ADSL на проводе

Золотой век xDSL продолжается во всем мире. Особенно быстро набирает обороты Россия, где телефонные провода еще долго будут доминировать в качестве последней мили. За полтора года "Стрим" унес Москву далеко вперед, теперь же Россия прирастает регионами. Прозрению телефонных монополистов, сидящих на золотой, точнее медной, жиле, способствовали новые правила, регулирующие рынок связи.

География и демография

По данным западных исследователей, только за 9 месяцев 2005 года число широкополосных каналов доступа в Интернет в мире возросло на четверть и к 2006 году перевалило за 200 млн. Основной рост идет за счет региона EMEA, в котором Россия оказалась лидером по темпам роста.

Однако общее проникновение широкополосного доступа в России все еще составляет менее 1%. И дело тут не только в статистике. Понятно, что население нашей страны несколько больше, чем у Ямайки и других соседей по рейтингу. Помимо демографической статистики не меньшее влияние на показатель проникновения имеет география. Проникнуть широкополосному Интернету через широкие российские просторы не так просто. Что такое для России 4-5 километров предельной длины последней мили ADSL?

Между тем, именно xDSL'ями страна сейчас прирастает особенно резво. Конечно, и телефонные провода есть не везде, и не только в районах вечной мерзлоты, но и в Москве (которая, впрочем, за эту зиму тоже промерзла до самых нижних пластов кабельных залеганий). Однако основной рост ADSL-подключений сейчас наблюдается именно в регионах, которые, по прогнозам JP, к 2007 году обгонят Москву по количеству подключений.

Стремительная ориентация телекомов на ADSL объясняется не только настоятельными рекомендациями "Связьинвеста" развивать дополнительные услуги. Региональные телефонисты и сами осознали, что широкополосный доступ может быть очень приличным бизнесом, особенно для владельцев телефонных проводов.

Очень способствовали этому прозрению новые правила по присоединению сетей связи и прочие документы, регулирующие рынок. Теперь хозяева ограниченного ресурса обязаны предоставить свою инфраструктуру сторонним операторам для развития дополнительных услуг, если сами этого делать не собираются. То есть не хочешь развивать ADSL - будь добр предоставить другим свои АТС и провода.

Вместе с тем, непоследнюю роль в пропаганде бизнеса "новых услуг" сыграл пример Москвы. Сейчас трудно сказать, начал ли "Стрим" работать в чистый плюс, отбив грандиозные затраты на рекламу, но он отчетливо продемонстрировал, что рынок широкополосного доступа можно здорово раскачать собственными усилиями. То, с чем мучился несколько лет "Вэб Плас" в Санкт-Петербурге, "Стрим" преодолел единым могучим усилием - создал более чем солидную аудиторию практически из ничего.

Объявить дешевые безлимитные тарифы на ADSL было недостаточно. Нужно было еще убедить граждан, что им вообще нужен быстрый Интернет. Пока в Петербурге жаловались на отсутствие контента и мотивации, в Москве "Система" просто дала денег, чтобы силой впихнуть эту мотивацию в головы горожан со всех доступных рекламных площадей.

Со "Стримом" в головах

Какова сейчас стратегическая ситуация в обеих столицах? Число абонентов "Стрима" перевалило за четверть миллиона, то есть за год произошел рост в 2,5 раза. Для "МТУ-Интел" "Стрим" приносит в два раза больше дохода, чем коммутируемый доступ при соответствующих ARPU - $26 и $5 в месяц. То есть ADSL приносит фирме около $7 млн в месяц.

Серьезной конкурентной борьбы с другими видами и подвидами широкополосного доступа так и не случилось. Хотя "Стрим" готовился к напряженной схватке с домашними Ethernet-сетями и даже проводил предварительную "артподготовку" в своих рекламных воззваниях, каждый остался при своем куске пирога. Крупные районные сети действительно снизили тарифы, но когда они повсеместно упали ниже отметки $20 в месяц при неограниченном трафике, пользователь перестал обращать внимание на цену.

