Wi-Fi осваивает автозаправки

Вчера, 28 марта, в Петербурге состоялась презентация первой точки беспроводного доступа в Интернет по технологии Wi-Fi на одной из автозаправочных станций (АЗС) местного подразделения компании "Лукойл". Партнером по проекту выступил оператор "МедиаСети" (Unitline), основным бизнесом которого является развитие услуг беспроводного доступа на базе пре-WiMax на территории России. Для него это первый опыт работы с Wi-Fi, и планируется, что после "обкатки" модели в Петербурге она будет предлагаться и другим участникам топливного розничного рынка. В планах "Лукойла" тоже стоит глобальное развитие хот-спотов по своей российской сети – в случае коммерческого успеха петербургского проекта.

Компания «МедиаСети», действующая на рынке под брендом Unitline, была образована в Москве в 2004 году. Компания вышла на рынок Северо-Запада 1,5 года назад, офис в Петербурге открылся год назад. На сегодняшний день компания действует также в Екатеринбурге, Перми, Волгограде, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону и Самаре, причем последний офис был открыт всего два месяца назад. Компания обладает 45 базовыми станциями в указанных регионах, из них 6 приходятся на Петербург и Ленинградскую область. Сеть, основанная на технологии пре-WiMax (оборудование Raitec), работает в диапазоне 5,9 и 6,4 ГГц. При этом в каждом городе интернет-трафик и услуги аренды каналов заказываются у местных провайдеров, в Петербурге – это «Голден Телеком». Unitline использует оборудование таких вендоров, как Cisco Systems, Hewlett Packard, RAD Communications. В планах компании оператора – предоставление услуг связи в 45 регионах страны. Впрочем, на сегодня развитие сети по крупным городам пока приостановлено, а точками доступа решено охватить ближайшие к уже освоенным «миллионникам» областные центры с населением от 300 тыс. человек.

Вчера, 28 марта, состоялась презентация совместного проекта «Лукойл» и «МедиаСети» по организации хот-спотов Wi-Fi на одной из петербургских АЗС местного подразделения топливной компании – ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт». Данный проект является экспериментом, цель которого - выявление спроса на подобные услуги на АЗС. При этом он является первым хот-спотом Unitline не только в Петербурге, но и в России – этот оператор тоже присматривается к этому направлению деятельности и, в частности, планирует продвигать такие услуги среди других владельцев АЗС. Напомним, что технологии Wi-Fi и WiMAX идеологически близки – они базируются на радиодоступе. При этом первая ориентирована на локальное использование конечными пользователями (точка доступа – хот-спот – охватывает диаметр в несколько сотен метров, в пределах которого пользователи мобильных терминалов могут воспользоваться беспроводным доступом). Вторая, WiMax, работает уже на городском уровне и позиционируется как средство организации магистральных каналов, подключения корпоративных клиентов, включая операторские компании и т. д. Надо отметить, что спецификации WiMax пока не приняты, поэтому реальные проекты работают на так называемом оборудовании пре-WiMax.

Компания «Лукойл» работает в Петербурге и Ленобласти с 1995 года, и первые АЗС компании появились в 1999 году. Сейчас сеть станций местной «дочки» компании – «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» - охватывает также четыре города Северо-Запада: Псков, Новгород, Петрозаводск, Мурманск (в остальных областях региона действуют другие подразделения «Лукойла»). Общее количество станций по региону – около 120, из них 70 организованы в Петербурге и Ленобласти. Компания развивала этот бизнес в том числе и за счет приобретения других игроков – так, последним приобретением «Лукойла» на местном рынке стала «Балт-Трейд» (более 50 АЗС), до этого были БСК, «Балтийский торговый дом».

Поэтому станции компании выполнены в различных форматах. Первый хот-спот был открыт на АЗС на Пулковском шоссе (ближайшей к аэропорту). При выборе в ее пользу сыграла свою роль более развитая инфрастуктура, в частности, здесь есть мини-кафе. Данный хот-спот подключен к внешним радиоканалам Unitline на скорости 1 Мбит/с, что позволяет, в частности, смотреть потоковое видео. В период тестирования услуга беспроводного доступа будет предоставляться клиентам этой АЗС бесплатно. В дальнейшем оплата будет осуществляться с помощью предоплаченных карт, распространяемых на АЗС. При этом планируется, что при старте коммерческой эксплуатации работа точки Wi-Fi-доступа на АЗС будет устроена таким образом, что изначально пользователь будет попадать на интранет-портал «Лукойла», вход на который будет бесплатным. На нем будет представлен список услуг, которые можно получить на данной АЗС, а также информацию по ближайшим объектам - банкоматам и т. д. Доступ же в Интернет будет осуществляться на основе предоплаты. Данная схема будет апробирована еще на нескольких АЗС «Лукойла», наиболее подходящих с точки зрения формата. По завершении этого этапа топливная компания будет принимать решение о развертывании хот-спотов на своих станциях и в других регионах страны. Как отметили представители компаний-партнеров, в целом же все будет зависеть от того, насколько привлекательными для пользователей продемонстрируют себя уже существующие точки доступа. Тем не менее, перспективные планы на Петербург и Ленобласть включают в себя организацию нескольких десятков точек доступа.

