты билетов сети кинотеатров «Формула кино», «Кронверк Синема» и «Каро Фильм». Оплатить товары и услуги партнеров системы можно с помощью сайтов www.ruru.ru и oplata.beeline.ru, на сайтах-партнерах RURU и посредством специального приложения для мобильных телефонов, в том числе iPhone и коммуникаторов на ОС Android. Для последних такое приложение уже готово, а для «яблочных» аппаратов оно должно появиться в ближайшие недели. Комиссия за совершенные платежи будет колебаться в пределах от 0 до 5,95 % от суммы транзакции. Ее величина зависит от вида сервиса и рыночной ситуации.

 

Так сервис RURU выглядит на экране мобильного телефона

 

С начала июля, когда намечен старт проекта RURU, и в течение месяца услуги Интернета, коммунальные платежи, штрафы и некоторые другие виды транзакций будут осуществляться с нулевой комиссией. За те же услуги, что входят в Mobile Money Transfer (плата услуг сотовой связи (кроме «Билайн Россия»), пополнение электронных кошельков, денежные переводы, пополнение банковских карт и счетов), будет взиматься комиссия.

Как заявил исполнительный директор RURU Вадим Румянцев, его компания готова сотрудничать с любыми партнерами, начиная с операторов и сервис-провайдеров и заканчивая различными системами электронных кошельков. Им предлагаются две модели взаимодействия – размещение товаров и услуг на витрине самого банка или встраивание специальных виджетов RURU в собственные сайты. Сеть терминалов в RURU развивать не планируют, а предпочитают делать упор на мобильные платежи с аппаратов абонентов сотовых сетей. В компании считают, что в ближайшее время наиболее актуальными будут направления мобильной коммерции по оплате госуслуг и транспортных услуг. В петербургском метро уже ведутся тестовые работы с использованием технологии NFC (Near Field Communication). В компании надеются, что сервис бесконтактных платежей с помощью мобильных телефонов будет запущен в городе на Неве уже в этом году.

Уже на старте RURU предложит широкий список сервисов по оплате

 

Напомним, что другие сотовые операторы также работают в направлении мобильной коммерции и также декларируют рост в этом сегменте. В частности, в конце мая компания МТС провела в Петербурге встречу, на которой был озвучен ряд цифр (см. новость раздела МТС Мобильная коммерция от 23 мая 2011 г.). Директор департамента терминальных приложений и мобильной коммерции МТС Дмитрий Трошкин сделал тогда такой прогноз: к 2013 году доходы мировых игроков этого вида деятельности достигнут $5,4 млрд. Сама компания МТС к тому же сроку планирует занять 35 % рынка мобильных платежей в России и увеличить доход от них до $14 млн. В целом же к 2015 году объем доходов операторов «большой тройки» от мобильной коммерции может достигнуть $50 млн. Впрочем, на данный момент этот рынок в нашей стране находится у истоков своего развития: интересно, к примеру, что, хотя степень проникновения банковских карт  88 % (аудитория старше 18 лет), для осуществления удаленных платежей их используют менее 10 % россиян.

Автор: Алексей Новиков.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: Билайн, ВымпелКом, платежные системы