Определяющий фактор выбора переместился в сторону качества услуг. Один из ведущих российских экспертов в области телекоммуникационного бизнеса Александр Милицкий называет это четвертым этапом развития московского рынка широкополосного доступа. При этом он отмечает, что ниже себестоимости провайдеры цены опустить не рискнут даже в самых смелых маркетинговых порывах. Так что тарифы в пределах нескольких долларов в месяц в обозримом будущем останутся в области фантазий.

"Четвертый этап" по Милицкому - это переход конкуренции в область качества обслуживания. В этом смысле "Стриму", который сам себе сотворил лавинообразный рост абонентской базы, пришлось нелегко. У любого провайдера задержки с подключением, сбои в работе, торможение службы поддержки сильно влияют на лояльность пользователей и их миграцию. Повышение качества и надежности услуг в первую очередь потребуют финансовых вливаний и весьма немалых.

Интересно, что еще на далеком "Связь-Экспокомме-2000" Владимир Лагутин, в бытность свою гендиректором МГТС, представляя новую услугу ADSL-доступа, заявил, что не видит для нее другого провайдера, кроме "системно-родственного" "ПТТ-Телепорта", слитого впоследствии в "МТУ-Интел". И только если последний не справится с наплывом клиентов, МГТС будет рассматривать других кандидатов. Как можно было заметить, в ситуации разразившегося в 2004-2005 годах "Стрим"-бума вопрос о привлечении сторонних, не принадлежащих АФК "Система", операторов на площадки МГТС даже не возникал.

Кстати, в совсем уж темные и смутные времена середины 1990-х МГТС была совершенно по другую сторону баррикад, пытаясь введением отдельной платы за модем в зародыше придушить нарождающихся российских интернетчиков и уже успевших поднадоесть фидошников.

Тройные удовольствия

Помимо качества услуг широкополосного доступа предметом конкуренции становится и их количество. Несомненно, в этом году самым популярным словечком будет triple-play, то есть помимо доступа в Интернет это еще передача данных в разных формах, видео- и голосовые услуги.

Так, инвестиции в проект ADSL-телевидения "Стрим-ТВ" составили несколько десятков миллионов долларов. При этом объем запланированных инвестиций в проект превышает $100 млн. Число подписчиков на телеканалы собственного производства компании "МТУ-Интел" в регионах России и странах СНГ по итогам 2005 года превысило 1 млн. В дополнение к комплекту из более чем 100 эфирных и спутниковых телеканалов, а также 4 собственных "МТУ-Интел" скупает мелкие телекомпании и активно развивает свою киностудию Thema Production.

Как "Стрим", так и другие широкополосные провайдеры наперебой объявляют о планах по введению, видео по запросу, сервисов видеонаблюдения, телеконференций, IP-телефонии, контентных услуг и прочих удовольствий.

За Кольцевой начинаются "регионы"

Совсем недавно там, где кончались провода МГТС, заканчивалось и счастье дешевой широкополосности. Нет, конечно, в Московской области есть и домашние сети, и даже ADSL, но "Центр Телеком" не торопился делать его по-настоящему массовым. Тарифы на ADSL от "Центр Телекома" колеблются в районе от $60 (1,5 Гбайт - лимит) до $600 (10 Гбайт).

Теперь ближайшая к штаб-квартире "Связьинвеста" и самая крупная МРК, наконец, решила подтянуть "деревню" к городу. При этом 2006 год "Центр Телеком" намерен сделать переломным в развитии ADSL-доступа. Как признался коммерческий директор Сергей Приданцев, в регионах люди записываются в очередь на эти услуги, потому что их не устраивает качество диалапа.

Такое открытие подвигло оператора на решительные действия. Дополнительным стимулом стала также особая значимость для сельской и даже вполне городской местности дополнительных возможностей xDSL, в частности IP-телевидения. Не секрет, что за пределами дальнобойности Останкинской телебашни есть множество районов, где все телевещание состоит из двух федеральных каналов.

Свои более чем 2 десятка тысяч ADSL-абонентов в 15 областях "Центр Телеком" в 2006 году собирается увеличить в 10 раз. Тарифы обещают опустить с заоблачных высот до $30.