Как отмечают представители «Лукойла», предоставление на наших АЗС новой современной телекоммуникационной услуги - беспроводного доступа к сети Интернет - является составной частью корпоративной программы улучшения сервиса и привлечения клиентов. В частности, как сообщил главный инженер ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» Павел Баруковов, на сегодняшний день компания реализует еще несколько технологичных проектов, – в частности, автоматические АЗС и автомойки. При этом партнерство с Unitline является частью масштабного внутреннего проекта топливной компании – в этом году она приступила к реализации проекта «Единая сеть передачи информации», который подразумевает объединение всех АЗС и офисов местного «Лукойла» в единую сеть. Партнером выступает ее «сестринский» интегратор – «Лукойл-Информ». При этом сеть будет включать в себя как фиксированный сегмент – компания уже приступила к прокладке собственного оптоволокна, так и использование радиоканалов, чьим поставщиком будет Unitline. По словам директора по развитию и руководителя петербургского офиса Unitline Александра Григорьева, среди других услуг, которые станут возможными на АЗС благодаря Wi-Fi, можно также отметить организацию обслуживания посетителей «не выходя» из машины – благодаря специальным мобильным терминалам, которые будут подключены к беспроводной сети АЗС.

Как в свою очередь отмечает генеральный директор компании «МедиаСети» Игорь Хромов, создание точек беспроводного доступа является частью пакета услуг, которые его компания предлагает своим клиентам. «Компания «Лукойл» является одним из наших приоритетных клиентов, и мы планируем распространить демонстрируемое сегодня техническое решение и на другие АЗС «Лукойла» в Северо-Западном регионе, а также в других семи регионах России, где действуют наши сети. На мой взгляд, есть большой сегмент бизнес-пользователей, которые заинтересованы в получении услуги доступа в Интернет в пути», - считает Игорь Хромов.

По мнению других партнеров компании «МедиаСети», организацию хот-спота на АЗС можно рассматривать как поиск компанией новых ниш сбыта. «С компанией Unitline мы работаем давно, и в рамках нашего сотрудничества успешно реализовали несколько совместных проектов, где использовали сервис, предоставляемый компанией в области радиодоступа. Данный проект является дальнейшим логическим развитием линейки сервисов этого оператора», - прокомментировал финансовый директор ЗАО «Петербургская Городская Сеть» Андрей Попов.

По оценке других специалистов, данный проект является по большей степени имиджевым шагом. «Если сеть АЗС хочет привлечь пользователей Интернет, то такой шаг можно в любом случае рассматривать положительно – хотя бы с точки зрения проникновения новых технологий в различные сферы жизни. В целом же Wi-Fi сегодня пока не очень распространен и расценивается в основном как дополнительный сервис», - отмечает начальник группы развития и продвижения услуг департамента новых технологий и услуг компании «МегаФон Северо-Запад» Михаил Жуков. «Автозаправка вряд ли является оптимальным местом для потребления Интернета, так как ассоциируется у потребителя с быстрым предоставлением услуги: заправился и уехал. Если же речь идет о кафе при автозаправке, то, безусловно, это правильное направление, хотя сейчас его можно отнести к разряду перспективных», - считает генеральный директор ЗАО "LAB-IT" Виктор Баженов. «Мы не рассматриваем автозаправки как коммерческий вариант для организации хот-спотов. В предоставлении беспроводного доступа мы ориентируемся на бизнес-аудиторию, поэтому для нас более приоритетными являются гостиницы, аэропорты, вокзалы и т. п.», - отмечает менеджер по рекламе и PR компании «ПетерСтар» Алина Карпиченко.

Напомним, что также основными публичными местами расположения хот-спотов в Петербурге являются вокзалы, аэропорты, гостиницы, кафе, бизнес-центры и крупные магазины. В частности, в некоторых из них возможен и бесплатный Wi-Fi-доступ. Среди основных игроков здесь – «ПетерСтар», «Квантум», «МегаФон». Также в Петербурге несколько заведений являются участниками проекта «Яндекс.Wi-Fi» (см. выпуски новостей от 21 декабря 2004 г. и от 30 января 2006 г.). При этом стоит отметить, что сфера потребления услуг беспроводного доступа расширяется. Так, недавно бесплатный Wi-Fi-доступ появился в сети кинотеатров «Кронверк Синема» (см. выпуск новостей от 21 февраля 2006 г.). Еще один активно развивающийся сегмент – образовательный, Wi-Fi-сети работают в общежитиях Инжэкона, в зданиях ИТМО. Кроме того, часть городских библиотек начинают использовать Wi-Fi-технологии (см. выпуск новостей от 9 декабря 2005 г.). Правда, что касается других заметных сетей АЗС в Петербурге (это "Петербургская топливная компания" (ПТК, 120 АЗС), “Фаэтон” (около 40 АЗС), “Несте Санкт-Петербург” (более 30 АЗС), “Шелл АЗС” (более 10 АЗС) и “Сибнефть” (около 10 АЗС)), то они пока воздерживаются от таких проектов.

Рубрики: Фиксированная связь, Интернет, Маркетинг, Торговые сети