Петербургские тайны

Если в Москве с ADSL и проводами все ясно, то на Северо-Западе ситуация складывается более драматичная. В целом по региону "Северо-Западный Телеком" старался не отставать от прочих МРК по части развития xDSL-услуг. В основном это делалось посредством скупки местных ADSL-провайдеров. Неохваченным оставался только сам Санкт-Петербург, где весь ADSL был отдан интернет-провайдеру "Вэб Плас".

Несколько лет "Вэб Плас" предпринимал, что мог, пытаясь сделать услугу массовой. Однако разведение безлимитных "божьих коровок" (многолетний рекламный имидж "Вэб Плас") по цене $25 в месяц повторить подвиг "Стрима" не могло по причине несопоставимости рекламных бюджетов. Да и технически охватить все районы города провайдеру так и не удалось. Число ADSL-абонентов "Вэб Плас" в почти 6-миллионном городе приближается к 20 тысячам человек.

После того как СЗТ летом 2005 года первый раз выразил желание самостоятельно предоставлять ADSL-услуги в Петербурге, эксперты начали сильно сомневаться в судьбе "Вэб Пласа". Хотя технически оборудование xDSL от разных провайдеров вполне может сосуществовать на одной площадке, наблюдатели нисколько не сомневались, что СЗТ просто "попросит" "Вэб Плас" со своих АТС.

По мере того как СЗТ все более конкретизировал свои намерения относительно ADSL в Петербурге, его руководство относительно "Вэб Пласа" предпочитало не высказываться. Напряжение росло. Аналитики рисовали самые разные картины, вроде продажи (передачи) "Вэб Пласа" другой дочке "Телекоминвеста" - "ПетерСтару", и передачи абонентской базы ADSL СЗТ.

Пока СЗТ по щекотливому вопросу хранил молчание, руководство "Вэб Пласа" выдвинуло идею мирного сосуществования. "Мы полагаем, что на рынке будут прекрасно уживаться несколько провайдеров услуг ADSL. Более того, мы полагаем, что тарифы СЗТ на этом рынке не вызовут никакой ценовой войны, развязывание которой обычно не приносит пользы ни потребителю, ни операторам", - так была сформулирована официальная точка зрения провайдера.

Действительно, в плане продвижения услуги финансовые и медийные возможности СЗТ значительно больше, чем у "Вэб Пласа", и телефонный монополист вполне может послужить локомотивом рынка. Вопрос лишь в том, потянет ли этот локомотив прочие вагончики или просто скинет их с рельсов?

Ситуация с СЗТ аналогична московской, где "МТУ-Информ" и МГТС, то есть провайдер и владелец АТС, принадлежат одному хозяину. Разница состоит в том, что московский тандем относится к частному бизнесу, а СЗТ - компания, принадлежащая государственному холдингу "Связьинвест". Считается, что большие госпредприятия со всей своей инерцией и громоздким управлением уступают частным компаниям в гибкости и качестве предоставления технологичных коммерческих услуг.

В декабре 2005 года "Северо-Западный Телеком", наконец, непосредственно приступил к реализации программы по выходу на массовый рынок ADSL-услуг в Петербурге. Был запущен пилотный проект с тысячей тестеров. К Новому году было объявлено, что в течение 2006 года СЗТ планирует установить 74 тыс. ADSL-портов, из которых 50 тыс. будет введено в Санкт-Петербурге. Компанией предусмотрены тарифные планы для различных скоростей: 64, 128, 256 и 512 кбит/с. Все они безлимитные, то есть не предусматривают ограничения объема трафика.

Сейчас в самом СЗТ довольно нехотя, но все же говорят некие слова о мирном сожительстве с "Вэб Плас", но слова эти по тону все же больше похожи на отговорки. 7 февраля "Вэб Плас" должен провести пресс-конференцию, на которой подробно расскажет о дальнейших планах. К сожалению, на момент сдачи этого номера "Стандарта" руководство не поделилось с нами стратегической информацией раньше времени.

В заключение можно сказать определенно, что ADSL и прочие вариации широкопосного доступа по телефонным проводам (HDSL, VDSL, ADSL++ и т. п.), по крайней мере в российских городах, в скором времени дотянутся до каждого жителя. Россия в этом направлении хоть и идет, как всегда, своим путем, но уже достаточно быстро.

Рубрики: Фиксированная связь, Интернет